советский военно-морской флаг

Подводная лодка «Щ-204»

(до 15.09.1934 – «Минога»)
советский военно-морской флаг
Тип V-бис-2 серии
Дата закладки     15.04.1934{1} ССЗ им. А. Марти (Ленинград, СССР)
заводской (стапельный) номер – 216
Дата перезакладки 15.06.1934 ССЗ им. 61 коммунара (Николаев, СССР)
заводской (стапельный) номер – 1040
Дата спуска на воду 31.12.1934
Дата подписания приёмного акта 30.12.1935
Командиры
1935  –  1935
Соловьёв Михаил Георгиевич
01.04.1935  –  1937
Емельянов Дмитрий Егорович
08.02.1937  –  29.01.1938
Шалашенко Борис Иванович
29.01.1938  –  19.03.1939
Бондаренко Василий Яковлевич
19.03.1939  –  12.1941
Гриценко Иван Михайлович
Принадлежность
09.01.1936
30.12.1935  –  11.1936
11.1936  –  04.1939
04.1939  –  02.1941
02.1941  –  12.1941
советский военно-морской флаг Черноморский флот
4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ ЧФ {2}
13-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ
31-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ
3-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ
Боевой результат Совершила 3 боевых похода в Великой Отечественной войне (42,2 суток).
Предположительно, выполнила 1 безрезультатную торпедную атаку (2 торпеды).
Судьба В 12.1941 «Щ-204» погибла в районе мыса Ак-Бурну (Свети-Атанас) в точке с координатами 42°53,75` с.ш. 28°03,64` в.д. во время 3-го боевого похода.{3} Вместе с лодкой погибли 42 подводника. {4}

 1. Довоенный период

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант И. М. Гриценко) находилась в Севастополе. Субмарина входила в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ, числилась в 1-й линии, считаясь одной из наиболее боеготовых лодок Черноморского флота. «Щ-204» встретила войну с шумопеленгаторной станцией устаревшего типа.

 1-й боевой поход (11,1 суток)

21.07.1941 «Щ-204» перешла из Феодосии в Севастополь в Севастополь.

 2-й боевой поход (17,8 суток)

22.10.1941 «Щ-204» завершила в Севастополе аварийный и текущий ремонт.
06.11.1941 вышла из Севастополя и 09.11.1941 прибыла в Поти.
19.11.1941 в 10.00 командир 1-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Болтунов П. И. передал в Туапсе на борт плавбазы «Нева» следующее приказание: „Выслать ПЛ Щ-204 на позицию [№] 22 [,] выход из базы [назначить на] 22 Ноября [в] 17.00[.] Занять позицию с рассветом 25 ноября. Оставить позицию с наступлением темноты 8 декабря[; быть в] подходной точке [в районе населённого пункта] Лазаревка [ныне – Лазаревское] 11 декабря [к] 10 ч[асам] 00 м[инутам]“. Командиру «Щ-204» была поставлена боевая задача „решительными, смелыми и дерзкими действиями, идя на разумный риск, уничтожать корабли и транспорты противника всеми имеющимися средствами“.
21.11.1941 с 16.08 по 19.20 «Щ-204» в сопровождении сторожевого катера № 032 совершила выход из Туапсе в район мыса Кадош для проведения боевой подготовки.

 3-й боевой поход (13,3 суток)

11.02.1942 «Щ-204» официально исключена из списков Черноморского флота.

 3. Послевоенное время


Схема положения остова подводной лодки «Щ-204» на грунте (по данным водолазного обследования)
Схема положения остова подводной лодки «Щ-204» на грунте
(по данным водолазного обследования) [16]

Эскиз затонувшей подводной лодки «Щ-204»
Эскиз затонувшей подводной лодки «Щ-204» [17]

Примечания

{1} Дата и место закладки подводной лодки «Минога» вызывает у исследователей большие разногласия. По одним данным[3][5][6][7][10], субмарина была заложена 15.06.1934; по другой информации[2][8][9][11] – 15.04.1934. По одним данным[3][6][7][10][2][8][9], подлодка была заложена на судостроительном заводе имени Андре Марти (ССЗ № 194); по другим[11] – на Балтийском судостроительном и механическом заводе (Балтийский ССЗ № 189 им. С. Орджоникидзе).
В раннем справочнике Бережного С. С.[4] указано, что закладка состоялась 03.11.1933, там же он ошибочно относит лодку к V-бис серии.
По мнению Стрельбицкого К. Б.[1], «Минога» была заложена 15.04.1934 „на заводе № 194 НКСП (Балтийский судостроительный завод имени Серго Орджоникидзе) в Ленинграде“ после чего в разобранном виде была перевезена по железной дороге в Николаев, где была 15.06.1934 перезаложена „на заводе № 200 НКСП (Судостроительный завод имени 61 коммунара)“.
На дополнительные размышления наводит и тот факт, что подлодки V-бис-2 серии с соседними стапельными номерами 215 («Угорь») и 217 («Муксун») были заложены на судостроительном заводе имени Андре Марти 20.12.1933.

{2} В книге Муженикова В. Б. и Иващенко В. Н.[3] указано, что «Щ-204» „вступила в строй 30 декабря 1935 г. с зачислением в состав 4-го ДПЛ 3-й БПЛ ЧФ.“. Между тем, в указанное время подводные силы Черноморского флота состояли из одной единственной бригады ПЛ (без номера). В личной переписке Иващенко В. Н.[18] склоняется к мнению, что после вступления в строй «Щ-204» имела бригадный номер «51», то есть входила в состав 5-го дивизиона подводных лодок БПЛ, хотя и не исключает окончательно вероятности того, что подлодка имела бригадный номер «44» и числилась в 4-м ДПЛ.

{3} Несмотря на то, что остов затонувшей «Щ-204» был найден у берегов Болгарии в 1983 году, водолазное обследование не позволило установить точную причину гибели подлодки. Наибольшее распространение получила версия о потоплении «Щ-204» германским гидросамолётом. По некоторым данным, утром 06.12.1941 радиопеленгаторная станция в Варне зафиксировала работу радиостанции подводной лодки, и в 11.00 с гидроаэродрома Чайка на Варненском озере взлетел Heinkel He 59 с 50- и 100-кг авиабомбами. Вскоре была обнаружена советская подводная лодка, на палубе которой были видны две человеческие фигуры. В трёх заходах на лодку были сброшены бомбы, и экипаж самолета через прозрачную толщу воды наблюдал погружение субмарины на грунт. На следующий день был произведен контрольный осмотр положения потопленной подлодки.[1]
Другими возможными причинами гибели субмарины принято считать:
– атаку 06.12.1941 болгарского самолёта;
– повреждение в результате атаки самолёта противника и последующий подрыв на мине румынского минного заграждения «S-18»;
– атаку болгарских сторожевых катеров «Беломорец» и «Черноморец» 06.12.1941 к юго-востоку от Варны; согласно этому предположению тяжело повреждённая глубинными бомбами лодка всплыла и была потоплена артиллерийским огнем.[2]

{4} Список погибших на подводной лодке «Щ-204»:


п/п
Фамилия, имя, отчество Год
рожд.
Должность Звание
1 Гриценко Иван Михайлович 1903 командир капитан-лейтенант
2 Мясковский Зуня Меерович 1911 военный комиссар политрук
3 Курандин Борис Алексеевич 1910 командир БЧ-1 старший лейтенант
4 Светличный Леонид Степанович 1913 помощник командира старший лейтенант
5 Антипин Сергей Георгиевич 1912 дублёр командира БЧ-5 воентехник 2-го ранга
6 Сизов Терентий Осипович 1913 командир БЧ-5 воентехник 2-го ранга
7 Климов Николай Борисович 1920 начальник санитарной службы военфельдшер
8 Артемьев Александр Максимович 1914 командир БЧ-3 лейтенант
9 Кормильцев Иван Ефимович 1913 боцман главный старшина
10 Мальцев Иван Фёдорович 1913 старшина группы электриков главный старшина
11 Шульга Андрей Никифорович 1914 старшина группы торпедистов главный старшина
12 Баевский Пётр Афанасьевич 1914 старшина группы радистов старшина 1-й статьи
13 Елисеев Павел Петрович 1913 старшина группы мотористов старшина 1-й статьи
14 Казанов Иван Фёдорович 1914 старшина группы трюмных старшина 1-й статьи
15 Ведерников Иван Григорьевич 1917 командир отделения электриков старшина 2-й статьи
16 Гаврилин Василий Константинович 1917 командир отделения трюмных старшина 2-й статьи
17 Дмитриев Ефим Григорьевич 1915 командир отделения рулевых старшина 2-й статьи
18 Доценлов Фёдор Созонович (Сазонтович, Сазонович) 1915 командир отделения мотористов старшина 2-й статьи
19 Плахотин Василий Григорьевич 1916 командир отделения электронавигационных приборов старшина 2-й статьи
20 Репин Николай Васильевич 1919 командир отделения скрытой корабельной связи старшина 2-й статьи
21 Соловьёв Филипп Филиппович 1914 командир отделения торпедистов старшина 2-й статьи
22 Шкель Виктор Яковлевич 1916 командир отделения радистов старшина 2-й статьи
23 Афоньев Александр Петрович 1915 старший рулевой старший краснофлотец
24 Беспалов Михаил Иванович 1917 старший электрик старший краснофлотец
25 Боргун Фёдор Фёдорович 1916 старший гидроакустик старший краснофлотец
26 Жерлицын Захар Александрович 1915 старший моторист старший краснофлотец
27 Якушев Анатолий Николаевич 1917 старший моторист старший краснофлотец
28 Барамыков Николай Дмитриевич 1920 трюмный краснофлотец
29 Бугрин Валентин Диамидович 1917 электрик краснофлотец
30 Буданов Владимир Павлович 1920 электрик краснофлотец
31 Воробьёв Михаил Николаевич 1919 радист краснофлотец
32 Какулин Василий Иванович 1920 строевой краснофлотец
33 Касьянов Владимир Иванович 1919 командир отделения комендоров краснофлотец
34 Кислый Иван Тимофеевич 1920 рулевой краснофлотец
35 Кочерга Михаил Григорьевич 1920 трюмный краснофлотец
36 Ласков Михаил Михайлович 1921 торпедист краснофлотец
37 Масловский Николай Данилович 1920 моторист краснофлотец
38 Орешкин Тихон Селивёрстович (Сильверстович) 1920 торпедист краснофлотец
39 Петров Николай Николаевич 1921 рулевой краснофлотец
40 Середенко Дмитрий Петрович 1920 моторист краснофлотец
41 Сидельцев Михаил Васильевич 1918 электрик краснофлотец
42 Спирин Иван Васильевич 1921 кок краснофлотец

{5} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222 (Штаб ЧФ, 2-й отдел БП. Отчёт об авариях по 3-й БПЛ ЧФ за период ноябрь-декабрь 1940 г.), л. 423[3]:

23 октября 1940 г. ПЛ Щ-204. Происшествие. Погружение ПЛ Щ-204 на глубину 97 м – свыше предельной в районе Пицунды.

Личный состав действовал правильно и уверенно. Повреждения корпуса и материальной части нет.

Причина: Безграмотные действия командира ПЛ капитан-лейтенанта Гриценко, который не принял своевременно и соответствующие обстановке меры. Капитан-лейтенанту Гриценко объявлен выговор.

Начальник штаба 3-й БПЛ ЧФ   капитан 2 ранга А. Крестовский

{6} Направление подводной лодки «Щ-204» для разведки турецкого побережья была вызвано тем, что командование Черноморского флота допускало возможность вступления Турции в войну и ожидало прохода через черноморские проливы главных сил итальянского флота. Версии о том, что «Щ-204» была выделена в оперативное подчинение НКВД и неоднократно высаживала диверсантов на берега нейтральных стран, архивными документами не подтверждаются. [9]

{7} По одним данным[2], подводная лодка «Щ-204» вышла в 3-й боевой поход в 17.35; по другой информации[1] – в 17.25.

{8} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{9} Большинство германских документов[19][20] в качестве места проведения торпедной атаки по транспорту «Цар Фердинанд» указывают район около населённого пункта “Erekli“ (Иракли) на расстоянии 31,5 мили от Бургаса. В то же время, журнал боевых действий германского военно-морского учебного командования «Румыния» (Deutsches Marinelehrkommando Rumänien)[21] местом торпедной атаки считает точку «grün 7» на «зелёном» фарватере противника, которая находится в северной части Варненского залива. Последнее утверждение представляется маловероятным, так как скорость болгарского парохода не позволяла ему достигнуть данного района к 21.15 (берлинское время).

{10} По мнению Морозова М. Э.[2], «Щ-204» выпустила торпеды из кормовых торпедных аппаратов, так как по данным обследования затонувшей «щуки» в 1983 году кормовые торпедные аппараты субмарины были пустые.

Использованные источники

[1] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[3] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[4] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.

[5] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[6] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[7] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

[8] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.

[9] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (III, V, V-бис и V-бис-2 серии) // Морская коллекция – 2002. – № 2 (44).

[10] Платонов А. В. Советские боевые корабли 1941 – 1945 гг. III. Подводные лодки. – СПб.: Альманах «Цитадель», 1996.

[11] Бережной С. С. Корабли Отечества. Выпуск I. Подводные лодки. Часть 2 (I – IX-бис серии) – Харьков: Издательство «АТФ», 1997.

[12] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[13] Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса – Мн.: Харвест, 2000.

[14] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[15] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 23.11.1941 – 03.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[16] Невернувшиеся из глубин: сборник материалов о подводных лодках Черноморского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны / составитель Костриченко В. В. Приложение к журналу «Страницы морской истории» (редактор: Простокишин А. А.) – Севастополь, 1999.

[17] Сайт http://dive.azur.ru.

[18] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.

[19] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.12.-15.12.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[20] Kriegstagebuch des Marinemission in Rumänien 16.11.1941 – 30.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[21] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 26.11.-1.12.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 15.03.2023.

Комментарии

Комментариев пока нет.