советский военно-морской флаг

Шумопеленгаторы советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

Одним из основных технических средств обнаружения, применявшихся подводными лодками, являлся шумопеленгатор – устройство для обнаружения источника звука или шума и определения направления (пеленга) на него.

17.10.1927 на советской подводной лодке «Коммунар» специалисты «Остехбюро» провели опыты по использованию гидрофона подслушивания – прообраза шумопеленгатора. В гидрофоне использовался созданный инженером Богословским М. М. электрический компенсатор станции, позволяющий формировать направленный приём шумов. Однако советская промышленность была ещё не готова к самостоятельному производству гидроакустических приборов.

Во время командировки в 1930 году в Германию комиссии во главе с видным учёным Бергом А. были оформлены контракты на приобретение шумопеленгаторов для первых отечественных подводных лодок (такие поездки и закупки регулярно производились и в дальнейшем{1}). На субмаринах I серии установили шумопеленгаторы фирмы «Atlas Werke AG» (Бремен, Германия) с 16 приёмниками и эллиптической базой, а также германскую аппаратуру звукоподводной связи.

Участие в дальнейших работах по созданию гидроакустических приборов принимали как исследовательские учреждения «Остехбюро» и сформированный в 10.1932 Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС), так и Радиотелеграфный завод имени Коминтерна (Ленинград).

К 1932 году на базе отечественных предприятий с использованием полученных гидроакустических приборов германского производства были разработаны шумопеленгаторные станции (ШПС) с линейной базой «Меркурий» (на 4 и 12 приёмников) и с эллиптической базой «Марс» (типов «А», «ДМ» и «ШМ» с числом приёмников до восьми).

К производству подключился ленинградский завод точного приборостроения «Водтрансприбор» (завод № 206). В течение 30-х годов изготовление гидроакустических станций на нём велось полукустарным способом, небольшими темпами, при наличии большого числа образцов. Качество же самих образцов не всегда соответствовало даже нашим весьма скромным требованиям. В частности, немало замечаний высказывалось по отечественным ШПС.

15.03.1940 флагманский связист 2-й бригады подводных лодок КБФ старший лейтенант Захаров докладывал командиру 2-й бпл: „Установленные шумопеленгаторы типа «Марс» на ПЛ 2-й бригады за исключением ПЛ «Щ-318» показали неудовлетворительные результаты, даже в зимних условиях, расстояние до шумящего объекта, при застопоренных машинах своей ПЛ – достигают максимально 10—20 каб., а при ходе своей ПЛ – вообще ничего не слышно, а на ПЛ «Щ-324» и того хуже, тогда как шумопеленгатор, установленный на ПЛ «Щ-318» типа «Марс-ДМ-2», показал удовлетворительные результаты в точности и дальности пеленгования. Следовательно, если такое же положение с шумопеленгаторами на ПЛ первой и третьей бригад, необходимо ПЛ вооружить унифицированными шумопеленгаторами типа «Марс-ДМ-2». В случае отсутствия таковых, необходимо выслать квалифицированных специалистов из Связьмортреста, закончить установку имеемых и сдать в постоянную эксплуатацию“.

Не удовлетворяло не только качество, но и количество. Вкупе с закупками за рубежом промышленность могла обеспечить шумопеленгаторными станциями не более половины вступавших в строй подлодок. Кроме всего прочего, проявлялся значительный процент монтажного брака. За период с 1939 года по 01.1940 из строя вышло 88 приёмников, из них: 40 % – по причине некачественной укупорки при монтаже «Связьмортрестом»; 5 приёмников – по причинам некачественной сборки на заводе № 206 (Ленинград); 10 приёмников – по причинам некачественных работ, производимых судостроительными заводами. Инструкции по эксплуатации приборов не имелось, в учебных отрядах изучение их практически не велось из-за отсутствия тренировочной аппаратуры.

В 1940 году{2} в конструировании ШПС удалось достичь определённого успеха – на вооружение флота поступили модернизированные образцы шумопеленгаторных станций «Марс-8», «Марс-12» и «Марс-16» (цифрами обозначалось число гидрофонов-приёмников) для малых, средних и больших подлодок соответственно. Выросло и производство, которое за 1940 год дало флоту 64 комплекта ШПС. Это позволило в ходе средних ремонтов в 1940 году установить шумопеленгаторы на большинство лодок типа «Щ», изначально их не имевших. Всего же к началу войны шумопеленгаторами обладали 51 подлодка КБФ, 27 – ЧФ, 15 – СФ и 64 – ТОФ. В общей сложности имелось 157 комплектов ШПС при потребности в 212. Например, на кораблях боевых дивизионов подводных сил КБФ на 22.06.1941 шумопеленгаторные станции отсутствовали на «М-96», «М-102», «М-77» и «Щ-309», а лодки «Щ-305», «Щ-307», «Щ-308», «Щ-317», «Щ-318» и «Щ-320» имели станции устаревших типов. То же самое можно сказать про черноморские «Щ-204», «Щ-205», «Щ-207», «Щ-214» и «Щ-215». На подлодках действующих флотов установку шумопеленгаторов завершили в 1942 году, на Тихоокеанском флоте – к 1943 году.

В то же время из ознакомления с германской гидроакустикой в 1939 году было известно, что германские ШПС укомплектованы гидрофонами не электродинамического, а кристаллического или магнитострикционного{3} типа, имевшими большую чувствительность. Станция типа GHG представляла собой от 12 до 48 гидрофонов, размещённых в носовой части легкого корпуса полукругом вокруг баллера но­совых горизонтальных рулей и связан­ных с приёмником внутри подлодки. Точ­ность пеленгования такого устройства во многом зависела от взаимного рас­положения лодки и источника шума – лучше пеленговались цели, находившие­ся на траверзах. Для повышения точ­ности пеленгования источника шума использовалась станция KDB, представлявшая собой вращаю­щуюся Т-образную антенну, на которой монтировалось 6 гидрофонов. Дальность обнаружения транспорта, движущегося со скоростью 10-11 узлов немецкими станциями GHG и KDB составляла 80-100 кабельтовых, подлодки под дизелем – 25-27 кабельтовых при большей точности пеленгования. Достигалось это, помимо качества, и большим числом приемников. Под влиянием этих примеров к середине 1944 года КБ завода № 206 были сконструированы станции «Спика-24», «Марс-16к» и «Марс-24к». Испытания ШПС «Спика-24» на тихоокеанской подводной лодке «Щ-131» прошли неудачно, и этот прибор так и остался в единственном числе. «Марс-16к» и «Марс-24к» испытывались на «Щ-132» и «С-52» соответственно с 15.12.1944 по 15.02.1945. Приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0269 от 19.05.1945 данные шумопеленгаторы приняли на вооружение флота{4}, хотя по своим характеристикам они не превосходили испытывавшийся одновременно гидролокатор «Тамир-5Л» в режиме шумопеленгования.

В 05.1943 было предложено установить на подводных лодках трансляционное устройство, позволяющее командиру, находящемуся в боевой рубке или центральном посту, лично слышать сигналы, получаемые от шумопеленгатора или гидролокатора. Устройство, получившее обозначение ПУ-2, было предельно простым и представляло собой дополнительный отвод с динамиком или наушниками. Установку получили: «Л-4», «Л-6», «Л-23», «С-31», «Щ-207», «Щ-216», «М-35», «М-111». Планировалось установить устройство на подводных лодках «Д-4», «С-33», «Щ-209», «М-62» и «М-117», но успели ли это сделать до конца войны, неизвестно.

Характеристики отечественных шумопеленгаторов

Марка
ШПС
Год принятия
на вооружение
Дальность пеленгования, каб. Погрешность
пеленгования, град.
Собственная
скорость ПЛ, уз.
Вес
станции, кг
Мощность,
кВт
Место
установки
зимой летом
«Марс-8»     1940{2} 25-30 15 3-5 до 3-4 300 0,4 ПЛ типа «М»
«Марс-12»     1940{2} 30-35 15 2,7-5 до 3-4 380 0,4 ПЛ типа
«Щ» и «С»
«Марс-16»     1940{2} 30-35 15 2,5-5 до 4 420 0,4 ПЛ типа
«Л» и «К»
«Марс-16к»     1945{4} 25{5} 2,5 до 10 ПЛ типа «М»
«Марс-24к»     1945{4} 25{6} 2,5 до 10 средние и
большие ПЛ

Примечания

{1} По некоторым данным[4], только в 1936 году было приобретено 50 комплектов германских ШПС.

{2} По одним данным[2][3], шумопеленгаторные станции «Марс-8», «Марс-12» и «Марс-16» были приняты на вооружение советского ВМФ в 1940 году; по другой информации[4] – в 1939 году.

{3} Магнитострикционный эффект – это изменение формы и размеров некоторых металлов при их намагничивании и обратное явление – изменение намагничивания металлов (тел) при их деформации. На этом эффекте основана работа магнитострикционных гидроакустических средств.[4]

{4} По одним данным[2], шумопеленгаторные станции «Марс-16к» и «Марс-24к» были приняты на вооружение советского ВМФ приказом № 0269 от 19.05.1945; по другой информации[4] – в 1943 году.

{5} По одним данным[2], шумопеленгаторные станции типа «Марс-16к» имели дальность пеленгования в зимнее время до 25 кабельтовых при собственной скорости подводной лодки до 10 узлов; по другой информации[4] – 35-40 кабельтовых при скорости субмарины 4-6 узлов.

{6} По одним данным[2], шумопеленгаторные станции типа «Марс-24к» имели дальность пеленгования в зимнее время до 25 кабельтовых при собственной скорости подводной лодки до 10 узлов; по другой информации[4] – 40-45 кабельтовых при скорости субмарины 5-6 узлов.

Использованные источники

[1] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

[2] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

Дата последнего изменения: 16.10.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.