советский военно-морской флаг

Хроника событий за 19 сентября 1941 года

(пятница)
советский военно-морской флаг
август 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 октябрь 1941 года

Чёрное море:

Советская подводная лодка «М-60» (командир – старший лейтенант Б. В. Кудрявцев) начала возвращение в базу с позиции № 17. Встреч с кораблями противника не имела.

-----

В месте гибели транспорта «Шипка» (район Варны) болгарскими катерами-тральщиками были подсечены и уничтожены 3 советские мины. Из-за поломки двигателя на одном из катеров дальнейшее траление пришлось прекратить.

В 13.00{1} болгарские транспорты «Балкан» и «Родина» (капитан – В. Попов) вышли из Варны в Стамбул в сопровождении двух миноносцев и двух торпедных катеров. Конвой двигался с воздушным прикрытием по фарватеру, предварительно протраленному военно-морским учебным отрядом «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien). С наступлением темноты болгарские корабли из-за навигационной ошибки попали на только что выставленную линию «А» минного заграждения «S-39». В 20.50{1} транспорт «Родина» после двух подводных взрывов затонул в районе Созополя в точке с координатами 42°23,85` с.ш. 27°47,10` в.д. 3 болгарских моряка и германский радист пропали без вести. Корабли охранения подобрали 37 уцелевших членов экипажа.

-----

В 15.00 болгарский флот приступил к постановке оборонительного минного заграждения «S-39»{2}. До 15.30 на юго-восточных подходах к Бургасу были установлены две линии, каждая из которых включала 50 мин типа «Б-36», установленных в один ряд на углубление 3 метра. Линия «А» располагалась в 2,1-2,5 милях от берега между точками с координатами 42°24,9` с.ш. 27°47,5` в.д. и 42°21,5` с.ш. 27°50,0` в.д.{3} (минный интервал – 140 метров, глубина моря в месте постановки – 38-44 метра, протяжённость линии – 3,1 мили). При постановке линии «А» две мины взорвались. Линия «Б» располагалась в 4,1-4,8 милях от берега между точками с координатами 42°23,3` с.ш. 27°50,0` в.д. и 42°27` с.ш. 27°50` в.д.{3} (минный интервал – 140 метров, глубина моря в месте постановки – 38 метров, протяжённость линии – 4 мили).



Примечания

{1} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{2} По существовашей в советском флоте терминологии минное заграждение «S-39», состоявшее из нескольких линий мин, представляло собой минное поле. С 1943 года данное минное поле обозначалось противником как опасный район «SM2/43M» («SМ» означает, что в районе поставлены морские мины; 5 – порядковый номер опасного района; 43 – год контрольной проверки опасного района, произведенной для определения степени разрежения минного заграждения; значение литеры «M» не установлено).[6]

{3} Координаты линий болгарского минного заграждения указаны с точностью ± 5 кабельтовых.[6]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[2] Kriegstagebuch des Marine Mission Rumänien vom 1.9.-15.9.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[3] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.9.-15.9.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Kriegstagebuch des Marineverbindungsstabes Bulgarien 26.07.1941 – 20.09.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[5] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Varna 1.9.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[6] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[7] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.8.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.