военно-морской флаг СССР

Подводная лодка «Щ-210»

военно-морской флаг СССР
Серия X  
Дата закладки 03.06.1934 ССЗ № 200 имени 61 коммунара (г. Николаев)
заводской (стапельный) номер – 1034
Дата спуска на воду 13.03.1936
Дата подписания приёмного акта 31.12.1936
Командиры

29.07.1936 – 08.02.1937

08.02.1937 – 02.11.1937

02.11.1937 – 22.11.1938

01.12.1938{2} – 21.11.1940    

21.11.1940 – 25.09.1941

30.09.1941 – 03.1942     

Клынин Николай Фёдорович {1}

Тамман Виктор Фёдорович

Коткевич Станислав Александрович

Фокин Михаил Иванович (до 19.03.1939 – врид){3}

Михайлов Георгий Афанасьевич

Зельбст Исай Леонтьевич

Принадлежность

09.03.1937

           ? – 04.1939

04.1939 – 02.1941

02.1941 – 03.1942

Черноморский флот

14-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ {4}

32-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ

3-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ

Боевой результат 5 боевых походов в Великой Отечественной войне (68-81 суток).
Выполнила 1 торпедную атаку (выпущена 1 торпеда), подтверждённых побед нет.
Судьба 15-28.03.1942 затонула в результате подрыва на мине румынского заграждения «S-15» в 4 милях к востоку от мыса Шаблер в точке с координатами 43°33,4' с.ш. 28°43,25' в.д. во время 5-го боевого похода (погибли 46 человек).

 1. Довоенный период

03.06.1934 на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в г. Николаев (ныне ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара», г. Николаев, Украина) под заводским (стапельным) номером «1034» была заложена очередная подводная лодка X серии.
13.03.1936 субмарина была спущена на воду реки Буг.
29.07.1936 командиром подводной лодки назначен старший лейтенант Клынин Николай Фёдорович{1}
31.12.1936 Государственной комиссией был подписан приёмный акт подводной лодки № 1034.
08.02.1937 приказом наркома ВМФ командиром подводной лодки назначен старший лейтенант Тамман Виктор Фёдорович.
09.03.1937 подводная лодка под наименованием «Щ-210» вступила в состав Черноморского флота. Субмарина числилась в 14-м дивизионе подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ{4}
02.11.1937 приказом Военного совета Черноморского флота командиром подводной лодки «Щ-210» назначен лейтенант Коткевич Станислав Александрович.
Приказом наркома ВМФ № 01363 от 22.11.1938 старший лейтенант Коткевич С. А. уволен в запас по статье 43 пункт «а» (за невозможностью использования в связи с сокращением штатов или реорганизацией).
01.12.1938{2} к исполнению должности командира подводной лодки «Щ-210» допущен лейтенант Фокин Михаил Иванович.
Приказом наркома ВМФ № 0400 от 19.02.1939 командиром «Щ-210» назначался командир тихоокеанской «Щ-107» капитан-лейтенант Петров Алексей Александрович. Пока он добирался до места назначения, 19.03.1939 приказом наркома ВМФ лейтенант Фокин М. И. был утверждён в должности командира «Щ-210».
В 04.1939 после реорганизации подводных сил Черноморского флота лодка вошла в состав 32-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ.
28.09.1939 при подходе к пристани перископной мастерской в Севастополе с целью замены перископа «Щ-210» слегка ударилась трубчатым обтекателем носового горизонтального руля правого борта о пирс. В результате удара в цистерне главного балласта № 1 образовалась течь, вызвавшая частичное заполнение ЦГБ № 1 забортной водой. 28.09.1939 носовая часть подлодки была поднята краном для детального осмотра, который выявил, что при ударе о пирс приваренный к обшивке корпуса в районе ЦГБ № 1 правого борта конец лёгкого трубчатого обтекателя в месте сварки вырвал часть обшивки цистерны. Причиной поломки комиссия определила „получение температурных напряжений в месте сварки обтекателя с корпусом цистерны, что привело к обрыву обтекателя вместе с телом (частью) корпуса цистерны при незначительном усилии на лёгкий трубчатый обтекатель во время касания его о стойку пирса при швартовке[8].
08.01.1940 «Щ-210» на переходе по маршруту Севастополь – Пицунда (переход обеспечивал командир подводной лодки «Щ-208» старший лейтенант Иванов В. И.) в условиях тумана села на мель на рейде Анапы в 14,7 кабельтовых к западу от Анапского маяка. Командир лодки приказал откачать всю воду из балластных цистерн, и «Щ-210» самостоятельно снялась с мели. Повреждений корпуса субмарина не получила.
30.04.1940 при нахождении подводной лодки под водой командир отделения трюмных Шапошников после осушения трюма 4-го отсека не смог закрыть клапан осушения ввиду его заедания. Через открытый клапан забортная вода попала в трюм и прошла в артиллерийскую выгородку, подмочив пулемётные ленты и патроны, находившиеся в открытых ящиках. Старшина группы трюмных Барабашин насильно закрыл клапан, и поступление воды прекратилось. Разборкой клапана обнаружено, что причиной заедания стала ветошь с намотанной на ней проволокой, оставленная в трубопроводе во время его сборки на заводе № 200.
06.05.1940 «Щ-210» несла дозорную службу на выходе из пролива Босфор с целью своевременного обнаружения входа в акваторию Чёрного моря боевых кораблей недружественных государств. При выходе на перископную глубину подводная лодка ударилась левым бортом о корпус плавучего светящегося буя (Босфорский буй). В результате удара были повреждены 3 (по другим данным – 4) заклёпки прочного корпуса в районе 56-го шпангоута, и в VI отсек начала поступать забортная вода. Личный состав ликвидировал течь, и лодка благополучно возвратилась в Севастополь, после чего была поставлена в ремонт.
27.11.1940 подводная лодка «Щ-210» подходила к борту тральщика «Гарпун» для приёма на борт командира 31-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ капитана 3 ранга Кузьмина Г. Ю.. В результате неправильных действий по управлению тральщиком его навалило на субмарину. Пытаясь отойти, «Гарпун» дал задний ход и повредил лопасти винта об ограждение кормовых горизонтальных рулей «щуки». «Щ-210» повреждений не получила.
Приказом наркома ВМФ № 03520 от 21.11.1940 старший лейтенант Фокин М. И. был назначен командиром сторожевого корабля «Шквал». Этим же приказом новым командиром «Щ-210» назначался капитан-лейтенант Михайлов Георгий Афанасьевич.
В 02.1941 на основании приказов наркома ВМФ № 006 от 27.01.1941 и № 0026 от 26.02.1941 подводные силы ЧФ снова переформировали, и «Щ-210» вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ.
С 11.06.1941 по 19.06.1941 подводная лодка «Щ-210» принимала участие в манёврах Черноморского флота.

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «Щ-210» встретила в Севастополе в составе 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Михайлова Г. А. Субмарина числилась в 1-й линии.

   1-й боевой поход (8,4 суток)

08.07.1941 в 04.45 «Щ-210» вышла на позицию № 8 в район южнее мыса Меганом.
Встреч с кораблями противника не имела.
16.07.1941 в 13.13 возвратилась в Севастополь.

26.07.1941 «Щ-210» вышла из Севастополя и 27.07.1941 прибыла в Феодосию.

   2-й боевой поход (20,2 суток)

04.08.1941 в 07.18 «Щ-210» вышла из Феодосии на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.
06.08.1941 лодка прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
22.08.1941 «Щ-210» начала возвращение в базу.
24.08.1941 подлодка прибыла в Феодосию.

25.09.1941 капитан-лейтенант Михайлов был снят с должности командира подводной лодки и отдан под суд за „халатное исполнение служебных обязанностей“ (много выпивал на берегу, а на замечания руководства отвечал грубостью).

Подводная лодка «Щ-210» (1941 год)
Подводная лодка «Щ-210» (1941 год)

30.09.1941 командиром «Щ-210» был назначен инженер-капитан 3 ранга Зельбст Исай Леонтьевич.
03.10.1941 «Щ-210» вышла из Феодосии и 04.10.1941 прибыла в Туапсе.

   3-й боевой поход (18 суток)

08.10.1941 в 17.55 «Щ-210» вышла из Туапсе на позицию № 14 в район мыса Зейтин-бурну в соответствии с боевым приказанием командира 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ № 01/оп от 07.10.1941.
На переходе подводная лодка была перенаправлена на позицию № 23 в район Бургаса, куда «Щ-210» прибыла утром 11.10.1941.
11.10.1941 в 13.10 по пеленгу 314° (курсовой угол – 120° левого борта) на дистанции 80 кабельтовых был обнаружен двухтрубный транспорт в охранении сторожевого катера или болгарского миноносца. Командир лодки отказался от атаки из-за нахождения транспорта вблизи берега за минным заграждением, большого курсового угла и дистанции. По зарубежным данным, «Щ-210» встретила румынский минный заградитель «Dacia».
18.10.1941 в 10.40 по пеленгу 265° в Бургасском заливе был обнаружен транспорт водоизмещением 1000-1200 тонн, ведущий на буксире две гружёные парусные шхуны. Зельбст принял решение атаковать судно. На дистанции 20 кабельтовых по государственному флагу на гафеле и опознавательному знаку на борту была установлена принадлежность транспорта Турции. Командир лодки отказался от атаки, так ему было запрещено атаковать турецкие суда. В 11.25 по пеленгу 181° на дистанции 20 кабельтовых был обнаружен одиночный транспорт водоизмещением 4000 тонн под неизвестным флагом. Зельбст предположил, что перед ним замаскированный румынский транспорт, и начал выводить лодку в атаку. В 11.34 в районе острова Свети-Иван «Щ-210» произвела из подводного положения с дистанции 5 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив из носового аппарата № 3 торпеду типа 45-36 при угле упреждения 11° и угле встречи 100°. Через 45 секунд был услышан взрыв. Всплыв через 5 минут под перископ, командир лодки не обнаружил транспорт. Зельбст предположил, что в результате торпедной атаки судно было потоплено. По данным противника, в 10.45 (берлинское время) безуспешной атаке подвергся танкер «Le Progrès», шедший под панамским флагом от Босфора в Бургас (по-видимому, рейс совершался в интересах германского командования). Торпеда взорвалась на мелководье. Во избежание повторной атаки танкер укрылся в Созополе.
22.10.1941 в 12.00 в порту Бургас «Щ-210» обнаружила мачты 4-х транспортов. В 16.05 по пеленгу 178° были обнаружены 3 болгарских миноносца типа «Смелый» («Строгий»), идущих строем кильватера в Бургас южным фарватером курсом 330°.
24.10.1941 в 11.15 по пеленгу 275° был обнаружен болгарский миноносец типа «Строгий», идущий курсом норд-ост. Вечером «Щ-210» начала возвращение в базу.
26.10.1941 в 18.25 прибыла в Севастополь.

29.10.1941 «Щ-210» вышла из Севастополя и 30.10.1941 прибыла в Туапсе, где начала текущий ремонт.

Подводная лодка «Щ-210» перед боевым походом
Подводная лодка «Щ-210» перед боевым походом

18.12.1941 вышла из Туапсе и 19.12.1941 прибыла в Поти.
16.01.1942 вступила в строй после ремонта.

   4-й боевой поход (19 суток)

29.01.1942 в 12.03 «Щ-210» вышла на позицию № 29 в район мыса Куру-бурну.
01.02.1942 в 09.22 прибыла на позицию.
С 01.02.1942 по 06.02.1942 «Щ-210» производила поиск экипажа самолёта «Дуглас» в южной и юго-восточной частях позиции.
Вечером 07.02.1942 в районе Бургаса лодка обнаружила торпедный катер, от которого уклонилась погружением.
14.02.1942 в 19.30 «Щ-210» начала возвращение в базу.
17.02.1942 в 11.35 прибыла в Туапсе.

Подводная лодка «Щ-210» входит в Туапсе (1942 год)
Подводная лодка «Щ-210» входит в Туапсе (1942 год)

   5-й боевой поход (3-16 суток)

12.03.1942 в 19.10{5} «Щ-210» вышла из Туапсе на позицию № 35 в район мыса Шаблер.
По плану лодка должна была прибыть на отведённую ей позицию утром 15.03.1942, действовать там до 20.00 28.03.1942 и прибыть к подходной точке Туапсинской ВМБ утром 31.03.1942.
30.03.1942 в 02.20 впервые после ухода лодки в боевой поход командир 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ капитан 2 ранга Кузьмин Г. Ю. приказал запросить у «Щ-210», которая уже должна была находиться на пути в Туапсе, её местонахождение, а в 11.21 начальник штаба 1-й БПЛ капитан 3 ранга Ларичев Д. Т. приказал сделать аналогичный запрос. «Щука» на обе радиограммы не ответила.
03.04.1942 с 10.45 до 15.00 4 самолёта МБР-2 производили поиск «Щ-210» по маршруту возвращения до точки с координатами 42°20' с.ш. 35°05' в.д. Кроме перевёрнутой шлюпки белого цвета в квадрате № 8321 лётчики ничего не обнаружили.
Возвращение подводной лодки продолжали ожидать вплоть до 08.04.1942, после чего командование 1-й бригады ПЛ ЧФ было вынуждено сделать заключение, что подлодка „в базу не возвратилась. С момента выхода из базы радиосвязи с лодкой не было. Достоверных данных о причинах гибели Щ-210 нет. Есть основание полагать, что ПЛ Щ-210 погибла на минах, выставленных противником у своих берегов“. Вместе с подводной лодкой погибли 46 человек.

13.06.1942 подводная лодка «Щ-210» была официально исключена из списков флота.

 3. Послевоенное время

Летом 1983 года одно из гидрографических судов Краснознамённого Черноморского флота обнаружило в 4 милях к востоку от мыса Шаблер в точке с координатами 43°33,4' с.ш. 28°43,25' в.д.{6} корпус затонувшей советской субмарины. Это могла быть только «Щ-210».

Сонограмма затонувшей подводной лодки «Щ-210»
Сонограмма затонувшей подводной лодки «Щ-210» [11]

15-26.06.1987 корпус «Щ-210» был обследован и отснят на видеофильм болгарскими специалистами с использованием сверхмалой исследовательской подводной лодки «РС-8-Р» и буксируемого необитаемого подводного аппарата «Релеф 08». По результатам этих работ было составлено описание останков «Щ-210». Корпус лодки лежит на глубине 60 метров курсом на север с небольшим дифферентом на нос и с креном около 10° на левый борт. По левому борту в районе центрального отсека имеется большая пробоина диаметром около 3,5 метров, образовавшаяся в результате взрыва контактной противолодочной мины немецкого типа «UMA», якорь которой лежит примерно в 6 метрах левее кормы лодки. На носовой горизонтальный руль левого борта намотана проволока – очевидно, зацепившийся за него минреп этой мины. Крышки всех входных люков и торпедных аппаратов закрыты, оба перископа опущены. Так как внутреннего водолазного обследования лодки не проводилось (из-за сильного течения от использования водолазов совсем отказались), то находка «Щ-210» не дала ответа на вопрос о дате гибели субмарины.
Исходя из координат местонахождения лодки, характера повреждений и наличия рядом с корпусом субмарины якоря мины типа «UMA» можно предположить, что 15-28.03.1942 «Щ-210» стала жертвой подрыва на мине типа «UMA» румынского минного заграждения «S-15», выставленного 07.12.1941 минным заградителем «Amiral Murgescu».

Примечания

{1} По данным Ковалёва Э. А.[6], Клынин Н. Ф. с 14.06.1936 по 15.02.1937 временно исполнял должность командира «А-4».

{2} По одной информации[6], Фокин М. И. командовал «Щ-210» с 04.12.1938; по другим данным[8], был допущен к исполнению должности командира «Щ-210» с 01.12.1938.

{3} Приказом наркома ВМФ № 0400 от 19.02.1939 командиром «Щ-210» был назначен командир тихоокеанской «Щ-107» капитан-лейтенант Петров Алексей Александрович. Пока он добирался до места назначения, 19.03.1939 приказом наркома ВМФ лейтенант Фокин М. И. был утверждён в должности командира «Щ-210», а прибывший на ЧФ Петров приказом командира 1-й бригады подводных лодок с 27.04.1939 был временно назначен командиром «С-34»[8]

{4} Возможно, что ещё в период строительства «Щ-210» была включена в состав 7-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ ЧФ, который после реорганизации подводных сил Черноморского флота в 11.1936 был преобразован в 14-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ[10]

{5} По данным Морозова М. Э.[5] «Щ-210» вышла в свой последний боевой поход 12.03.1942 в 19.10. Стрельбицкий К. Б.[2] считает, что истинное время выхода лодки – 19.10.

{6} В большинстве источников координатами местонахождения остова «Щ-210» считаются 43°33,4' с.ш. 28°43,25' в.д.; по другой информации[11] – 43°33,583' с.ш. 28°43,197' в.д.

Использованные источники

[1] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 187.

[2] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Черного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003 – С. 55-57.

[3] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[4] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 58.

[5] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 69.

[6] Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 289, 351, 385.

[7] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 247.

[8] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – Спб.: ООО «Галея Принт», 2009. – С. 8-9, 132, 189, 191-192, 265-266, 386.

[9] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991-1994.

[10] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 339-341.

[11] Сайт http://wreck.ru/ – Дата обращения: 04.09.2010.

[12] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 5, 21.

[13] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 19, 125-126.

Дополнительные страницы сайта по истории подводной лодки «Щ-210»


Дата последнего изменения: 12.11.2013.