советский военно-морской флаг

Гидролокаторы советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

В 1936 году был разработан и прошёл испытания первый отечественный образец ультразвукового прибора подводного наблюдения (УЗПН), как в то время называли гидролокационные станции. Принципиальное отличие этого прибора от шумопеленгатора – возможность измерять расстояние до обнаруженного объекта, исходя из расчёта времени возвращения отражённого эха. Как показала практика, эхопосылками могли быть обнаружены не только надводные корабли и подводные лодки, но даже вражеские якорные мины. С учётом этого важность оснащения подлодок гидролокационными станциями (ГЛС) трудно переоценить.

Испытания первой отечественной станции проходили на подводной лодке «А-1» Черноморского флота. Целью служила однотипная «А-3». Дистанция устойчивого эха составила 3,3 кабельтовых, на дистанции 4,5 кабельтовых контакт терялся.

Позже был создан макетный образец ГЛС «Маяк», испытывавшийся на подводной лодке «Д-5». Дистанция эха составила 8-10 кабельтовых, точность пеленгования – 2-5 градусов. В серию станция не пошла из-за низкой помехозащищённости.

Тогда же началась разработка опытного образца ГЛС «Орион» для оснащения подлодок типа «Щ». Испытания опытных образцов продолжались в 1937-1939 гг., но без особого успеха. В следующем году новые приборы УЗПН были изготовлены и испытаны на подводных лодках «Щ-208» и «Щ-210». Впервые использовался магнитострикционный{1} преобразователь вместо применявшегося ранее пьезоэлектрического вибратора. Достигнута дистанция эхопеленгования 10 кабельтовых, связь в телеграфном режиме – 60-80 кабельтовых, в телефонном режиме – 35-40 кабельтовых. Прибор не приняли на вооружение из-за низкого качества изготовления.

C более высокими результатами испытания проводились на балтийской подлодке «Щ-304» в 1939 году. Удалось избавиться от мешавшего донного эха, повысить точность и дальность пеленгования. Был сделан вывод, что прибор отвечает требованиям флота, однако он так и остался в единственном экземпляре. {2}

В 1936-1939 гг. специалистами НИМИСТ (Ленинград) были разработаны ГЛС «Антарес-1», «Антарес-2» и «Антарес-3» для вооружения соответственно больших, средних и малых подводных лодок. «Антарес-1» смонтировали на «К-1», но уже первые испытания в 04.1941 показали, что станция совершенно не защищена от мощной реверберационной помехи, делавший этот прибор в реальных условиях практически бесполезным. Эти гидролокаторы так и не были приняты на вооружение, хотя позднее на подводной лодке «М-201» был установлен экспериментальный образец ГЛС «Антарес-3».

Таким образом, в Великую Отечественную войну наш флот вошёл без гидролокационных станций, поэтому представившаяся уже летом 1941 года возможность ознакомиться с британскими образцами гидроакустической техники была использована в полном объёме. Специально разработанный для субмарин гидролокатор типа 129 (Type 129){3} имел характеристики, существенно опережавшие самые удачные отечественные разработки:
• дальность обнаружения в активном режиме – 4-12 кабельтовых,
• дальность шумопеленгования – 30-40 кабельтовых,
• дальность звукоподводной связи – 40-50 кабельтовых,
• погрешность определения дистанции – 1-2 % от расстояния,
• погрешность определения курсового угла в активном режиме – 5°,
• погрешность определения курсового угла в режиме шумопеленгования – 2°.

Всего за годы войны было получено по ленд-лизу 70 комплектов таких гидролокаторов из 96 заказанных. В советском флоте они получили обозначение «Дракон-129». После определённых доработок, связанных с адаптацией корабельных электрических сетей (на средних лодках требовалось устанавливать умформер, поскольку напряжение их внутренней сети составляло 110 вольт, а прибор требовал 220 вольт), началась установка гидролокационных станций на подводные лодки. Первой в 1942 году ГЛС «Дракон-129» получила североморская «Щ-403».

Оснащение советских подводных лодок ГЛС «Дракон-129» в 1942-1945 гг.

Флот 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год
СФ «Щ-403», «К-3», «К-22» «Л-20», «Л-22», «Л-15»,
«С-54», «С-55»,
«Щ-404», «С-102»
«С-56», «Щ-402»,
«С-101», «С-19» {4}
«С-17»{5}
КБФ «Л-3», «Щ-318», «Щ-407» «Л-21», «С-4»,
«С-13», «Щ-303»
«Д-2», «Щ-310», «С-18»
ЧФ «Щ-202»{6}, «Щ-205»
ТОФ «Л-8», «Л-11»{7}, «Л-12»{7},
«Л-14», «Л-17», «Л-19»{7}
«Л-7», «Л-9», «Л-18»,
«Щ-107», «Щ-108», «Щ-109»,
«Щ-110», «Щ-111», «Щ-112»,
«Щ-113», «Щ-114», «Щ-115»,
«Щ-121», «Щ-124», «Щ-136» {8}

Наличие активных средств гидроакустического наблюдения наконец-то сделали возможным обнаружение подводными лодками минных заграждений. В 08.1943 в районе Териберской губы командование Северного флота создало учебный минный полигон, где подводники при помощи гидролокаторов тренировались в обнаружении якорных мин и уклонении от них в подводном положении. По всей вероятности, это принесло свои плоды, так как «Л-15» имела 11 обнаружений мин, «С-54» – 14, «С-55» – 10, «С-56» – 6, «Щ-404» – 26, «С-101» – 18 и «В-2» – 17. Дальность обнаружения мин составляла 3-3,5 кабельтовых, реже – до 5 кабельтовых.

В то же время инженеры конструкторского бюро завода № 206 (Ленинград) при участии специалистов НИМИСТ не оставляли попыток оснастить корабли и подлодки ГЛС отечественного производства. В 1940 году на вооружение катеров «МО» была принята гидролокационная станция «Тамир-1». Она обладала весьма посредственными характеристиками, ввиду слабой помехозащищённости от шумов собственной двигательной установки – при скорости катера более 3-х узлов станция глохла. Дальность обнаружения подводных лодок, как в активном режиме, так и в режиме шумопеленгования не превышала 5 кабельтовых. Тем не менее в конце 1942 года на Северный флот прибыло пять гидролокаторов «Тамир-4» для испытания на подлодках. Ими планировалось оснастить «малютки», которые по своим габаритам не могли вместить ГЛС типа «Дракон-129». К 11.11.1942 первый комплект собрали на «М-174», а остальные планировалось смонтировать после завершения испытаний. Можно предположить, что они не дали положительного результата – на остальных субмаринах «Тамир-4» так и не был собран.

Невозможность размещения на малых подводных лодках гидролокатора типа «Дракон-129» заставила советских изобретателей ещё раз взяться за создание гидроакустической станции обнаружения якорных мин. В ней были использованы детали от эхолотов и ГЛС «Тамир». Так называемый спецприбор обнаружения мин представлял собой 5 магнитострикционных излучателей-отражателей, смонтированных в носовой части подлодки. Он давал обзор в секторе 70°-0°-70° и якобы мог обнаруживать якорную мину на дистанции до 3,5 кабельтовых. Просмотр всего сектора можно было осуществлять за 7,5 секунд. «Спецприбор» в 02.1944 испытывали на тихоокеанской «М-114», но на вооружение по неизвестной причине он так и не поступил.

Параллельно продолжались работы над более крупной и мощной станцией «Тамир-5», которая имела модификации для крупных надводных кораблей («Тамир-5Н») и подводных лодок («Тамир-5Л»). В 1943-1944 гг. станция несколько раз выносилась на сравнительные испытания с ГЛС «Дракон-129», но каждый раз не выдерживала их и отправлялась на доработку. В конце концов 12.04.1944 народные комиссары ВМФ и судостроительной промышленности издали совместный приказ «О вооружении кораблей отечественными УЗПН», в соответствии с которым к 15.09.1944 требовалось изготовить два комплекта гидролокационной станции «Тамир-5Л» и предъявить её на государственные испытания. В 02.1945-04.1945 опытные образцы ГЛС были смонтированы и испытаны на тихоокеанских подводных лодках «С-52» и «С-53». Результаты испытаний признали положительными, и 19.05.1945 «Тамир-5Л» был принят на вооружение.

Характеристики гидролокационных станций

Марка
ГЛС
Год принятия
на вооружение
Дальность действия, каб. Погрешность определения координат цели
Эхо ШП ЗПС по дистанции,
% от дистанции
по пеленгу в
режиме «эхо», град
по пеленгу в
режиме ШП, град
Type 129
(«Дракон-129»)
1894 4-12 30-40 40-50 1-2 5 2
«Тамир-5Л» 1945 8-12,5 25-60{9} 3 3-4 2

Примечания

{1} Магнитострикционный эффект – это изменение формы и размеров некоторых металлов при их намагничивании и обратное явление – изменение намагничивания металлов (тел) при их деформации. На этом эффекте основана работа магнитострикционных гидроакустических средств.[2]

{2} Можно предположить, что в 1939 году на подводной лодке «Щ-304» испытывалась гидролокационная станция «Альбион».[2]

{3} В отечественной литературе также встречается обозначение «Asdic-129» («Асдик-129» или «Аздик-129»).[1][2]

{4} Кроме того, в состав Северного флота в 08.1944 вошли бывшие британские подлодки «В-2», «В-3» и «В-3», также имевшие на вооружении гидролокационные станции типа 129 (Type 129).[1]

{5} К окончанию военных действий на Северном флоте, с учётом ведущихся монтажных работ на подводных лодках «С-14», «С-17», «С-104» и «К-21», гидролокаторов «Дракон-129» не имели только «С-15», «С-16», «С-103» и «малютки».[2]

{6} Подводная лодка «Щ-202» успела совершить с ГЛС «Дракон-129» один боевой поход, однако из-за неподготовленности личного состава гидролокатор даже не включали.[2]

{7} По одним данным[1], на подводных лодках «Л-11», «Л-12» и «Л-19» гидролокаторы «Дракон-129» были установлены в 1944 году; по другим данным[1] – в начале 1945 года.

{8} По состоянию на 15.10.1945 на тихоокеанских подводных лодках «Л-7», «Л-9», «Л-18», «Щ-108», «Щ-112», «Щ-113», «Щ-114» и «Щ-115» монтаж гидролокационных станций «Дракон-129» был не завершён.[1] В то же время Платонов А. В.[1] указывает, что на подводных лодках «Л-7», «Л-9» и «Л-18» ГЛС смонтировали ещё в начале 1945 года.

{9} В режиме шумопеленгования подводная лодка, оснащённая гидролокационной станцией «Тамир-5Л», способна обнаруживать корабль класса эсминец: на стопе – до 60 кабельтовых, на малом ходу – до 40 кабельтовых, на полном ходу – до 25 кабельтовых.[1]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

Дата последнего изменения: 16.10.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.