Щ-202

(до 15.9.1934 – "Сельдь")

 

 

Серия

V-бис

 

Дата закладки

3.9.1933

Завод № 194, Ленинград

заводской номер 184.

Завод № 200, Николаев

заводской номер 1027.

Дата спуска на воду

25.5.1934

Дата вступления в строй

20.8.1935

Командиры

22.6.1941 – 2.1942

28.8.1942 – 16.4.1944

16.4.1944 – 9.5.1945

В.Х. Козюберда

А.П. Касаткин

М.В. Леонов

Карьера

3.9.1935

1.9.1939

22.6.1941 – 2.5.1942

2.5.1942 – 10.8.1942

10.8.1942 – 22.11.1942

22.11.1942 – 9.5.1945

Бригада подводных лодок Черноморского флота

1-я бригада подводных лодок ЧФ

Отдельный учебный дивизион ПЛ ЧФ

10-й отдельный дивизион ПЛ ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

10 боевых походов в ВОВ (193 суток). Выполнила 6 безрезультатных торпедных атак.

Судьба

17.2.1956 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в учебно-тренировочную станцию и поставлена на прикол. 16.7.1957 исключена из списков судов ВМФ, превращена в мишень для обеспечения выполнения боевых упражнений, передана спецполигону ВВС ВМФ, а в 8.1957 отбуксирована по внутренним водным системам на Каспийское море, дальнейшая судьба неизвестна.

В 1934 лодка в разобранном состоянии (8 секций) перевезена по железной дороге из Ленинграда в Николаев на завод № 200.

25.8.1935 по приказу НК ВМФ-44 вступила в строй и подняла военно-морской флаг.

По приказу НКО-36 вступила в строй 3.9.1935.

В 5.1941 прошла текущий ремонт.

К началу войны находилась в Феодосии в организационном периоде на испытании торпед.

Перешла в Новороссийск.

1-й боевой поход (9 суток):

28.6.1941 в 20.30 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска.

Встреч с кораблями противника не имела.

7.7.1941 возвратилась в Новороссийск.

2-й боевой поход (19 суток):

21.7.1941 в 21.00 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 9 в район к югу от Керченского пролива.

Встреч с кораблями противника не имела.

9.8.1941 в 8.00 досрочно возвратилась в Новороссийск из-за необходимости удаления аппендикса у одного из матросов.

3-й боевой поход (21 сутки):

25.8.1941 в 19.15 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 9 в район к югу от Керченского пролива.

26.8.1941 прибыла на позицию.

13.9.1941 в 20.10 после всплытия для зарядки аккумуляторных батарей обнаружила румынскую подводную лодку "Delfinul". При попытке выхода в атаку румынская лодка погрузилась.

15.9.1941 в 13.30 возвратилась в Новороссийск.

4-й боевой поход (7 суток):

5.10.1941 в 19.15 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска.

Встреч с кораблями противника не имела.

12.10.1941 в 11.30 отозвана в Новороссийск в связи с закрытием дозорной позиции.

14.12.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе, где начала капитальный ремонт. В ходе капитального ремонта получила аккумуляторные батареи с подводной лодки типа АГ.

28.7.1942 вышла из Туапсе и 29.7.1942 прибыла в Поти.

4.10.1942 перешла из Поти в Батуми.

19.11.1942 вступила в строй.

20.1.1943 перешла из Батуми в Поти.

5-й боевой поход (19 суток):

1.2.1943 в 20.23 вышла из Поти на позицию № 47 в район мыс Сарыч – Судак.

4.2.1943 в 20.15 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

17.2.1943 в 19.08 начала возвращение в базу.

20.2.1943 в 15.10 прибыла в Батуми.

6-й боевой поход (20 суток):

16.3.1943 в 17.53 вышла из Батуми на позицию № 76 в район севернее выхода из пролива Босфор.

21.3.1943 в 6.30 прибыла на позицию.

В ночь на 22.3.1943 не смогла перехватить выходивший из Босфора германский транспорт "Биргит" из-за навигационной ошибки.

Днем 28.3.1943 обнаружила одиночный транспорт, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

1.4.1943 в 3.30 начала возвращение в базу.

5.4.1943 в 10.40 прибыла в Батуми.

7-й боевой поход (20 суток):

28.4.1943 в 20.26 вышла из Батуми на позицию № 81 в район Сулина – Констанца.

2.5.1943 в 4.00 прибыла на позицию.

С 6.5.1943 по 7.5.1943 производила поиск в районе Портицкого гирла.

Днем 11.5.1943 по приказу командования перешла на позицию между Севастополем и мысом Олинька (между параллелями 44° с.ш. и 45°25' с.ш. и меридианами 31° в.д. и 32° в.д.).

Встреч с кораблями противника не имела.

14.5.1943 в 18.00 начала возвращение в базу.

18.5.1943 в 7.08 прибыла в Батуми.

С 19.5.1943 по конец 7.1943 прошла текущий ремонт.

8-й боевой поход (25 суток):

8.8.1943 в 20.04 вышла из Батуми на позицию № 85а в район Босфора.

13.8.1943 в 0.30 прибыла на позицию.

Утром 17.8.1943 по приказу командования начала переход на позицию № 82б в район мыса Тарханкут.

19.8.1943 в 1.15 прибыла на позицию.

Утром 20.8.1943 в точке 45°16,3' с.ш. / 32°34,4' в.д. (район мыса Тарханкут) обнаружила конвой противника в составе транспорта (? тонн), эскадренного миноносца, 2-х тральщиков и 2-х сторожевых катеров. В 7.29 из подводного положения произвела 3-торпедный залп с временным интервалом с дистанции 16 кабельтовых по транспорту. Торпеды прошли мимо цели. По зарубежным данным безуспешно атакован болгарский транспорт "Варна", шедший в составе германо-румынского конвоя. Преследования не было.

В ночь на 22.8.1943 по приказу командования перешла на позицию № 82а.

Утром 28.8.1943 обнаружила конвой противника, но из-за сильного охранения и неправильного маневрирования выйти в атаку не смогла.

29.8.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

2.9.1943 в 9.20 прибыла в Батуми.

9-й боевой поход (30 суток):

26.9.1943 в 19.32 вышла из Батуми на позицию № 92 в район Севастополь – Констанца.

30.9.1943 в 3.00 прибыла на позицию.

6.10.1943 в 14.45 и вечером атакована гидросамолетами типа He 115 (реально – Ar 196), сбросившими 4 бомбы и обстрелявшими лодку из пулеметов. На субмарине была пробита шахта вытяжной вентиляции, тумба вертикального руля, деформирован козырек рубки, подорвана шахта вдувной вентиляции. В надстройке и ограждении рубки лодка получила 15 осколочных и пулевых пробоин.

8.10.1943 в 8.00 начала переход на позицию № 98 в район южного побережья Крыма.

9.10.1943 в 10.30 прибыла на позицию. В 22.51 обнаружена и атакована сторожевым катером, сбросившим 5 глубинных бомб.

10.10.1943 в 20.00 начала возвращение на позицию № 92.

11.10.1943 в 20.00 прибыла на позицию № 92.

19.10.1943 в 3.35 в точке 44°43,6' с.ш. / 31°48,7' в.д. (район мыса Тарханкут) обнаружила конвой противника в составе транспорта (? тонн) и сторожевого катера. В 4.02 из надводного положения произвела 3-торпедный залп с временным интервалом с дистанции 5 кабельтовых по транспорту. Торпеды прошли мимо цели. Зарубежных данных нет. Преследования не было. Днем перешла на позицию № 93 в район мыса Тарханкут.

22.10.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.

26.10.1943 в 22.17 прибыла в Батуми.

27.10.1943 начала аварийный и текущий ремонт.

С 1.1.1944 по 8.2.1944 прошла докование.

11.4.1944 вступила в строй.

10-й боевой поход (23 суток):

18.4.1944 в 20.30 вышла из Батуми на позицию № 5 в район южнее маяка Олинька (обеспечивающий – Р.Р. Гуз).

23.4.1944 в 3.00 прибыла на позицию.

28.4.1944 в точке 44°04' с.ш. / 30°16' в.д. (к юго-востоку от маяка Олинька) обнаружила конвой противника в составе 4-х транспортов, эскадренного миноносца, 3-х тральщиков и нескольких сторожевых катеров. В 11.38 из подводного положения произвела 4-торпедный залп веером с дистанции 11,5 кабельтовых по транспорту (6000 тонн). Через 107 секунд услышан взрыв, затем с небольшим интервалом еще 3. По зарубежным данным в 10.41 в точке 43°52' с.ш. / 30°08' в.д. безуспешно атакован германский транспорт "Lola" из состава конвоя "Ideal" (3 транспорта и 4 корабля охранения). Противник наблюдал 3 торпеды, прошедшие мимо. Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими 9 глубинных бомб. От близких разрывов срезало болты соединительных муфт "Бамаг" – повреждение устранено в море. По результатам атаки лодке было засчитано потопление транспорта.

30.4.1944 в подводном положении атакована подводной лодкой противника. Зарубежных данных нет – по-видимому, ложный контакт.

В ночь на 2.5.1944 перешла в восточную часть позиции № 8 – западную часть позиции № 9.

Утром 6.5.1944 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за большого курсового угла цели командир отказался от атаки. Днем командир лодки отказался от атаки конвоя паромов "Зибеля" из-за малой ценности объектов.

Вечером 7.5.1944 в точке 43°45' с.ш. / 30°37' в.д. (к юго-востоку от маяка Олинька) обнаружила конвой противника в составе 2-х быстроходных десантных барж и 2-х сторожевых катеров. В 22.10 из надводного положения произвела 2-торпедный залп с временным интервалом с дистанции 8 кабельтовых по быстроходной десантной барже (620 тонн). Через 68 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакована быстроходная десантная баржа "F 122" из состава конвоя "Eiche", наблюдавшая идущие мимо торпеды. Преследования не было.

Днем 8.5.1944 в точке 43°55' с.ш. / 30°17' в.д. обнаружила конвой противника, шедший курсом 290° в составе 3-х буксиров с баржами, 3-х быстроходных десантных барж и 2-х самоходных паромов типа "Зибель". В 17.04 из подводного положения произвела 2-торпедный залп с временным интервалом с дистанции 8 кабельтовых по барже (2000 тонн). Услышано 2 взрыва. Атакован конвой, шедший из Севастополя. Зарубежных данных нет. По результатам атаки лодке было засчитано потопление баржи, однако версия о потоплении лодкой германского лихтера "Elbe-5" (около 500 брт) ошибочна, так как этот лихтер из состава конвоя "Eiche" был потоплен в этот день советскими торпедными катерами юго-западнее мыса Херсонес. В 17.54 в точке 43°54' с.ш. / 30°29' в.д. с дистанции 8-12 кабельтовых лодка выпустила из подводного положения еще 1 торпеду по барже (та же цель?). Торпеда прошла мимо цели. Возможно атаке подверглась германская баржа "Vistula", которая в этот день была потоплена советскими самолетами. Преследования не было. В 21.16 лодка начала возвращение в базу.

11.5.1944 в 9.30 прибыла в Батуми.

12.5.1944 начала текущий ремонт.

16.9.1944 завершила текущий ремонт.

30.11.1944 перешла в Новороссийск.

19.7.1945 выведена из боевого состава.

31.8.1945 начала капитальный ремонт в Севастополе.

17.2.1956 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в учебно-тренировочную станцию и поставлена на прикол.

16.7.1957 исключена из списков судов ВМФ, превращена в мишень для обеспечения выполнения боевых упражнений, передана спецполигону ВВС ВМФ.

В 8.1957 отбуксирована по внутренним водным системам на Каспийское море, дальнейшая судьба неизвестна.

  Неточности и несоответствия:

1. В [2] и [4] датой закладки лодки считается 3.11.1933.

2. В [2] и [4] датой спуска лодки на воду считается 29.5.1934.

3. Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [3]

Дата начала похода

Дата возвращения из похода

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

28.6.1941

7.7.1941

8.7.1941

2-й боевой

21.7.1941

22.7.1941

9.8.1941

3-й боевой

25.8.1941

26.8.1941

15.9.1941

4-й боевой

5.10.1941

12.10.1941

5-й боевой

1.2.1943

20.2.1943

18.2.1943

6-й боевой

16.3.1943

5.4.1943

7-й боевой

28.4.1943

18.5.1943

8-й боевой

8.8.1943

2.9.1943

9-й боевой

26.9.1943

26.10.1943

10-й боевой

18.4.1944

11.5.1944

Статистика по [4]:

срок боевой службы – 38,8 месяца (22.6.1941 – 16.9.1944);

10 боевых походов (186 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,16.

4. Согласно [4] в состав конвоя, атакованного 20.8.1943, помимо транспорта и эскадренного миноносца входили 3 сторожевых катера (без тральщиков).

5. В [3] временем атаки 19.10.1943 считается 3.35.

6. В [4] и [5] широта места атаки вражеского конвоя 28.4.1944 по данным командира лодки – 43°04' с.ш.

7. В [4] указано, что атака 7.5.1944 была выполнена из подводного положения. Скорее всего, опечатка, так как атака состоялась в темное время суток.

8. По версии [5] лихтер "Elbe-5" потоплен в результате воздушной атаки 10.5.1944.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

5. Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

Подводная лодка Щ-202

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ