советский военно-морской флаг

Аппаратура звукоподводной связи советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

Ещё в Первую мировую войну в русском флоте для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении, ограниченно использовались приборы американской фирмы «Submarine Signal Company» (Бостон). Однако в советское время промышленность гидроакустических приборов пришлось создавать практически с нуля.

Во время командировки в 1930 году в Германию комиссии во главе с видным учёным Бергом А. были оформлены контракты на приобретение шумопеленгаторов для первых отечественных подводных лодок (такие поездки и закупки регулярно производились и в дальнейшем). На субмаринах I серии установили шумопеленгаторы фирмы «Atlas Werke AG» (Бремен, Германия) с 16 приёмниками и эллиптической базой, а также германскую аппаратуру звукоподводной связи.

Участие в дальнейших работах по созданию гидроакустических приборов принимали как исследовательские учреждения: «Остехбюро» и сформированный в 10.1932 Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС), так и Радиотелеграфный завод имени Коминтерна (Ленинград).

К 1932 году на базе отечественных предприятий с использованием полученных гидроакустических приборов германского производства были разработаны следующие приборы звуковой подводной связи (ЗПС):
 «Орфей» – для малых и средних подлодок (два вибратора располагались на специальных обтекаемых стойках);
 «Вега» – для малых и средних субмарин (четыре вибратора располагались на специальных обтекаемых стойках);
 «Сириус» – для подводных лодок типа «Правда» с вибраторами, расположенными на бортах лёгкого корпуса.

К производству подключился ленинградский завод точного приборостроения «Водтрансприбор» (завод № 206). В течение 30-х годов изготовление гидроакустических станций на нём велось полукустарным способом, небольшими темпами, при наличии большого числа образцов. Качество же самих образцов не всегда соответствовало даже нашим весьма скромным требованиям. В качестве недостатков существующих приборов ЗПС отмечались: малая скрытность связи, так как приборы работали в звуковом диапазоне, невозможность использования на ходу больше 3-4 узлов, малая дальность действия, высокая погрешность (2-3°) в определении пеленга. Кроме того, проявлялся значительный процент монтажного брака. Инструкции по эксплуатации приборов не имелось, в учебных отрядах изучение их практически не велось из-за отсутствия тренировочной аппаратуры.

Не удовлетворяло не только качество, но и количество приборов ЗПС, изготавливаемых отечественной промышленностью. И только к 1940 году производство ощутимо выросло – за год флот получил 53 комплекта ЗПС.

Наиболее массово производимый прибор ЗПС «Сириус» мощностью 2 кВт имел общую массу 660 килограмм. Он включал в себя четыре бортовых гидроакустических преобразователя (вибратора) и отдельную антенну, располагавшуюся на рубке или верхней палубе подводной лодки. «Сириус» обеспечивал связь на ходу до 18 узлов в телеграфном режиме до 20 кабельтовых летом и 70 кабельтовых зимой, а в слуховом режиме – до 10 кабельтовых.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[3] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 14.01.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.