"Д-2"

(до 15.09.1934{1} – "Народоволец")

 

 

Серия

I

 

Дата закладки

05.03.1927

Завод № 189, г. Ленинград

заводской № 178

Дата спуска на воду

19.05.1929

Дата подписания приемного акта

        06.09.1931 {2}

Командиры

17.05.193824.06.1938 {3}

20.11.1940 – 14.09.1945

Михаил Петрович Августинович

Роман Владимирович Линденберг {4}

Принадлежность

11.10.1931

05.08.1933

11.05.1937

17.08.1941

06.09.1941нач. 1942

 

нач. 1942 – 09.05.1945

Морские силы Балтийского моря

Северная военная флотилия

Северный флот

Краснознаменный Балтийский флот

дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок КБФ

1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ КБФ

Боевой результат

4 боевых похода в Великой Отечественной войне (138 суток). {5}

Выполнила 12 торпедных атак (19 торпед).

Достоверно потопила:

14.10.1942 германский транспорт "Jacobus Fritzen" (4090 брт).{6}

Достоверно повредила:

19.10.1942 германский железнодорожный паром "Deutschland" (2972 брт).

Судьба

20.06.1956 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию.

05.03.1987 исключена из списков ВМФ.

08.07.1989 после восстановительного ремонта установлена на вечной стоянке в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Центрального военно-морского музея у Шкиперского протока недалеко от Морского вокзала на Васильевском острове в г. Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург).

05.03.1927 заложена на заводе № 189 в г. Ленинград (заводской № 178) под наименованием "Народоволец".

19.05.1929 спущена на воду.

06.09.1931 подписан приемный акт.{2}

11.10.1931 подняла военно-морской флаг и вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

20.11.1931 по приказу Реввоенсовета вступила в строй.

18.05.1933 вышла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск в составе ЭОН-1.

05.08.1933 вошла в состав Северной военной флотилии.

15.09.1934 получила новое литерно-цифровое обозначение "Д-2".{1}

11.05.1937 вошла в состав Северного флота.

С 17.05.1938 по 24.06.1938 подводной лодкой командовал Михаил Петрович Августинович.{3}

С 15.04.1939 по 05.05.1939 совместно с подводными лодками "Щ-402", "Щ-403" и "Щ-404" участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов.

22.09.1939 прибыла с Севера в Ленинград для проведения капитального ремонта и модернизации.{7}

20.11.1940 командиром подводной лодки назначен Роман Владимирович Линденберг.{4}

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

Начало Великой Отечественной войны встретила в капитальном ремонте на слипе завода № 189 (г. Ленинград) под командованием капитан-лейтенанта Р.В. Линденберга. Лодка числилась в составе Северного флота и имела 95,8% технической готовности.{8}

В конце 07.1941 спущена на воду.

В 08.1941 на лодку были установлены дизеля.

17.08.1941 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В начале 09.1941 покинула акваторию завода № 189, после чего базировалась на реке Нева.

06.09.1941 включена в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок КБФ.

В начале 1942 года передана в состав 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ КБФ.

Утром 15.09.1942 перешла из Ленинграда в Кронштадт.

1-й боевой поход (42 суток):

23.09.1942 в 21.10 вышла из Кронштадта на позицию № 4 в район западных выходов из Ирбенского пролива и пролива Соэлавяйн. До точки погружения лодка шла в обеспечении тральщиков "БТЩ-210", "БТЩ-211", "БТЩ-215", "БТЩ-217", "БТЩ-218" и 3-х сторожевых катеров.

24.09.1942 в 05.29 прибыла в точку погружения на Восточном Гогландском плесе. В 16.52 в 45 кабельтовых северо-западнее острова Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Лишь крайне неблагоприятная для действий противолодочных сил погода позволила субмарине избежать встречи с противником.

В ночь на 26.09.1942 осмотр вертикального руля был повторен, после чего управляемость лодки улучшилась.

29.09.1942 в 00.20 закончила форсирование Финского залива и в 05.20 прибыла в район позиции № 4 у мыса Ристна.

Утром 30.09.1942 у Ирбенского пролива обнаружила сторожевой корабль противника. В 23.03 лодка получила приказ перейти на позицию № 1 западнее острова Борнхольм.

03.10.1942 в 09.35 в районе маяка Хегбю у северной оконечности острова Эланд обнаружила конвой противника (2 транспорта в охранении 2 миноносцев). В 09.57 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 6 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. При выходе в повторную атаку на "оставшийся" транспорт командир лодки посчитал себя обнаруженным миноносцем и от атаки отказался. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована.

Утром 06.10.1942 прибыла на позицию № 1.

07.10.1942 в 10.44 к юго-западу от п. Истад обнаружила одиночный транспорт (? тонн). В 11.04 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду с дистанции 7 кабельтовых. При выстреле лодка вынырнула на поверхность. Транспорт от торпеды уклонился. Атака противником не зафиксирована.

08.10.1942 в 21.53 в 36 милях севернее маяка Рюгенвальде (к югу от п. Истад) обнаружила одиночный транспорт (? тонн). В 22.22 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду с дистанции 1,5-2 кабельтовых. Торпеда прошла мимо цели. По зарубежным данным был безуспешно атакован шведский транспорт "Gunnar" (1258 брт), с которого наблюдали одну торпеду, прошедшую мимо.

Днем 09.10.1942 обнаружила одиночный транспорт, но из-за большого курсового угла цели командир отказался от атаки.

10.10.1942 в 23.10 в 18 милях юго-восточнее маяка Смюгехук обнаружила одиночный транспорт (? тонн).{9}

11.10.1942 в 00.47 из надводного положения произвела торпедную атаку по транспорту, обнаруженному накануне, выпустив прицельно одну торпеду с дистанции 3 кабельтовых. Торпеда прошла мимо цели. Атака противником не зафиксирована.

14.10.1942 в 10.19 в 18 милях юго-восточнее маяка Смюгехук обнаружила одиночный транспорт (? тонн). В 10.39 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду с дистанции 4 кабельтовых. В момент залпа из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка ушла на глубину. Торпеда прошла мимо цели. Атака противником не зафиксирована. В 15.36 обнаружила одиночный транспорт (8000 тонн). В 16.33 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду с дистанции 4 кабельтовых. Через 1 минуту услышан сильный взрыв. По зарубежным данным в результате атаки в точке 55°11' с.ш. / 13°39' в.д. потоплен германский транспорт "Jacobus Fritzen" (4090 брт) с грузом угля (1 погибший, 3 раненых).

С 15.10.1942 по 18.10.1942 штормовала на позиции.

Вечером 16.10.1942 сломался шток кингстона цистерны быстрого погружения – затоплен артиллерийский погреб, цистерна вышла из строя.

18.10.1942 попала в рыбацкую сеть.

19.10.1942 в 17.28 в точке 55°11,9' с.ш. / 19°15,1' в.д. обнаружила конвой (2 железнодорожных парома, 1 вспомогательный крейсер, 5 сторожевых кораблей). В 17.55 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом 19 секунд (с расчетом поразить оба парома) две торпеды с дистанции 6 кабельтовых. Через 1 минуту услышаны 2 взрыва. Лодка была безрезультатно атакована кораблями противолодочной обороны, сбросившими 16 глубинных бомб. По зарубежным данным в 10 милях к югу от Треллеборга был атакован конвой, включавший шведский железнодорожный паром "Konung Gustav V" (3150 брт) и германский железнодорожный паром "Deutschland" (2972 брт). Команда шведского парома наблюдала прошедшую мимо торпеду, другая торпеда поразила германский паром "Deutschland" (2972 брт), перевозивший отпускников норвежского легиона (24 погибших, 29 раненых). Поврежденный паром отбуксировали в Треллеборг. Он был отремонтирован к 02.1943.

22.10.1942 перешла в район бухты Ханё.

Днем 23.10.1942 обнаружила одиночный транспорт, но из-за невыгодного курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

25.10.1942 перешла к Карлскроне.

Ночью 26.10.1942 обнаружила подводную лодку, от которой уклонилась поворотом. Утром по приказу командования начала возвращение в базу.

Вечером 29.10.1942 в 10 милях восточнее острова Богшер была обнаружена и безрезультатно атакована сторожевым кораблем противника, сбросившим 48 глубинных бомб.{10}

30.10.1942 в 21.36 начала форсирование Финского залива.

03.11.1942 в 20.57 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа минного защитника.

04.11.1942 в 11.18 лодка была встречена советскими сторожевыми катерами и днем прибыла в бухту Норре-Каппельлахт (остров Лавенсари).

06.11.1942 в 17.00 вышла с Лавенсари в обеспечении тральщиков "БТЩ-207", "БТЩ-210", "БТЩ-211", "БТЩ-217", "БТЩ-218" и 2-х сторожевых катеров и 07.11.1942 в 00.55 прибыла в Кронштадт.

Вечером 10.11.1942 перешла из Кронштадта в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. На переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника.

К 10.05.1943 подготовлена к боевому походу.

В ночь на 12.08.1943 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подверглась безрезультатному обстрелу артиллерии противника.

Летом 1944 года получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129".

До 10.1944 осуществляла боевую подготовку в Кронштадте.

2-й боевой поход (29 суток):

01.10.194405.10.1944 вышла из Кронштадта финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий на позиции № 9 в районе восточного побережья острова Эланд – южного входа в пролив Кальмарзунд.

После начала похода сразу же произошел ряд поломок материальной части.

06.10.1944 временно вышел из строя вертикальный руль. Лодка в течение 30 минут в светлое время суток находилась в надводном положении.

08.10.1944 в 09.45 в 33 милях к югу от мыса Хоборг обнаружила одиночный транспорт (1000 тонн). В 10.00 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом две торпеды с дистанции 5 кабельтовых. Транспорт уклонился от торпед. Атака противником не зафиксирована. Очевидно атаковано шведское рыболовное судно.

Вечером 09.10.1944 командир бригады ПЛ КБФ приказал лодке занять позицию, ограниченную пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор № 2).

Вечером 10.10.1944 прибыла в сектор № 2 юго-западнее Либавы.

11.10.1944 на лодке вышел из строя ограничитель вертикального руля.

16.10.1944 обнаружила одиночный транспорт, но из-за невыгодного курсового угла не смогла выйти в атаку.

19.10.1944 водой залило шахту перископа.

20.10.1944 вышла из строя муфта Федорицкого.

22.10.1944 отказала цепь Галля.

Утром 24.10.1944 в районе маяка Паппензее обнаружила конвой, но из-за ошибки рулевого-горизонтальщика не смогла выйти в атаку.

Утром 26.10.1944 по приказу командира бригады ПЛ КБФ заняла позицию у маяка Паппензее. В 12.31 в 8 милях западнее маяка Паппензее обнаружила конвой (1 транспорт, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль). В 12.54 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (5000 тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 8 кабельтовых. Командир наблюдал гибель транспорта в перископ. После атаки лодку контратаковали корабли противолодочной обороны, сбросившие 5 глубинных бомб. Силой близких взрывов субмарину дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще.

27.10.1944 в 02.20 начала возвращение в базу, управляясь изменением оборотов винтов.

Днем 29.10.1944 стала на якорь у острова Утё.

30.10.1944 прибыла в Турку.

30.10.1944 вышла из Турку и 01.11.1944 прибыла в Хельсинки.

С 09.11.1944 по 29.11.1944 прошла в Хельсинки докование.

3-й боевой поход (39 суток):

12.12.1944 в 08.48 вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° западнее Виндавы (сектор № 1).

13.12.1944 лопнул амортизатор помпы.

14.12.1944 в 17.30 прибыла в сектор № 1 западнее Виндавы. Действия лодки сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами противолодочной обороны.

Вечером 16.12.1944 обнаружила конвой, но при попытке атаковать была обнаружена и атакована сторожевым кораблем, сбросившим несколько глубинных бомб.

23.12.1944 в 04.48 западнее Виндавы в точке 57°21,8' с.ш. / 21°05,5' в.д. обнаружила конвой (1 транспорт в охранении 1 сторожевого корабля). В 04.52 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (? тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 5 кабельтовых. Торпеда прошла мимо цели. Атака противником не зафиксирована.

Днем 25.12.1944 обнаружила 4 быстроходные десантные баржи, но в атаку не выходила.

В ночь на 26.12.1944 обнаружила конвой, но из-за противодействия сторожевого корабля не смогла атаковать.

29.12.1944 в 19.55 западнее Виндавы в точке 57°17,8' с.ш. / 21°07,2' в.д. обнаружила конвой (2 транспорта в охранении 3 сторожевых кораблей). В 20.10 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (9000-10000 тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 3,5-4 кабельтовых. Через 50 секунд наблюдалось попадание 1 торпеды в транспорт. Лодка преследованию не подвергалась. Атака противником не зафиксирована.

Утром 01.01.1945 была обнаружена и безрезультатно обстреляна кораблем противолодочной обороны.

03.01.1945 в 06.15 западнее Виндавы обнаружила конвой (1 транспорт в охранении 1 сторожевого корабля). В 06.19 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (? тонн) с временным интервалом две торпеды с дистанции 6 кабельтовых. Торпеда прошла мимо цели. Атака противником не зафиксирована.

В последующие дни имела контакты исключительно с кораблями противолодочной обороны.

С 10.01.1945 получила приказ действовать в секторах южнее и юго-западнее Виндавы (позиция № 5).

16.01.1945 во время шторма получила повреждения горизонтальных рулей.

Утром 18.01.1945 при покладке на грунт на глубине 62 метра во время шторма сильно ударилась о камни. В результате удара были повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. В 20.13 начала возвращение в базу.

20.01.1945 в 14.00 встречена тральщиком "БТЩ-217" и в 21.55 прибыла на Ханко.

27.01.1945 перешла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт.

4-й боевой поход (28 суток):

20.04.1945 в 13.58 вышла из Турку на позицию в 60 милях южнее маяка Фальудден (западная часть позиции № 8).

Днем 22.04.1945 у северо-восточного побережья острова Готланд была обнаружена шведскими кораблями противолодочной обороны, которые в течение 4 часов безрезультатно сбросили на лодку 68 глубинных бомб.

23.04.1945 в 21.20 прибыла на позицию.

27.04.1945 по приказу командира бригады ПЛ КБФ перешла на позицию № 1 к Либаве.

В ночь на 28.04.1945 обнаружена и атакована сторожевым кораблем, сбросившим в течение 1 часа 7 глубинных бомб. В стыке листов прочного корпуса в VI отсеке образовалась течь, были повреждены цистерны быстрого погружения.

В ночь на 07.05.1945 получила приказ занять позицию на подходах к Либаве в точке 56°18' с.ш. / 19°30' в.д. К 10.00 лодка заняла заданную позицию.

В ночь на 09.05.1945 обнаружила сторожевой корабль, но в атаку не выходила из-за невыгодного курсового угла цели.

11.05.1945 получила приказ занять позицию между меридианом маяка Хоборг и островом Утклиппан и параллелями 55°45' и 57°00' с.ш.

18.05.1945 в связи с окончанием военных действий прибыла в Турку.

14.09.1945 командир подводной лодки Роман Владимирович Линденберг получил новое назначение.

20.06.1956 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию.

05.03.1987 исключена из списков ВМФ.

08.07.1989 после восстановительного ремонта установлена на вечной стоянке в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Центрального военно-морского музея у Шкиперского протока недалеко от Морского вокзала на Васильевском острове в г. Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург).

Подводная лодка "Д-2"

Подводная лодка "Д-2"

Подводная лодка "Д-2" на Неве. [5, с.9]

Рубка корабля-музея "Д-2". [5, с.10]

 

Примечания:

{1} В [1, с.42] дата присвоения 3-м первым подводным лодкам I серии литерно-цифровых обозначений – 21.08.1934, в то время как для всех остальных подводных лодок указывается дата 15.09.1934. Форум [4] содержит правдоподобное объяснение расхождениям: 21.08.1934 Начальник УВМС РККА подписал приказ, согласно которому всем подводным лодкам литерно-цифровые обозначения присваивались с 15.09.1934.

{2} В [1, с.42] дата подписания приемного акта лодки – 06.09.1931; в [2, с.240] изложены две версии: 06.09.1931 и 20.11.1931.

{3} Согласно [3, с.232] М.П. Августинович командовал лодкой с 28.07.1938 по 10.1939 (противоречит информации того же источника [3, с.274], согласно которой А.А. Жуков командовал "Д-2" с 28.06.1938 по 01.09.1939); в ранних постах М.Э. Морозова [4] – с 17.05.1938 по 24.06.1938 (сам Морозов не исключает, что назначение прошло только по приказам, а реально М.П. Августинович в командование не вступил); в более поздних постах [4] Морозов вовсе не упоминает о факте командования М.П. Августиновичем подводной лодкой "Д-2".

{4} В [5, с.9] фамилия командира "Д-2" ошибочно указана как "Линдберг".

{5} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.9-10]:

4 боевых похода (138 суток).

12 торпедных атак (19 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по [7, с.90]:

срок боевой службы – 46,3 месяца (01.07.194109.05.1945);

4 боевых похода (70 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,05.

12 торпедных атак (19 торпед).

{6} В [1, с.42] лодке приписывается потопление 3 транспортов.

В [2, с.62] считается, что лодка потопила транспорты "Якобус Фритцен" (4090 брт) и "Нина" (1371 брт). На самом деле норвежский пароход "Nina" ("Нина") затонул 27.10.1944 после подрыва на британской авиационной мине. Различные источники дают разные места гибели этого транспорта: в районе г. Орхус (Дания) [5, с.83], в точке 56°12' с.ш. / 11°20' в.д. [6, с.93], в точке 56°10' с.ш. / 11°17' в.д. [6, с.96].

{7} В [2, с.240] и [5, с.9] указано, что подводная лодка "Д-2" прибыла с Севера в Ленинград для проведения капитального ремонта и модернизации 22.09.1939; в [1, с.42] считается, что лодка ушла с Севера в Ленинград на модернизацию и капитальный ремонт в 09.1939; Платонов [7, с.89] и Дмитриев [2, с.62] пишут, что "Д-2" прибыла по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград для капитального ремонта в 10.1939.

{8} Платонов [7, с.23,89] считает, что на 22.06.1941 подводная лодка "Д-2" входила в состав Учебной бригады ПЛ КБФ. В [7, с.89] указано, что лодка числилась в дивизионе строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок КБФ; согласно [7, с.23] – входила в состав 13-го или 14-го дивизиона подводных лодок Учебной бригады ПЛ КБФ.

{9} В [6, с.86] считается, что днем 10.10.1942 подводная лодка "Д-2" в 35 милях от острова Борнхольм произвела безуспешную торпедную атаку по германскому транспорту "Timandra". Эта версия не находит подтверждения в других источниках.

{10} Согласно [5, с.9] "Д-2" подверглась атаке сторожевого корабля, в ходе которой было сброшено 48 глубинных бомб, вечером 29.10.1942; в [7, с.89] считается, что противолодочные силы в течение 4 часов преследовали лодку 30.10.1942, сбросив 48 глубинных бомб.

 

 

 

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Форум "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".

[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: изд. "Полигон", 2001. – 96 с.: ил.

[6] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[7] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

Дополнительные страницы сайта по истории "Д-2":

1. Торпедная атака "Д-2" 03.10.1942.

2. Торпедная атака "Д-2" 07.10.1942.

3. Торпедная атака "Д-2" 08.10.1942.

4. Торпедная атака "Д-2" 10.10.1942 (факт выполнения лодкой этой атаки не подтверждается большинством источников).

5. Торпедная атака "Д-2" 11.10.1942.

6. Торпедная атака "Д-2" 14.10.1942 в 10.39.

7. Торпедная атака "Д-2" 14.10.1942 в 16.33.

8. Торпедная атака "Д-2" 19.10.1942.

9. Торпедная атака "Д-2" 08.10.1944.

10. Торпедная атака "Д-2" 26.10.1944.

11. Торпедная атака "Д-2" 23.12.1944.

12. Торпедная атака "Д-2" 29.12.1944.

13. Торпедная атака "Д-2" 03.01.1945.

Альтернативные ссылки по теме:

1. Сайт "Штурм глубины" – http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/d%20I/d-2/d-2.htm.

2. Сайт "Великая Отечественная под водой" – http://www.town.ural.ru/ship/ship/d2.php3.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 07.10.2008.