Подводная лодка «Щ-210» | ||
Главная → Лодки → Типы → X серия → Подводная лодка «Щ-210» |
Серия | X | |
---|---|---|
Дата закладки | 03.06.1934 | ССЗ № 200
имени 61 коммунара (г. Николаев) заводской (стапельный) номер – 1034 |
Дата спуска на воду | 13.03.1936 | |
Дата подписания приёмного акта | 31.12.1936 | |
Командиры | Коткевич Станислав Александрович Фокин Михаил Иванович (до 19.03.1939 – врид){3} | |
Принадлежность | ? – 04.1939 | 14-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ {4} |
Боевой результат | 5 боевых походов в Великой Отечественной войне
(68-81 суток). Выполнила 1 торпедную атаку (выпущена 1 торпеда), подтверждённых побед нет. | |
Судьба | 15-28.03.1942 затонула в результате подрыва на мине румынского заграждения «S-15» в 4 милях к востоку от мыса Шаблер в точке с координатами 43°33,4' с.ш. 28°43,25' в.д. во время 5-го боевого похода (погибли 46 человек). |
1. Довоенный период
03.06.1934
на Судостроительном
заводе имени 61 коммунара в г. Николаев (ныне ГП «Судостроительный
завод имени 61 коммунара», г. Николаев, Украина) под заводским (стапельным)
номером «1034» была заложена очередная подводная лодка X серии.
13.03.1936 субмарина была
спущена на воду реки Буг.
29.07.1936 командиром
подводной лодки назначен старший лейтенант Клынин
Николай Фёдорович. {1}
31.12.1936 Государственной
комиссией был подписан приёмный акт подводной лодки № 1034.
08.02.1937 приказом наркома
ВМФ командиром подводной лодки назначен старший лейтенант Тамман Виктор Фёдорович.
09.03.1937 подводная лодка
под наименованием «Щ-210» вступила в состав Черноморского флота. Субмарина числилась в 14-м дивизионе подводных лодок
1-й бригады ПЛ ЧФ. {4}
02.11.1937 приказом Военного
совета Черноморского флота командиром подводной
лодки «Щ-210» назначен лейтенант Коткевич
Станислав Александрович.
Приказом наркома ВМФ № 01363 от 22.11.1938 старший лейтенант Коткевич С. А. уволен в запас по
статье 43 пункт «а» (за невозможностью использования в связи с сокращением
штатов или реорганизацией).
01.12.1938{2} к исполнению
должности командира подводной лодки «Щ-210» допущен лейтенант Фокин Михаил Иванович.
Приказом наркома ВМФ № 0400 от 19.02.1939 командиром «Щ-210» назначался командир тихоокеанской
«Щ-107» капитан-лейтенант Петров Алексей Александрович. Пока он
добирался до места назначения, 19.03.1939 приказом наркома ВМФ лейтенант Фокин М. И. был утверждён в
должности командира «Щ-210».
В 04.1939 после реорганизации
подводных сил Черноморского флота лодка вошла в
состав 32-го дивизиона подводных
лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ.
28.09.1939 при подходе к
пристани перископной мастерской в Севастополе с целью замены перископа «Щ-210»
слегка ударилась трубчатым обтекателем носового горизонтального руля правого
борта о пирс. В результате удара в цистерне главного балласта № 1
образовалась течь, вызвавшая частичное заполнение ЦГБ № 1 забортной водой.
28.09.1939 носовая часть
подлодки была поднята краном для детального осмотра, который выявил, что при
ударе о пирс приваренный к обшивке корпуса в районе ЦГБ № 1 правого борта
конец лёгкого трубчатого обтекателя в месте сварки вырвал часть обшивки
цистерны. Причиной поломки комиссия определила „получение
температурных напряжений в месте сварки обтекателя с корпусом цистерны, что
привело к обрыву обтекателя вместе с телом (частью) корпуса цистерны при
незначительном усилии на лёгкий трубчатый обтекатель во время касания его о
стойку пирса при швартовке“[8].
08.01.1940 «Щ-210» на
переходе по маршруту Севастополь – Пицунда (переход обеспечивал командир
подводной лодки «Щ-208»
старший лейтенант Иванов В. И.)
в условиях тумана села на мель на рейде Анапы в 14,7 кабельтовых к западу от
Анапского маяка. Командир лодки приказал откачать всю воду из балластных
цистерн, и «Щ-210» самостоятельно снялась с мели. Повреждений корпуса субмарина
не получила.
30.04.1940 при нахождении
подводной лодки под водой командир отделения трюмных Шапошников после осушения
трюма 4-го отсека не смог закрыть клапан осушения ввиду его заедания. Через
открытый клапан забортная вода попала в трюм и прошла в артиллерийскую
выгородку, подмочив пулемётные ленты и патроны, находившиеся в открытых ящиках.
Старшина группы трюмных Барабашин насильно закрыл клапан, и поступление воды
прекратилось. Разборкой клапана обнаружено, что причиной заедания стала ветошь с
намотанной на ней проволокой, оставленная в трубопроводе во время его сборки на
заводе № 200.
06.05.1940 «Щ-210» несла
дозорную службу на выходе из пролива Босфор с целью своевременного обнаружения
входа в акваторию Чёрного моря боевых кораблей недружественных государств. При
выходе на перископную глубину подводная лодка ударилась левым бортом о корпус
плавучего светящегося буя (Босфорский буй). В результате удара были повреждены 3
(по другим данным – 4) заклёпки прочного корпуса в районе 56-го шпангоута,
и в VI отсек начала поступать забортная вода. Личный состав ликвидировал течь, и
лодка благополучно возвратилась в Севастополь, после чего была поставлена в
ремонт.
27.11.1940 подводная лодка
«Щ-210» подходила к борту тральщика «Гарпун» для приёма на борт командира 31-го дивизиона подводных
лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ капитана 3
ранга Кузьмина Г. Ю.. В
результате неправильных действий по управлению тральщиком его навалило на
субмарину. Пытаясь отойти, «Гарпун» дал задний ход и повредил лопасти винта об
ограждение кормовых горизонтальных рулей «щуки». «Щ-210» повреждений не
получила.
Приказом наркома ВМФ № 03520 от 21.11.1940 старший лейтенант Фокин М. И. был назначен командиром
сторожевого корабля «Шквал». Этим же приказом новым командиром «Щ-210»
назначался капитан-лейтенант Михайлов
Георгий Афанасьевич.
В 02.1941 на основании приказов
наркома ВМФ № 006 от 27.01.1941 и № 0026 от 26.02.1941 подводные силы ЧФ
снова переформировали, и «Щ-210» вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ.
С 11.06.1941 по 19.06.1941 подводная лодка
«Щ-210» принимала участие в манёврах Черноморского
флота.
2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941 подводная лодка «Щ-210» встретила в Севастополе в составе 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Михайлова Г. А. Субмарина числилась в 1-й линии.
1-й боевой поход (8,4 суток)
08.07.1941
в 04.45 «Щ-210» вышла на позицию № 8 в
район южнее мыса Меганом.
Встреч с кораблями противника не имела.
16.07.1941 в 13.13
возвратилась в Севастополь.
26.07.1941 «Щ-210» вышла из Севастополя и 27.07.1941 прибыла в Феодосию.
2-й боевой поход (20,2 суток)
04.08.1941
в 07.18 «Щ-210» вышла из Феодосии на позицию
№ 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.
06.08.1941 лодка прибыла на
позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
22.08.1941 «Щ-210» начала
возвращение в базу.
24.08.1941 подлодка прибыла
в Феодосию.
25.09.1941 капитан-лейтенант Михайлов был снят с должности командира подводной лодки и отдан под суд за „халатное исполнение служебных обязанностей“ (много выпивал на берегу, а на замечания руководства отвечал грубостью).
Подводная лодка «Щ-210» (1941 год) |
---|
30.09.1941
командиром «Щ-210» был назначен инженер-капитан 3 ранга Зельбст Исай Леонтьевич.
03.10.1941 «Щ-210» вышла из
Феодосии и 04.10.1941 прибыла
в Туапсе.
3-й боевой поход (18 суток)
08.10.1941
в 17.55 «Щ-210» вышла из Туапсе на позицию
№ 14 в район мыса Зейтин-бурну в соответствии с боевым приказанием
командира 3-го дивизиона подводных
лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ № 01/оп
от 07.10.1941.
На переходе подводная лодка была перенаправлена на позицию № 23 в район Бургаса, куда
«Щ-210» прибыла утром 11.10.1941.
11.10.1941 в 13.10 по
пеленгу 314° (курсовой угол – 120° левого борта) на дистанции 80
кабельтовых был обнаружен двухтрубный транспорт в охранении сторожевого катера
или болгарского миноносца. Командир лодки отказался от атаки из-за нахождения
транспорта вблизи берега за минным заграждением, большого курсового угла и
дистанции. По зарубежным данным, «Щ-210» встретила румынский минный заградитель
«Dacia».
18.10.1941 в 10.40 по
пеленгу 265° в Бургасском заливе был обнаружен транспорт водоизмещением
1000-1200 тонн, ведущий на буксире две гружёные парусные шхуны. Зельбст принял решение атаковать судно. На
дистанции 20 кабельтовых по государственному флагу на гафеле и опознавательному
знаку на борту была установлена принадлежность транспорта Турции. Командир лодки
отказался от атаки, так ему было запрещено атаковать турецкие суда. В 11.25 по
пеленгу 181° на дистанции 20 кабельтовых был обнаружен одиночный транспорт
водоизмещением 4000 тонн под неизвестным флагом. Зельбст предположил, что перед ним
замаскированный румынский транспорт, и начал выводить лодку в атаку. В 11.34 в
районе острова Свети-Иван «Щ-210» произвела из подводного положения с дистанции
5 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив из носового
аппарата № 3 торпеду типа 45-36 при
угле упреждения 11° и угле встречи 100°. Через 45 секунд был услышан взрыв.
Всплыв через 5 минут под перископ, командир лодки не обнаружил транспорт. Зельбст предположил, что в результате
торпедной атаки судно было потоплено. По данным противника, в 10.45 (берлинское
время) безуспешной атаке подвергся танкер «Le Progrès», шедший под
панамским флагом от Босфора в Бургас (по-видимому, рейс совершался в интересах
германского командования). Торпеда взорвалась на мелководье. Во избежание
повторной атаки танкер укрылся в Созополе.
22.10.1941 в 12.00 в порту
Бургас «Щ-210» обнаружила мачты 4-х транспортов. В 16.05 по пеленгу 178° были
обнаружены 3 болгарских миноносца типа «Смелый» («Строгий»), идущих строем
кильватера в Бургас южным фарватером курсом 330°.
24.10.1941 в 11.15 по
пеленгу 275° был обнаружен болгарский миноносец типа «Строгий», идущий курсом
норд-ост. Вечером «Щ-210» начала возвращение в базу.
26.10.1941 в 18.25 прибыла в
Севастополь.
29.10.1941 «Щ-210» вышла из Севастополя и 30.10.1941 прибыла в Туапсе, где начала текущий ремонт.
Подводная лодка «Щ-210» перед боевым походом |
---|
18.12.1941 вышла из Туапсе и 19.12.1941 прибыла в Поти.
16.01.1942 вступила в строй
после ремонта.
4-й боевой поход (19 суток)
29.01.1942
в 12.03 «Щ-210» вышла на позицию
№ 29 в район мыса Куру-бурну.
01.02.1942 в 09.22 прибыла на
позицию.
С 01.02.1942 по 06.02.1942 «Щ-210» производила
поиск экипажа самолёта «Дуглас» в южной и юго-восточной частях позиции.
Вечером 07.02.1942 в районе
Бургаса лодка обнаружила торпедный катер, от которого уклонилась погружением.
14.02.1942 в 19.30 «Щ-210»
начала возвращение в базу.
17.02.1942 в 11.35 прибыла в
Туапсе.
Подводная лодка «Щ-210» входит в Туапсе (1942 год) |
---|
5-й боевой поход (3-16 суток)
12.03.1942
в 19.10{5} «Щ-210» вышла из Туапсе на позицию № 35 в район мыса Шаблер.
По плану лодка должна была прибыть на отведённую ей позицию утром 15.03.1942, действовать там до
20.00 28.03.1942 и прибыть к
подходной точке Туапсинской ВМБ утром 31.03.1942.
30.03.1942 в 02.20 впервые
после ухода лодки в боевой поход командир 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ капитан 2 ранга Кузьмин Г. Ю. приказал запросить у
«Щ-210», которая уже должна была находиться на пути в Туапсе, её
местонахождение, а в 11.21 начальник штаба 1-й
БПЛ капитан 3 ранга Ларичев Д. Т. приказал сделать
аналогичный запрос. «Щука» на обе радиограммы не ответила.
03.04.1942 с 10.45 до 15.00
4 самолёта МБР-2 производили поиск «Щ-210» по маршруту возвращения до точки с
координатами 42°20' с.ш. 35°05' в.д. Кроме перевёрнутой шлюпки белого
цвета в квадрате № 8321 лётчики ничего не обнаружили.
Возвращение подводной лодки продолжали ожидать вплоть до 08.04.1942, после чего
командование 1-й бригады ПЛ ЧФ было
вынуждено сделать заключение, что подлодка „в базу не
возвратилась. С момента выхода из базы радиосвязи с лодкой не было. Достоверных
данных о причинах гибели Щ-210 нет. Есть основание полагать, что ПЛ Щ-210
погибла на минах, выставленных противником у своих берегов“. Вместе с
подводной лодкой погибли 46 человек.
13.06.1942
подводная лодка «Щ-210» была официально исключена из списков флота.
3. Послевоенное время
Летом 1983 года одно из гидрографических судов Краснознамённого Черноморского флота обнаружило в 4 милях к востоку от мыса Шаблер в точке с координатами 43°33,4' с.ш. 28°43,25' в.д.{6} корпус затонувшей советской субмарины. Это могла быть только «Щ-210».
Сонограмма затонувшей подводной лодки «Щ-210» [11] |
---|
15-26.06.1987 корпус «Щ-210» был обследован и отснят на
видеофильм болгарскими специалистами с использованием сверхмалой
исследовательской подводной лодки «РС-8-Р» и буксируемого необитаемого
подводного аппарата «Релеф 08». По результатам этих работ было составлено
описание останков «Щ-210». Корпус лодки лежит на глубине 60 метров курсом на
север с небольшим дифферентом на нос и с креном около 10° на левый борт. По
левому борту в районе центрального отсека имеется большая пробоина диаметром
около 3,5 метров, образовавшаяся в результате взрыва контактной противолодочной
мины немецкого типа «UMA», якорь которой лежит примерно в 6 метрах левее кормы
лодки. На носовой горизонтальный руль левого борта намотана проволока –
очевидно, зацепившийся за него минреп этой мины. Крышки всех входных люков и
торпедных аппаратов закрыты, оба перископа опущены. Так как внутреннего
водолазного обследования лодки не проводилось (из-за сильного течения от
использования водолазов совсем отказались), то находка «Щ-210» не дала ответа на
вопрос о дате гибели субмарины.
Исходя из координат местонахождения лодки, характера повреждений и наличия рядом
с корпусом субмарины якоря мины типа «UMA» можно предположить, что 15-28.03.1942 «Щ-210» стала
жертвой подрыва на мине типа «UMA» румынского минного заграждения «S-15»,
выставленного 07.12.1941
минным заградителем «Amiral Murgescu».
Примечания
{1} По данным Ковалёва Э. А.[6], Клынин Н. Ф. с 14.06.1936 по 15.02.1937 временно исполнял должность командира «А-4».
{2} По одной информации[6], Фокин М. И. командовал «Щ-210» с 04.12.1938; по другим данным[8], был допущен к исполнению должности командира «Щ-210» с 01.12.1938.
{3} Приказом наркома ВМФ № 0400 от 19.02.1939 командиром «Щ-210» был назначен командир тихоокеанской «Щ-107» капитан-лейтенант Петров Алексей Александрович. Пока он добирался до места назначения, 19.03.1939 приказом наркома ВМФ лейтенант Фокин М. И. был утверждён в должности командира «Щ-210», а прибывший на ЧФ Петров приказом командира 1-й бригады подводных лодок с 27.04.1939 был временно назначен командиром «С-34». [8]
{4} Возможно, что ещё в период строительства «Щ-210» была включена в состав 7-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ ЧФ, который после реорганизации подводных сил Черноморского флота в 11.1936 был преобразован в 14-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ. [10]
{5} По данным Морозова М. Э.[5] «Щ-210» вышла в свой последний боевой поход 12.03.1942 в 19.10. Стрельбицкий К. Б.[2] считает, что истинное время выхода лодки – 19.10.
{6} В большинстве источников координатами местонахождения остова «Щ-210» считаются 43°33,4' с.ш. 28°43,25' в.д.; по другой информации[11] – 43°33,583' с.ш. 28°43,197' в.д.
Использованные источники
[1] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 187.
[2] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Черного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003 – С. 55-57.
[3] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.
[4] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 58.
[5] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 69.
[6] Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 289, 351, 385.
[7] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 247.
[8] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – Спб.: ООО «Галея Принт», 2009. – С. 8-9, 132, 189, 191-192, 265-266, 386.
[9] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991-1994.
[10] Морозов М.Э.
Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и
подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ
МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 339-341.
[11] Сайт http://wreck.ru/ – Дата обращения: 04.09.2010.
[12] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 5, 21.
[13] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 19, 125-126.
Дополнительные страницы сайта по истории подводной лодки «Щ-210»
Торпедная атака «Щ-210» 18.10.1941 |
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |