советский военно-морской флаг

Радиолокационные станции советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

Несмотря на значительные теоретические достижения в области радиолокации, к началу Великой Отечественной войны СССР значительно отставал от своих противников и союзников по её внедрению в армии и на флоте. Лишь в 1939 году прошли первые испытания наземной радиолокационной станции РУС-2 («Редут»), и только в начале 1941 года первый корабельный комплект РЛС «Редут-К» поступил для испытаний на лёгкий крейсер «Молотов». Данная станция с длиной волны 4,3 м имела достаточно громоздкую антенную систему и не могла быть размещена на кораблях классом меньше крейсера. Конструирование радиолокационных станций для нужд подводного флота было делом далекой перспективы, тем более что наступила война.

С 1882 года в Советский Союз по ленд-лизу начались поставки радиолокационных станций, но считалось, что в первую очередь их должны получить надводные корабли. Первые радары в советском подплаве появились весной 1943 года на «Л-15» и «С-54» в ходе их ремонта в Великобритании. Это были установки типа 286M{1}, которые самими англичанами считались устаревшими и могли обнаруживать цели на дистанциях меньше дальности визуальной видимости в надводном положении. Всего советской миссией в Великобритании было заказано 6 комплектов радиолокационных станций – для всех советских подводных лодок, вышедших осенью 1942 года с Дальнего Востока на Северный флот. Однако когда выяснилось, что для монтажа РЛС и ГЛС требуется по меньшей мере два месяца, адмирал Кузнецов Н. Г. дал указание оборудовать новыми станциями только две лодки. Остальные 4 установки были отправлены в СССР с очередным полярным конвоем.

В следующем году в Советский Союз начали поступать новые радиолокационные станции типа 291W. При аналогичной с 286M длине волны (1,4 м) они имели механический привод вращения антенны (на РЛС типа 286M антенна была неподвижной) и гораздо более мощный излучатель. Все субмарины, принятые в 1944 году от Великобритании в счёт раздела итальянского флота («В-2», «В-3» и «В-3»), обладали такими РЛС. По состоянию на 09.05.1945 ни одна из станций, полученных «россыпью», на подводных лодках смонтирована не была. Есть сведения, что в конце 1945 года – начале 1946 года радар типа 291W был установлен на тихоокеанской «С-52». {2}

Впрочем, даже те лодки, на которых РЛС имелись, их не использовали. Объяснялось это двумя причинами: во-первых, отсутствием центров по подготовке радиометристов для подводного флота; во-вторых, отрицательным отношением командиров подлодок к радарам. Командиры считали, что работа РЛС может быть легко обнаружена противником, после чего сама субмарина превратится из охотника в жертву. В 01.1945 подводные лодки «В-2» и «В-3» в сумме трижды выходили для радиолокационного поиска субмарин противника в условиях полярной ночи у входа в Кольский залив, но каждый раз по различным причинам находили повод вернуться в базу, не выполнив задания.

Характеристики британских РЛС,
установленных в годы войны на советских подводных лодках

Марка
РЛС
Год принятия
на вооружение
Объекты
обнаружения
Рабочая частота, МГц /
длина волны, см
Мощность,
кВт
Дальность обнаружения, миль Погрешность определения
координат цели
по дистанции,
% от дистанции
по пеленгу,
град
286M 1940 воздушные
и морские
214 / 140 10 воздушная цель на высоте 5000 м – до 20
надводный корабль – 8
подводная лодка – 2,2
минимальная дистанция – 0,2
5 ± 15
291W 1942 воздушные
и морские
214-240 / 140-125 80-100 воздушная цель на высоте 3000 м – до 16
крейсер или большой транспорт – 4
± 1-4 ± 2-5

Всё это время отечественная наука пыталась вооружить флот станциями советской разработки. 20.03.1944 вышло постановление Государственного Комитета Обороны СССР № 5425cc «О проектировании и изготовлении в НИИ-20 Наркомэлектропрома образцов и опытных серий РЛС для авиации и ВМФ». В числе прочего этим постановлением предписывалось разработать, изготовить и представить на полигонные испытания не позднее 07.1944 опытный экземпляр радиолокационной станции «Гюйс-2» (конструктор Голев К. В.) для обнаружения кораблей и самолётов с подводных лодок, находящихся в надводном положении или под перископом. По заданию РЛС должна была иметь следующие тактико-технические характеристики: дальность обнаружения самолёта – до 30 миль, минимальная дальность обнаружения эсминца – 7 миль, ошибка в определении расстояния – не более 1000 метров, ошибка по направлению – не более 3°. Поскольку это же КБ занималось разработкой станций «Гюйс-1» для крупных надводных кораблей и «Гюйс-3» для торпедных катеров, справиться с заданием в срок оно не смогло. Весной 1944 года на советском эскадренном миноносце «Громкий» прошли государственные испытания радиолокационной станции «Гюйс-1», на которых РЛС не смогла показать заданных параметров. в 10.1944 на балтийском эскадренном миноносце «Строгий» прошли испытания станции «Гюйс-1М», после чего приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0023 от 27.01.1945 её приняли на вооружение.

Времени на конструирование специальной радиолокационной станции для подлодок не было, и тогда для этой цели решили приспособить «Гюйс-1М». Для установки требовались специальные тумбы с устройствами выдвигания антенны. В количестве 50 штук их решили заказать в Великобритании, причём 6 тумб даже успели получить к 06.1945. Одновременно НИИ-10, конкурирующий с НИИ-20, начал разработку предназначенных для подводных лодок РЛС «Мираж» с длиной волны 10 см («Гюйс-1М» – 1,43 м), но практического результата до окончания Второй мировой войны это не принесло.

Примечания

{1} По одним данным[2][3][5], на подводных лодках «Л-15» и «С-54» были установлены радиолокационные станции типа 286M; по другим данным[4] – типа 291W.

{2} По одним данным[2], радиолокационная станция типа 291W была установлена на подводной лодке «С-52» в конце 1945 года – начале 1946 года; по другим данным[4] – до окончания Второй мировой войны (предположительно в 1945 году).

Использованные источники

[1] Харламов Н. М. Трудная миссия. / Литературная запись В.И. Титова при участии В.В. Веселовского. – М.: Воениздат, 1983.

[2] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.

красивые букеты букеты подарки на 23
Дата последнего изменения: 15.06.2015.

Комментарии

Комментариев пока нет.