советский военно-морской флаг

Хроника событий за 30 ноября 1941 года

(воскресенье)
советский военно-морской флаг
октябрь 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 декабрь 1941 года
Обстановка на 30 ноября 1941 года

Чёрное море:

Погодные условия:
Варна – слабый северный ветер, немного усилившийся к вечеру; днём ясно, вечером облачно, ночью ясно (полнолуние); море спокойное.

Улучшение погодных условий позволило германскому командованию начать операцию по проводке в Николаев конвоя «Urlaubstörn», который должен был доставить из болгарских и румынских портов военные грузы для сухопутных войск на юге Восточного фронта.
Германские катера-тральщики из состава военно-морского учебного отряда «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien) вышли из Варны в южном направлении для контрольного траления фарватера. Болгарское минно-тральное соединение проверило наличие мин к северу от Бургаса. Обе тральные группы, не обнаружив мин, возвратились в базы. Самолёт дальней воздушной разведки из-за ухудшения видимости был вынужден вернуться на аэродром через час после вылета.
В 16.00{1} болгарский транспорт «Цар Фердинанд» вышел из Бургаса в охранении двух болгарских торпедных катеров.
В 18.00{1} Варну покинули румынские транспорты «Cavarna» и «Carpaţi» в сопровождении болгарского эскорта (2 миноносца и торпедный катер). Позже к охранению присоединился ещё один болгарский миноносец, находившийся в дозоре около остова затонувшего танкера «Superga».

-----

советский военно-морской флаг Черноморский флот:

Подводная лодка «Щ-216» (командир – капитан-лейтенант Г. Е. Карбовский) прибыла из Туапсе на позицию № 24 (район мыса Зейтин-Бурну).

-----

В 17.59{1} «Цар Фердинанд» и сопровождавшие его торпедные катера в двух милях к северу от острова Свети Иван (Мегало-Низи) обнаружили всплывшую подводную лодку по пеленгу 110° на дистанции около 1000 метров. Болгарский пароход открыл огонь из кормового орудия, а один из торпедных катеров попытался атаковать субмарину торпедами. Подлодка уклонилась от атаки срочным погружением. Из советских документов следует, что обстрелу подверглась подводная лодка «Щ-209» (командир – капитан 3-го ранга И. Н. Киселёв), которая в 18.07 обнаружила в Бургасском заливе дым и силуэт неопознанного судна. После потери визуального контакта с целью лодка в 18.51 всплыла в надводное положение и была обстреляна катером охранения.

В 18.17{1} в 2,5 милях к югу от маяка Несебр (Мессемврия) «Цар Фердинанд» и его эскорт обнаружили силуэт подводной лодки, которая скрылась после открытия по ней артиллерийского огня. {2}

В 21.15{1} около Иракли{3} (к северу от мыса Эмине) «Цар Фердинанд» был атакован подводной лодкой. Одна торпеда прошла перед самым носом судна, а другая – за кормой. Несмотря на то, что субмарина не была обнаружена, один из сопровождающих транспорт торпедных катеров сбросил глубинную бомбу. Атака была выполнена на позиции № 22, поэтому можно предположить, что торпеды выпустила{4} советская подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант И. М. Гриценко), которая в это время находилась на данной позиции. Из похода «щука» не вернулась, поэтому документального подтверждения этому факту в советских документах нет.



Примечания

{1} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{2} Советских данных нет, вероятно ложный контакт.

{3} Большинство германских документов[4][7] в качестве места проведения торпедной атаки по транспорту «Цар Фердинанд» указывают район около населённого пункта “Erekli“ (Иракли) на расстоянии 31,5 мили от Бургаса. В то же время, журнал боевых действий германского военно-морского учебного командования «Румыния» (Deutsches Marinelehrkommando Rumänien)[8] местом торпедной атаки считает точку «grün 7» на «зелёном» фарватере противника, которая находится в северной части Варненского залива. Последнее утверждение представляется маловероятным, так как скорость болгарского парохода не позволяла ему достигнуть данного района к 21.15 (берлинское время).

{4} По мнению Морозова М. Э.[6], «Щ-204» выпустила торпеды из кормовых торпедных аппаратов, так как по данным обследования затонувшей «щуки» в 1983 году кормовые торпедные аппараты субмарины были пустые.

Использованные источники

[1] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 23.11.1941 – 03.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[2] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 16.11.-30.11.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[3] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.11.-31.12.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.12.-15.12.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[5] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[6] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[7] Kriegstagebuch des Marinemission in Rumänien 16.11.1941 – 30.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[8] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 26.11.-1.12.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.