советский военно-морской флаг

Торпедная атака, предположительно выполненная подводной лодкой «Щ-204» 30.11.1941

советский военно-морской флаг
Район торпедной атаки, предположительно выполненной
подводной лодкой «Щ-204» 30.11.1941

30.11.1941 в 16.00{1} болгарский транспорт «Цар Фердинанд» вышел из Бургаса в Николаев в охранении двух болгарских торпедных катеров. Пароход должен был войти в состав формирующегося конвоя «Urlaubstörn», на который возлагалась задача доставки из болгарских и румынских портов военных грузов для германских сухопутных войск на юге Восточного фронта.

Погодные условия – слабый северный ветер, немного усилившийся к вечеру; днём ясно, вечером облачно, ночью ясно (полнолуние); море спокойное.

За время перехода болгарского судна от Бургаса до мыса Свети-Атанас (Ак-Бурну), где была назначена встреча с кораблями сопровождения из Варны, произошло три контакта с подводными лодками противника.

В 17.59{1} «Цар Фердинанд» и сопровождавшие его торпедные катера находились в двух милях к северу от острова Свети Иван (Мегало-Низи) в точке поворота с курса 90° на курс 7°. В ярком лунном свете по пеленгу 110° на дистанции около 1000 метров была обнаружена всплывшая подводная лодка. «Цар Фердинанд» cразу открыл огонь из кормового орудия, а торпедный катер, шедший по правому борту парохода, повернул на субмарину, намереваясь атаковать её торпедами. Подлодка уклонилась от атаки срочным погружением. Командир болгарского катера отказался от применения глубинных бомб и вернулся на своё место в походном ордере. {2} Из советских документов следует, что обстрелу подверглась подводная лодка «Щ-209» (командир – капитан 3-го ранга И. Н. Киселёв), которая в 18.07 обнаружила в Бургасском заливе дым и силуэт неопознанного судна. После потери визуального контакта с целью лодка в 18.51 всплыла в надводное положение и была обстреляна катером охранения.

В 18.17{1} в 2,5 милях к югу от маяка Несебр (Мессемврия) был обнаружен силуэт подводной лодки, которая скрылась после открытия по ней артиллерийского огня. {3}

В 21.15{1} после поворота на северный курс, когда конвой находился около Иракли{4} (к северу от мыса Эмине), «Цар Фердинанд» был атакован подводной лодкой. Одна торпеда прошла перед самым носом судна, а другая – за кормой. Несмотря на то, что субмарина не была обнаружена, один из сопровождающих транспорт торпедных катеров сбросил глубинную бомбу. Атака была выполнена на позиции № 22, поэтому можно предположить, что торпеды выпустила{5} советская подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант И. М. Гриценко), которая в это время находилась на данной позиции. Из похода «щука» не вернулась, поэтому документального подтверждения этому факту в советских документах нет.

Германское командование отметило тот факт, что все контакты болгарского транспорта с неприятельскими подводными лодками произошли в точках изменения курса конвоя.

Болгарский пароход «Цар Фердинанд»
Болгарский пароход «Цар Фердинанд» [7]
Варненский залив, 1930-е годы.

Примечания

{1} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{2} Командир болгарского торпедного катера объяснил причины отказа от применения глубинных бомб тем, что хотел побыстрее вернуться на своё место в походном ордере, так как правый борт транспорта «Цар Фердинанд» оставался незащищённым. Кроме того, имея на борту всего 10 глубинных бомб, командир катера хотел приберечь их, потому что переход только начался, и до пункта назначения было ещё далеко. Болгарское командование признало его ошибку, поскольку считало, что он должен был применить против подводной лодки все имеющиеся на катере средства. По мнению представителей германских ВМС в Болгарии, причиной неиспользования глубинных бомб могла послужить излишняя бюрократия, принятая в болгарских ВМС, когда командиры должны были составлять подробные отчёты при каждом применении оружия.

{3} Советских данных нет, вероятно ложный контакт.

{4} Большинство германских документов[3][8] в качестве места проведения торпедной атаки по транспорту «Цар Фердинанд» указывают район около населённого пункта “Erekli“ (Иракли) на расстоянии 31,5 мили от Бургаса. В то же время, журнал боевых действий германского военно-морского учебного командования «Румыния» (Deutsches Marinelehrkommando Rumänien)[9] местом торпедной атаки считает точку «grün 7» на «зелёном» фарватере противника, которая находится в северной части Варненского залива. Последнее утверждение представляется маловероятным, так как скорость болгарского парохода не позволяла ему достигнуть данного района к 21.15 (берлинское время).

{5} По мнению Морозова М. Э.[6], «Щ-204» выпустила торпеды из кормовых торпедных аппаратов, так как по данным обследования затонувшей «щуки» в 1983 году кормовые торпедные аппараты субмарины были пустые.

Использованные источники

[1] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.11.-31.12.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[2] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 16.11.-30.11.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[3] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.12.-15.12.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 23.11.1941 – 03.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[5] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[6] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[7] Сайт http://www.lostbulgaria.com/.

[8] Kriegstagebuch des Marinemission in Rumänien 16.11.1941 – 30.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[9] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 26.11.-1.12.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.