|
"Д-2" (до 15.09.1934{1} – "Народоволец") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 189, г. Ленинград заводской № 178 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
20.11.1940
– 14.09.1945 |
|
Принадлежность |
06.09.1941 – нач. 1942 нач. 1942 – 09.05.1945 |
Краснознаменный
Балтийский флот дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок КБФ |
Боевой результат |
4 боевых похода в Великой Отечественной войне (138 суток). {5} Выполнила 12 торпедных атак (19 торпед). Достоверно потопила: 14.10.1942 германский транспорт "Jacobus Fritzen" (4090 брт).{6} Достоверно повредила: 19.10.1942 германский железнодорожный
паром "Deutschland" (2972 брт). |
|
Судьба |
20.06.1956 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию. 05.03.1987 исключена из списков ВМФ. 08.07.1989 после восстановительного ремонта установлена на вечной стоянке в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Центрального военно-морского музея у Шкиперского протока недалеко от Морского вокзала на Васильевском острове в г. Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург). |
05.03.1927
заложена на заводе № 189 в г. Ленинград
(заводской № 178) под наименованием "Народоволец".
19.05.1929 спущена на воду.
06.09.1931 подписан приемный акт.{2}
11.10.1931 подняла военно-морской флаг и вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
20.11.1931 по приказу Реввоенсовета вступила в строй.
18.05.1933 вышла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск в составе ЭОН-1.
05.08.1933 вошла в состав Северной военной флотилии.
15.09.1934 получила новое литерно-цифровое обозначение "Д-2".{1}
11.05.1937 вошла в состав Северного флота.
С 17.05.1938 по 24.06.1938 подводной лодкой командовал Михаил Петрович Августинович.{3}
С 15.04.1939 по 05.05.1939 совместно с подводными лодками "Щ-402", "Щ-403" и "Щ-404" участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов.
22.09.1939 прибыла с Севера в Ленинград для проведения капитального ремонта и модернизации.{7}
20.11.1940 командиром подводной лодки назначен Роман Владимирович Линденберг.{4}
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
Начало Великой Отечественной войны встретила в капитальном ремонте на слипе завода № 189 (г. Ленинград) под командованием капитан-лейтенанта Р.В. Линденберга. Лодка числилась в составе Северного флота и имела 95,8% технической готовности.{8}
В конце 07.1941 спущена на воду.
В 08.1941 на лодку были установлены дизеля.
17.08.1941 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
В начале 09.1941 покинула акваторию завода № 189, после чего базировалась на реке Нева.
06.09.1941 включена в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок КБФ.
В начале 1942 года передана в состав 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ КБФ.
Утром 15.09.1942 перешла из Ленинграда в Кронштадт.
1-й боевой поход (42 суток):
23.09.1942 в 21.10 вышла из Кронштадта на позицию № 4 в район западных выходов из Ирбенского пролива и пролива Соэлавяйн. До точки погружения лодка шла в обеспечении тральщиков "БТЩ-210", "БТЩ-211", "БТЩ-215", "БТЩ-217", "БТЩ-218" и 3-х сторожевых катеров.
24.09.1942 в 05.29 прибыла в точку погружения на Восточном Гогландском плесе. В 16.52 в 45 кабельтовых северо-западнее острова Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Лишь крайне неблагоприятная для действий противолодочных сил погода позволила субмарине избежать встречи с противником.
В ночь на 26.09.1942 осмотр вертикального руля был повторен, после чего управляемость лодки улучшилась.
29.09.1942 в 00.20 закончила форсирование Финского залива и в 05.20 прибыла в район позиции № 4 у мыса Ристна.
Утром 30.09.1942 у Ирбенского пролива обнаружила сторожевой корабль противника. В 23.03 лодка получила приказ перейти на позицию № 1 западнее острова Борнхольм.
03.10.1942 в 09.35 в районе маяка Хегбю у северной оконечности острова Эланд обнаружила конвой противника (2 транспорта в охранении 2 миноносцев). В 09.57 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 6 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. При выходе в повторную атаку на "оставшийся" транспорт командир лодки посчитал себя обнаруженным миноносцем и от атаки отказался. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована.
Утром 06.10.1942 прибыла на позицию № 1.
07.10.1942
08.10.1942
Днем 09.10.1942
10.10.1942
11.10.1942
14.10.1942
С 15.10.1942
Вечером 16.10.1942
18.10.1942
19.10.1942
22.10.1942
Днем 23.10.1942
25.10.1942
Ночью 26.10.1942
Вечером 29.10.1942
30.10.1942
03.11.1942
04.11.1942
06.11.1942
Вечером 10.11.1942
К 10.05.1943
В ночь на 12.08.1943
Летом 1944 года получила на
вооружение гидроакустическую станцию
"Дракон-129".
До 10.1944
2-й боевой поход (29 суток):
01.10.1944 – 05.10.1944 вышла из Кронштадта финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий на позиции № 9 в районе восточного побережья острова Эланд – южного входа в пролив Кальмарзунд.
После начала похода сразу же произошел ряд поломок материальной части.
06.10.1944 временно вышел из строя вертикальный руль. Лодка в течение 30 минут в светлое время суток находилась в надводном положении.
08.10.1944 в 09.45 в 33 милях к югу от мыса Хоборг обнаружила одиночный транспорт (1000 тонн). В 10.00 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом две торпеды с дистанции 5 кабельтовых. Транспорт уклонился от торпед. Атака противником не зафиксирована. Очевидно атаковано шведское рыболовное судно.
Вечером 09.10.1944
командир бригады ПЛ КБФ
приказал лодке занять позицию, ограниченную пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор № 2).
Вечером 10.10.1944 прибыла в сектор № 2 юго-западнее Либавы.
11.10.1944 на лодке вышел из строя ограничитель вертикального руля.
16.10.1944 обнаружила одиночный транспорт, но из-за невыгодного курсового угла не смогла выйти в атаку.
19.10.1944 водой залило шахту перископа.
20.10.1944 вышла из строя муфта Федорицкого.
22.10.1944 отказала цепь Галля.
Утром 24.10.1944 в районе маяка Паппензее обнаружила конвой, но из-за ошибки рулевого-горизонтальщика не смогла выйти в атаку.
Утром 26.10.1944 по приказу командира бригады ПЛ КБФ заняла позицию у маяка Паппензее. В 12.31 в 8 милях западнее маяка Паппензее обнаружила конвой (1 транспорт, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль). В 12.54 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (5000 тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 8 кабельтовых. Командир наблюдал гибель транспорта в перископ. После атаки лодку контратаковали корабли противолодочной обороны, сбросившие 5 глубинных бомб. Силой близких взрывов субмарину дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще.
27.10.1944 в 02.20 начала возвращение в базу, управляясь изменением оборотов винтов.
Днем 29.10.1944 стала на якорь у острова Утё.
30.10.1944 прибыла в Турку.
30.10.1944
вышла из Турку и 01.11.1944 прибыла в Хельсинки.
С 09.11.1944 по 29.11.1944 прошла в Хельсинки докование.
3-й боевой поход (39 суток):
12.12.1944 в 08.48 вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° западнее Виндавы (сектор № 1).
13.12.1944 лопнул амортизатор помпы.
14.12.1944 в 17.30 прибыла в сектор № 1 западнее Виндавы. Действия лодки сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами противолодочной обороны.
Вечером 16.12.1944 обнаружила конвой, но при попытке атаковать была обнаружена и атакована сторожевым кораблем, сбросившим несколько глубинных бомб.
23.12.1944 в 04.48 западнее Виндавы в точке 57°21,8' с.ш. / 21°05,5' в.д. обнаружила конвой (1 транспорт в охранении 1 сторожевого корабля). В 04.52 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (? тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 5 кабельтовых. Торпеда прошла мимо цели. Атака противником не зафиксирована.
Днем 25.12.1944 обнаружила 4 быстроходные десантные баржи, но в атаку не выходила.
В ночь на 26.12.1944 обнаружила конвой, но из-за противодействия сторожевого корабля не смогла атаковать.
29.12.1944
Утром 01.01.1945
03.01.1945
В последующие дни имела контакты исключительно с кораблями противолодочной обороны.
С 10.01.1945
16.01.1945
Утром 18.01.1945
20.01.1945
27.01.1945
4-й боевой поход (28 суток):
20.04.1945
Днем 22.04.1945
23.04.1945
27.04.1945
В ночь на 28.04.1945
В ночь на 07.05.1945
В ночь на 09.05.1945
11.05.1945
18.05.1945
14.09.1945 командир подводной лодки Роман Владимирович Линденберг получил новое назначение.
20.06.1956 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию.
05.03.1987 исключена из списков ВМФ.
08.07.1989 после восстановительного ремонта установлена на вечной стоянке в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Центрального военно-морского музея у Шкиперского протока недалеко от Морского вокзала на Васильевском острове в г. Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург).
Подводная лодка "Д-2"
Подводная лодка "Д-2"
Подводная лодка "Д-2" на Неве. [5, с.9]
Рубка корабля-музея "Д-2". [5, с.10]
Примечания:
{1} В [1, с.42] дата присвоения 3-м первым подводным лодкам I серии литерно-цифровых обозначений – 21.08.1934, в то время как для всех остальных подводных лодок указывается дата 15.09.1934. Форум [4] содержит правдоподобное объяснение расхождениям: 21.08.1934 Начальник УВМС РККА подписал приказ, согласно которому всем подводным лодкам литерно-цифровые обозначения присваивались с 15.09.1934.
{2} В [1, с.42] дата подписания приемного акта лодки – 06.09.1931; в [2, с.240] изложены две версии: 06.09.1931 и 20.11.1931.
{3}
Согласно [3, с.232] М.П. Августинович
командовал лодкой с 28.07.1938 по 10.1939 (противоречит информации того же источника [3, с.274],
согласно которой А.А. Жуков командовал
"Д-2" с 28.06.1938 по 01.09.1939); в
ранних постах М.Э. Морозова [4] – с 17.05.1938 по 24.06.1938 (сам Морозов не исключает, что назначение прошло только по приказам, а
реально М.П. Августинович в командование не вступил); в более поздних
постах [4] Морозов вовсе
не упоминает о факте командования М.П. Августиновичем подводной лодкой "Д-2".
{4} В [5, с.9] фамилия
командира "Д-2" ошибочно указана как "Линдберг".
{5} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.9-10]:
4 боевых похода (138 суток).
12 торпедных атак (19 торпед).
Статистика в Великой Отечественной войне по [7, с.90]:
срок боевой службы – 46,3 месяца (01.07.1941 – 09.05.1945);
4 боевых похода (70 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,05.
12 торпедных атак (19 торпед).
{6} В [1, с.42] лодке приписывается потопление 3 транспортов.
В [2, с.62]
считается, что лодка потопила транспорты "Якобус
Фритцен" (4090 брт) и
"Нина" (1371 брт). На самом деле норвежский
пароход "Nina"
("Нина") затонул 27.10.1944
{7} В [2, с.240] и [5, с.9] указано,
что подводная лодка "Д-2" прибыла с Севера в Ленинград для
проведения капитального ремонта и модернизации 22.09.1939;
в [1, с.42] считается,
что лодка ушла с Севера в Ленинград на модернизацию и капитальный ремонт в 09.1939; Платонов [7, с.89]
{8} Платонов [7, с.23,89]
{9} В [6, с.86] считается, что днем 10.10.1942
{10}
Согласно [5, с.9]
"Д-2" подверглась атаке сторожевого корабля, в ходе которой было
сброшено 48 глубинных бомб, вечером 29.10.1942
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[4] Форум "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".
[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: изд. "Полигон", 2001. – 96 с.: ил.
[6] Jurgen Rohwer –
Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations
1939-1945). Naval Institute Press,
[7] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Дополнительные страницы сайта по истории
"Д-2":
1. Торпедная атака "Д-2" 03.10.1942.
2. Торпедная атака "Д-2" 07.10.1942.
3. Торпедная атака "Д-2" 08.10.1942.
4. Торпедная атака "Д-2" 10.10.1942 (факт выполнения лодкой этой атаки не подтверждается большинством источников).
5. Торпедная атака "Д-2" 11.10.1942.
6. Торпедная атака "Д-2" 14.10.1942 в 10.39.
7. Торпедная атака "Д-2" 14.10.1942 в 16.33.
8. Торпедная атака "Д-2" 19.10.1942.
9. Торпедная атака "Д-2" 08.10.1944.
10. Торпедная атака "Д-2" 26.10.1944.
11. Торпедная атака "Д-2" 23.12.1944.
12. Торпедная атака "Д-2" 29.12.1944.
13.
Торпедная атака "Д-2" 03.01.1945.
Альтернативные ссылки по теме:
1. Сайт "Штурм глубины" – http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/d%20I/d-2/d-2.htm.
2. Сайт "Великая Отечественная под водой" – http://www.town.ural.ru/ship/ship/d2.php3.
Дата последнего изменения: 07.10.2008.