военно-морской флаг СССР

Подводная лодка «Щ-211»

военно-морской флаг СССР
Серия X  
Дата закладки 03.09.1934 ССЗ № 200 имени 61 коммунара (г. Николаев)
заводской (стапельный) номер – 1035
Дата спуска на воду 03.09.1936
Дата подписания приёмного акта 05.05.1938
Командиры

08.02.1937 – 02.11.1937

02.11.1937 – 26.07.1938

03.08.1938 – 01.02.1941

01.02.1941 – 11.1941     

Кашеваров Евгений Терентьевич

Богуш Владимир Николаевич (до 26.03.1938 – врид)

Карбовский Григорий Евстафьевич (до 19.03.1939 – врид){1}

Девятко Александр Данилович

Принадлежность

     05.05.1938 {2}

           ? – 04.1939

04.1939 – 02.1941

02.1941 – 11.1941

Черноморский флот

14-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ {3}

32-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ

4-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ

Боевой результат 4 боевых похода в Великой Отечественной войне (55-69 суток).
Выполнила 4 торпедные атаки (выпущено 6 торпед), в результате которых потоплены следующие суда: 15.08.1941 – румынский транспорт «Peleş» (5708 брт), 29.09.1941 – итальянский танкер «Superga» (6154 брт).
Судьба 17-30.11.1941 затонула в результате подрыва на мине болгарского заграждения «S-38» в 9 милях к востоку от Варны в точке с координатами 43°06,94' с.ш. 28°07,42' в.д.{4} во время 4-го боевого похода (погибли 44 человека).

 1. Довоенный период

03.09.1934 на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в г. Николаев (ныне ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара», г. Николаев, Украина) под заводским (стапельным) номером «1035» была заложена очередная подводная лодка X серии.
03.09.1936 субмарина была спущена на воду реки Буг.
08.02.1937 приказом наркома ВМФ командиром подводной лодки назначен старший лейтенант Кашеваров Евгений Терентьевич.
02.11.1937 к исполнению должности командира подводной лодки допущен старший лейтенант Богуш Владимир Николаевич.
26.03.1938 старший лейтенант Богуш В. Н. утверждён в должности командира подводной лодки.
05.05.1938 Государственной комиссией был подписан приёмный акт, и подводная лодка под наименованием «Щ-211» вступила в состав Черноморского флота.{2} Субмарина числилась в 14-м дивизионе подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ.{3}

Подводная лодка «Щ-211»
Подводная лодка «Щ-211»

Приказом Военного совета ЧФ № 0143 от 26.07.1938 старший лейтенант Богуш В. Н. был уволен в запас по статье 43 пункт «б» (в аттестационном порядке по служебному несоответствию).
03.08.1938 лодку принял и вступил в командование помощник командира «Щ-205» капитан-лейтенант Карбовский Григорий Евстафьевич.
04.10.1938 нарком ВМФ командарм 1-го ранга Фриновский М. П. подписал приказ № 01060, которым командиром «Щ-211» назначался капитан-лейтенант запаса Хияйнен Лев Петрович, но, вероятнее всего, в командование лодкой он не вступал. {1}
Приказом наркома ВМФ от 19.03.1939 капитан-лейтенант Карбовский Г. Е. был утверждён в должности командира «Щ-211».
В 04.1939 после реорганизации подводных сил Черноморского флота лодка вошла в состав 32-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ.
03.05.1940 на «Щ-211» произошла авария дизеля левого борта (подробности неизвестны), которую обнаружили лишь при осмотре 08.05.1940 в 11.00.
В 1940 году рубка «Щ-211» украсилась красной звездой – знаком первенства в боевой подготовке среди подводных лодок советского ВМФ, а в центральном посту её был установлен переходящий приз. Вскоре на рубке появилось ещё две звезды – за первенство по торпедной стрельбе и первенство по электромеханической части на подводных лодках Черноморского флота.
01.02.1941 командиром подводной лодки «Щ-211» назначен старший лейтенант Девятко Александр Данилович.
В 02.1941 на основании приказов наркома ВМФ № 006 от 27.01.1941 и № 0026 от 26.02.1941 подводные силы ЧФ снова переформировали, и «Щ-211» вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ.
20.06.1941 завершила текущий ремонт.

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «Щ-211» встретила в Севастополе в составе 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Девятко А. Д. Субмарина числилась во 2-й линии.

   1-й боевой поход (18,6 суток)

06.07.1941 в 19.35 «Щ-211» вышла на позицию № 5 в район мыса Эмине.
08.07.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
23.07.1941 начала возвращение в базу.
25.07.1941 в 10.05 прибыла в Севастополь.

   2-й боевой поход (16 суток)

05.08.1941 в 18.13 «Щ-211» вышла из Севастополя на позицию № 13 в район мыса Эмине. В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ капитан 3 ранга Успенский Б. А. Перед отплытием на лодку была доставлена разведывательно-диверсионная группа, включавшая 14 болгарских коммунистов во главе с Цвятко Радойновым, которых предстояло высадить на побережье Болгарии.
07.08.1941 в 02.00 прибыла на позицию. На переходе был обнаружен самолёт, от которого «Щ-211» уклонилась погружением на 25 метров (по предположению командира лодки, самолёт был советским).
В течение 08.08.1941 через позицию «Щ-211» проследовали сторожевой корабль и шлюпка.
10.08.1941 был обнаружен буксир, но Девятко отказался от атаки из-за малой ценности цели и низкой вероятности попадания.
11.08.1941 был обнаружен одиночный транспорт, идущий в направлении Варны, однако из-за невыгодного курсового угла цели подводная лодка в атаку не выходила.
В ночь на 12.08.1941 в районе устья реки Камчия разведывательно-диверсионная группа была благополучно высажена на берег.
В течение 13.08.1941 через позицию «Щ-211» проследовали буксир и шлюпка.
14.08.1941 на позиции наблюдались следующие корабли и суда: болгарский миноносец типа «Строгий» (дважды), три буксира, две парусно-моторные шхуны и четыре шлюпки.
15.08.1941 в 10.14 севернее мыса Эмине на дистанции 55 кабельтовых по пеленгу 196° в перископ были обнаружены два судна, идущие строем уступа на Варну. Это оказались сухогрузные транспорты водоизмещением около 4000 тонн каждый, следовавшие без кормовых национальных флагов в полном грузу со скоростью 8 узлов. Охранение не наблюдалось. «Щ-211» вышла в атаку на головной транспорт и с приходом его на угол упреждения, когда оба транспорта проектировались с очень небольшим интервалом между ними, в 10.54 произвела из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 3 кабельтовых из носовых аппаратов две торпеды типа 45-36. Секунд через 30 после залпа был слышен глухой взрыв торпеды. Преследования не было. По зарубежным данным, в 09.30 (берлинское время) у борта румынского транспорта «Peleş» (5708 брт), шедшего в балласте курсом на Варну вместе с транспортом «Suceava» в охранении болгарских миноносцев «Дръзки» и «Строги», произошёл взрыв (5 человек погибло). К 19.30 (берлинское время) судно погрузилось в воду по дымовую трубу и в 20.00 (берлинское время) окончательно затонуло в точке с координатами 42°45,06' с.ш. 27°55,38' в.д. Транспорт «Peleş» стал первой победой черноморских подводников в Великой Отечественной войне.
16.08.1941 около 14.00 севернее мыса Эмине был обнаружен самолёт противника (по донесению Девятко – типа Ju 87B), это заставило командира лодки с осторожностью использовать перископ, не поднимая его высоко из воды. В 14.05 на дистанции 26 кабельтовых были обнаружены два сухогрузных транспорта, идущих в балласте курсом на Бургас в охранении болгарского миноносца типа «Строгий». В 14.25 «Щ-211» произвела из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив по транспорту с дистанции 6-7 кабельтовых одну торпеду. Торпеда в цель не попала. По мнению Девятко, это произошло из-за неверной оценки скорости транспортов или же по причине прохождения торпеды под килем атакованного судна (транспорты шли в балласте). Преследования не было. По зарубежным данным, в 13.30 (берлинское время) в том же районе, где накануне был потоплен транспорт «Peleş», атаке подводной лодки подвергся шедший в Бургас конвой в составе болгарского парохода «Цар Фердинанд» (1994 брт), румынского транспорта «Ardeal» (5695 брт) и болгарского миноносца «Дръзки». Наблюдались следы трёх торпед, прошедших мимо цели.
В течение 17.08.1941 через позицию «Щ-211» прошли 5 шлюпок. Всё светлое время суток лодка, используя жидкий грунт, находилась под перископом без хода.
18.08.1941 была обнаружена парусно-моторная шхуна.
19.08.1941 в 21.00 «Щ-211» начала возвращение в базу.
21.08.1941 прибыла в Феодосию.

24.08.1941 «Щ-211» перешла из Феодосии в Севастополь, прибыв в главную базу в 21.45.
С 25.08.1941 по 19.09.1941 лодка прошла навигационный ремонт и докование.

   3-й боевой поход (18,1 суток)

21.09.1941 в 10.00 «Щ-211» вышла из Севастополя на позицию № 13 в район мыса Эмине.
22.09.1941 в 12.46 был обнаружен неопознанный самолёт, от которого «Щ-211» уклонилась срочным погружением и уходом на глубину.
23.09.1941 в 06.00 субмарина прибыла на позицию.
27.09.1941 были обнаружены 2 торпедных катера. Кроме того, в Бургасском заливе были замечены мачты двух судов неопознанного типа.
28.09.1941 в Бургасском заливе наблюдалась мачта судна неопознанного типа.
Утром 29.09.1941 в 08.13 в районе устья реки Камчия в направлении Варны был обнаружен самолёт, а в 08.36 – 5 катеров, идущих строем фронта на юг с остановками для прослушивания подводных лодок. Девятко увёл «Щ-211» мористее, а после прохода катеров начал склоняться курсом 190° им в кильватер. В 09.48 на дистанции 53 кабельтовых был обнаружен конвой противника в составе трёх транспортов, идущих от Варны со скоростью 10 узлов курсом 180°. Суда охранялись миноносцем, катером и самолётом. За минуту-полторы до залпа по головному транспорту на дистанции 1-1,5 кабельтова был замечен катер, идущий прямо на лодку. Перископ пришлось убрать, а при следующем его подъёме выяснилось, что угол упреждения оказался пропущен на 5,5°. «Щ-211» пересекла курс конвоя и в 10.16 произвела из подводного положения торпедную атаку по второму транспорту, прицельно выпустив с дистанции около двух кабельтовых из кормового торпедного аппарата № 5 торпеду типа 53-38. Через 20 секунд был слышен сильный резкий взрыв. Преследования не было. В 10.45 «Щ-211» всплыла под перископ, и командир лодки наблюдал переломившийся посредине транспорт. Других транспортов не было видно. Девятко начал маневрировать для ухода с места атаки, наблюдая за миноносцем и катером. По зарубежным данным, торпедной атаке подвергся конвой в составе итальянских танкеров «Tampico» и «Superga», румынского транспорта «Sulina», шедший из Варны в направлении Босфора в сопровождении двух болгарских миноносцев и двух торпедных катеров. В 09.30 (берлинское время) около правого борта танкера «Superga» (6154 брт), шедшего в ордере конвоя вслед за головным «Tampico», произошёл взрыв. Корма торпедированного судна, перевозившего 1800 тонн бензина и 2350 тонн нефти, быстро погрузилась в воду и легла на грунт в точке с координатами 43°01,5' с.ш. 27°58,5' в.д. На поверхности оставалась только носовая часть танкера – глубина моря в этом месте составляла 21 метр. При взрыве погибло два человека. Один болгарский миноносец остался около терпящего бедствие судна, а конвой продолжил движение по направлению к Бургасу.
30.09.1941 «Щ-211» вернулась к месту торпедной атаки и обнаружила на месте потопления транспорта 5 катеров, миноносец и 2 самолёта. Четыре катера были похожи на охотники за подводными лодками, а пятый имел белую окраску и напоминал штабной катер. Около потопленного транспорта, носовая часть которого возвышалась над водой, находился буксир. Девятко решил добить транспорт торпедами. Однако из-за сильного охранения выйти на дистанцию залпа не удалось. В 12.28 подводная лодка была атакована глубинными бомбами. 3 бомбы разорвались слева по корме на расстоянии 30-50 метров, а 2 другие – значительно дальше, их взрывы были глухие. За исключением нарушенного крепления барбетов кормового орудия «щука» повреждений не получила. Приняв решение добить судно с наступлением сумерек, Девятко положил лодку на грунт, приказал прекратить все шумы и открыть акустическую вахту. До 18.55 были слышны шумы работы помп и винтов катеров, потом они стихли. В 19.21 «Щ-211» всплыла под перископ и в 19.35 из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по силуэту две торпеды типа 45-36 из носовых торпедных аппаратов № 2 и № 3. Через 50 секунд был слышен сильный взрыв обоих торпед. Из-за наступившей темноты результаты взрывов визуально не наблюдались. Лодка ушла из района на глубине 15 метров.
01.10.1941 «Щ-211» снова прибыла в район торпедной атаки. Работы около остова судна уже не производились, носовая часть транспорта ушла глубже, хотя полубак и мостик остались над водой. Были заметны разрушение мостика и вмятина у форштевня. В Варненском заливе наблюдался дым неопознанного судна.
02.10.1941 в Варненском заливе наблюдался дым неопознанного судна.
05.10.1941 в 04.53 «щука» в позиционном положении пыталась выйти в атаку по обнаруженному силуэту, однако выяснилось, что целью являлся остов всё того же потопленного транспорта. От него сильно разило запахом бензина, поверхность воды была покрыта жирным слоем. Командир подводной лодки отказался от атаки. Вечером этого дня запах бензина и пятна на воде наблюдались вплоть до параллели мыса Ак-Бурну (в 11 милях от места потопления транспорта). По мнению капитан-лейтенанта Девятко потопленное судно являлось танкером водоизмещением 7000-8000 тонн, шедшим с грузом горючего.
06.10.1941 в Бургасском заливе были замечены мачты двух судов неопознанного типа. В 20.00 «Щ-211» по приказу командира 1-й бригады подводных лодок ЧФ начала возвращение в базу.
07.10.1941 в 16.55 был обнаружен неопознанный самолёт, от которого лодка уклонилась срочным погружением с уходом на глубину.
09.10.1941 в 11.30 прибыла в Туапсе.

27.10.1941 «Щ-211» вышла из Туапсе и 28.10.1941 прибыла в Новороссийск.
29.10.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.

   4-й боевой поход (3-16 суток)

14.11.1941 в 14.20{5} «Щ-211» вышла из Туапсе курсом 300° на позицию № 21 в районе Варны.
По плану лодка должна была к утру 17.11.1941 прибыть на отведённую ей позицию, действовать там до 19.00 30.11.1941 и прибыть в Туапсе в полдень 03.12.1941.
02.12.1941 в 16.00 радисты плавбазы «Нева» впервые после ухода лодки в боевой поход запросили у Девятко местонахождение «Щ-211», которая уже должна была находиться на пути в Туапсе. «Щука» на запрос не ответила.
03.12.1941 из Туапсе для встречи подводной лодки вышел сторожевой катер № 042. Однако «Щ-211» в базу в установленный срок в базу не вернулась и на запросы по радио, сделанные в 19.00 и в 22.40, не отозвалась.
Не ответила лодка и на последующие радиограммы, отправленные 04.12.1941 в 09.00, 05.12.1941 в 09.00 и 06.12.1941 в 00.07.
13.12.1941 в 01.00 начальник штаба 1-й бригады ПЛ ЧФ капитан 1-го ранга Крестовский А. В. был вынужден дать начальнику штаба Черноморского флота контр-адмиралу Елисееву и начальнику штаба Севастопольского оборонительного района капитану 1-го ранга Васильеву А. Г. радиограмму следующего содержания: „Автономность ПЛ Щ-211 исчерпана по топливу, провизии[,] воде. Считаю Щ-211 погибшей при выполнении боевой задачи“. Вместе с подводной лодкой погибло 44 человека.

17.12.1941 подводная лодка «Щ-211» была официально исключена из списков флота.
В начале 1942 года море выбросило на песчаный пляж у села Бяла (Болгария), к северу от мыса Ак-Бурну (ныне мыс Свети-Атанас) обезображенный труп советского морского офицера в резиновом костюме с разбитым биноклем на шее. Этим моряком оказался помощник командира «Щ-211» старший лейтенант Борисенко Павел Романович. Скорее всего, в момент гибели «Щ-211» находилась в надводном положении, и нёсший на мостике вахту Борисенко погиб при взрыве.

 3. Послевоенное время

11.09.2000 на дне Варненского залива в точке с координатами 43°06,94' с.ш. 28°07,42' в.д.{4} (9 миль к востоку от Варны) болгарскими водолазами Динко Матвеевым и Владимиром Стефановым был обнаружен корпус затонувшей советской субмарины. Это могла быть только «Щ-211».
01.07.2003 из Севастополя для водолазного обследования и идентификации затонувшей субмарины вышла экспедиция спасательных судов Черноморского флота (спасательное судно «ЭПРОН» и килекторное судно «КИЛ-158»). Осмотр останков лодки, покоящихся на глубине 24 метра, выявил, что корпус «Щ-211» лежит курсом 60° с дифферентом на нос 5° и креном на левый борт 10°. Оторванный носовой отсек лодки находится в 150 метрах от основной части субмарины. Кормовая оконечность вместе с винторулевой группой торчит из ила. Ограждение прочной рубки отсутствует. Входной люк VII-го отсека и верхний рубочный люк открыты, поэтому внутренние помещения подводной лодки сильно заилены. Корпус субмарины сильно повреждён, имеются многочисленные трещины и пробоины. Носовое орудие – в положении по-походному, кормовое орудие отсутствует. Перед фундаментом носового орудия пробоина в районе III-го отсека. Носовая оконечность над I-м отсеком имеет повреждения. В районе VII-го отсека правого борта в обшивке легкого корпуса пробоина. От удара о дно корпус лодки в районе IV-го и V-го отсеков имеет разлом от киля до привального бруса. II отсек отсутствует. Перископные тумбы, крышка люка центрального поста, настил мостика, пиллерсы мостика отсутствуют. Внутри корпусные водонепроницаемые переборки отсутствуют. На поверхность были подняты 28 предметов, в том числе: носовая 45-мм пушка (заводской номер – 2162, год выпуска – 1939), левый трёхлопастный винт с кронштейнами, советская каска, репитер гирокомпаса и др. Тем не менее, ни один из предметов не дал подтверждение, что найдена именно «Щ-211». Перед завершением подводных работ водолазы заварили входные люки.
Исходя из координат местонахождения лодки, характера повреждений и факта обнаружения на болгарском берегу тела помощника командира «Щ-211», можно предположить, что 17-30.11.1941 субмарина стала жертвой подрыва на мине типа «Б-38»{6} одной из линий болгарского минного заграждения «S-38», выставленного в начале 10.1941 с углублением 3 метра.

Примечания

{1} 04.10.1938 нарком ВМФ командарм 1-го ранга Фриновский М. П. подписал приказ № 01060, которым командиром «Щ-211» назначался капитан-лейтенант запаса Хияйнен Лев Петрович, но, вероятнее всего, в командование лодкой он не вступал, поскольку 03.08.1938 лодку принял и вступил в командование помощник командира «Щ-205» капитан-лейтенант Карбовский Г. Е., который 19.03.1939 был утверждён в этой должности наркомом ВМФ. Кроме того, из архивных документов следует, что в 01.1939 Хияйнен временно командовал 13-м дивизионом подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ, а 19.03.1939 был назначен командиром «Щ-207»[8]

{2} Дмитриев[7] и Стрельбицкий[2] также упоминают в качестве даты официального вступления «Щ-211» в строй 17.06.1938.

{3} Возможно, что ещё в период строительства «Щ-211» была включена в состав 7-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ ЧФ, который после реорганизации подводных сил Черноморского флота в 11.1936 был преобразован в 14-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ[10]

{4} По одним данным[2], координаты местонахождения остова «Щ-211» – 43°06,94' с.ш. 28°07,42' в.д.; по другой информации – 43°06,8' с.ш. 28°07,5' в.д.

{5} В 15.15 в «Журнале боевых действий штаба Туапсинской военно-морской базы» (за период с 1 ноября по 31 декабря 1941 года) была сделана запись о том, что в „15[.]00 П/л Щ[-]211 вышла в море курсом 300[°]“. [2]

{6} «Б-38» – болгарское обозначение имевшихся на вооружении болгарского флота английских гальваноударных мин типа «Wickers Elia» с весом заряда в 145 кг.

Использованные источники

[1] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 187-188.

[2] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Черного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003 – С. 42-46.

[3] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[4] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 58.

[5] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 69-71.

[6] Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 385.

[7] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 247.

[8] Информация из архивных документов, предоставленная Иващенко В. Н.

[9] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991. – №№ 6-11.

[10] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 339-341.

[11] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – Спб.: ООО «Галея Принт», 2009. – С. 189, 386.

[12] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 5, 21-22.

[13] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 19, 126-127.

Дополнительные страницы сайта по истории подводной лодки «Щ-211»


Дата последнего изменения: 12.11.2013.