2-й боевой поход советской подводной лодки «Щ-216»(16.10.1941 – 03.11.1941{1}) | ||
Главная → Применение → Походы → ЧФ (1941 год) → 2-й боевой поход «Щ-216» |
|
Схема 2-го боевого похода советской подводной лодки «Щ-216» Обстановка (минные заграждения, позиции ПЛ и т.д.) показана по состоянию на 01.11.1941 |
---|
Подводная лодка | «Щ-216» из состава 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Командир | капитан-лейтенант Карбовский Г. Е. | ||||||||||
Сроки патрулирования | Начало похода: 16.10.1941 в 17.30 – Туапсе | Окончание похода: 03.11.1941{1} – Туапсе | Продолжительность: 18,0 суток | ||||||||
Позиция патрулирования | № 24 (район мыса Зейтин-Бурну) | ||||||||||
Результат | За время похода были обнаружены: 1 транспорт, 1 буксир и 4 самолёта. Выполнена 1 безрезультатная торпедная атака (выпущена 1 торпеда).
|
В середине 10.1941 командир 1-й бригады подводных лодок ЧФ капитан 1-го ранга Болтунов П. И. подписал приказание № 43/оп, предписывающее командиру «Щ-216» капитан-лейтенанту Карбовскому Г. Е. занять позицию № 24 с задачей уничтожения кораблей и транспортов противника.
В 17.30 «Щ-216» вышла из Туапсе в район мыса Зейтин-Бурну (позиция № 24).
В 06.00 лодка прибыла на позицию. В течение первых трёх дней патрулирование осуществлялось в прибрежном районе.
Поздним вечером «Щ-216» находилась в надводном положении в районе зарядки аккумуляторных батарей к северу от входа в пролив Босфор.
В 22.04 по пеленгу 305° на дистанции около 10 кабельтовых было обнаружено неизвестное судно, шедшее встречным курсом 140° со скоростью 8 узлов (курсовой угол цели – 10° левого борта). По мнению командира «Щ-216», это был буксир. Опознать его национальную принадлежность не удалось. Карбовский принял решение выходить в атаку кормовыми торпедными аппаратами.
В 22.07 лодка произвела из надводного положения с дистанции 5 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив на циркуляции одну торпеду типа 53-38 из кормового аппарата при угле упреждения 9,5° и угле встречи 70°. Попадания не было.
Командир «Щ-216» посчитал, что торпеда, установленная на глубину хода 2 метра (торпеда с установкой глубины хода 1 метр была не готова к выстрелу), прошла под килем атакованного судна. По мнению командования 1-й бригады подводных лодок, другой возможной причиной промаха послужило опоздание с выпуском торпеды при стрельбе на циркуляции.
Зарубежных данных об атаке нет. По-видимому, «Щ-216» пыталась торпедировать турецкое
«Щ-216» перешла в морскую часть позиции № 24, где два дня маневрировала в 25-30 милях от берега на вероятном пути судов противника, ходивших прямым курсом на линии Босфор – Варна. При этом лодке пришлось погружаться от самолёта, производившего разведку на бреющем полёте.
Подводная лодка возвратилась в район побережья. Однако патрулирование осуществлялось в 4-7 милях от береговой линии, вследствие чего затруднялось своевременное обнаружение на фоне берега судов противника, шедших по прибрежному фарватеру.
Вследствие неточности счисления «Щ-216» оказалась вблизи южной границы «бургасского»{3} минного поля и, неведомо для её командира, дважды пересекла южную часть минного заграждения «S-17» на опасной глубине погружения 8 метров (по глубомеру).
В 13.00 «Щ-216» находилась в подводном положении в северной части позиции № 24, идя курсом норд-вест вблизи минного заграждения «S-17». Определив место лодки в трёх милях от берега, Карбовский, по-видимому, посчитал это расстояние слишком малым и поэтому, ложась на обратный курс, повёл субмарину не вдоль берега (на зюйд-ост), а курсом 100° (почти на ост). Через час подлодка удалилась от берега уже на 4 мили.
В 14.12 по пеленгу 245° на дистанции 40 кабельтовых был обнаружен транспорт, шедший на зюйд-ост в 5-10 кабельтовых от берега (курсовой угол цели – 71° левого борта). Лодка начала выходить в атаку курсом 155°. В течение 15 минут она шла со скоростью 3-5 узлов, и только после того как курсовой угол цели достиг 98°, был дан ход 7 узлов. Однако это уже не могло исправить ситуацию, и сблизиться на дистанцию торпедного выстрела не удалось.
В 15.20 транспорт прошёл угол упреждения на расстоянии 25 кабельтовых от подводной лодки. Основной причиной неудачи послужило неправильное маневрирование командира субмарины.
Вечером подводная лодка начала возвращение в базу. За время нахождения на позиции были обнаружены: 1 транспорт, 1 буксир и 4 самолёта. Встреч с боевыми кораблями противника не было.
«Щ-216» возвратилась в Туапсе.{1}
В своём донесении[1] Карбовский отметил следующее:
В районе позиции наблюдалось значительное количество парусных шхун тонажем от 20 до 100 тонн,занимавшихся рыбной ловлей у берега в районе Агайотоль–Кэприна. Наблюдением не установлено прохождение их выше параллели Кэприна.
Установлено ведение регулярной воздушной разведки Турцией и Болгарией.Других средств ПЛО не обнаруживалось.
Навигационная обстановка: маяки Кара-Бурну и Кору-Бурну (Турции) горят огни Агайюполь–Василико–Кэприна и м-к Зейтын-Бурну погашены.Побережье (села,города) затемнены. Маяк Кору-Бурну изменяет свое штатное освещение; горит постоянно,порой затемняется совсем.
Погода хорошая. Видимость переменная–, днем от 20-200 кб, ночью от 2-30 кб. На глубине 30-35 метров жидкий грунт.
Аварий и поломок не было; материальная часть работала хорошо. Личный состав работал вполне удовлетворительно. {4}
Однако, по мнению командования 1-й бригады подводных лодок, командир «Щ-216» за время своего двухнедельного пребывания на позиции не всегда действовал достаточно настойчиво и
График торпедной атаки подводной лодки «Щ-216» 20.10.1941 [1] | График торпедной атаки «Щ-216» 31.10.1941 [1] |
---|
Примечания
{1} По одним данным[2][7][8], подводная лодка «Щ-216» возвратилась из 2-го боевого похода 03.11.1941; по другой информации[1][6] – 04.11.1941.
{2} По мнению
{3} «Бургасским» минным полем черноморские подводники называли опасный район, координаты которого были нанесены на карту по данным подводной лодки «Щ-208», наблюдавшей 19.09.1941 постановку болгарского минного заграждения «S-39».
{4} В цитируемом документе сохранена исходная орфография.
{5} Платонов А. В.[6] так описывает итоги 2-го боевого похода подводной лодки «Щ-216»: „Поход оказался безуспешным из-за нервозной обстановки, создаваемой командиром в центральном посту“.
Использованные источники
[1] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.
[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[3] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.
[4] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.
[5] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997.
[6] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
[7] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.
[8] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция – 2002. – № 4 (46).
[9] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 6.10.1941 – 21.10.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).
[10] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.8.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).
[11] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 22.10.1941 – 07.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).
[12] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 16.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |