советский военно-морской флаг

Подводная лодка «М-59»

(с 15.11.1939 по 13.01.1940 – «М-56»)
советский военно-морской флаг
Тип XII серии
Дата закладки 25.10.1937 ССЗ «Красное Сормово» (Горький, СССР)
заводской (стапельный) номер – 250
Дата перезакладки 1939 ССЗ № 198 имени А. Марти (Николаев, СССР)
Дата спуска на воду 13.06.1939
Дата подписания приёмного акта 03.06.1940
Командиры
19.03.1939  –  29.03.1940
Лысов Тихон Игнатьевич
29.03.1940  –  09.09.1940
Казак Василий Иванович
03.07.1940{1}  –  08.08.1940{2}
Буль Станислав Петрович (врид по совместительству)
09.09.1940  –  10.09.1940
Матвеев Георгий Андреевич (врид)
10.09.1940  –  11.1941
Матвеев Георгий Андреевич
Принадлежность
20.06.1940
20.06.1940  –  02.1941
02.1941  –  11.1941
советский военно-морской флаг Черноморский флот
22-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
Боевой результат Совершила 3 боевых похода в Великой Отечественной войне (15-21 суток). Побед нет.
Судьба В 11.1941 «М-59» пропала без вести во время боевого похода на позицию № 18 (район Сулины).{3} Вместе с подводной лодкой погибли 20 членов экипажа.

 1. Довоенный период

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «М-59» (командир – капитан-лейтенант Г. А. Матвеев) находилась в Севастополе в гарантийном ремонте на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе. Субмарина входила в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
06.09.1941 вступила в строй после завершения гарантийного ремонта.

 1-й боевой поход (6,9 суток)

 2-й боевой поход (7,2 суток)

 3-й боевой поход (1-7 суток)

08.11.1941 истёк срок автономности лодки.
17.12.1941 «М-59» официально исключена из списков Черноморского флота.

Примечания

{1} Точная дата требует уточнения. Указана дата первого упоминания в данном качестве.

{2} Точная дата требует уточнения. Указана дата последнего упоминания в данном качестве.

{3} С большой долей уверенности можно предположить, что подводная лодка «М-59» погибла в период 27.10-02.11.1941 от подрыва на мине британского образца «Wickers» или германского – «UC», из которых состояли румынские заграждения «D», «E» и «F», выставленные северо-восточнее Сулины. Другими причинами гибели субмарины могли послужить:
– подрыв на плавающей мине,
– отказ техники или ошибка личного состава.[1][6][9]

{4} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 88[2]:

Приказ НК ВМФ СССР

19 июня 1940 г

№ 0382 г. Москва

Приёмные акты на подводные лодки XII серии М-59 (зав. № 250) и М-60 (зав. № 252), построенные заводом № 112 для Черноморского флота – утверждаю.

Нарком ВМФ СССР

  адмирал Кузнецов

{5} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 92[2]:

Приказ НК ВМФ СССР

19 июня 1940 г

№ 0383 г. Москва

Военному Совету Черноморского флота зачислить с 20 июня 1940 г. в состав 2-й бригады подводных лодок ЧФ подводные лодки М-59 и М-60 с содержанием по штату № 36/732А.

Нарком ВМФ СССР

  адмирал Кузнецов

{6} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 298[2]:

03 августа 1940 г.

№ 120 г. Севастополь

Военному Совету ЧФ, начальнику ТО ЧФ. При сём препровождаю АКТ о повреждении 03 июля 1940 г. вертикального руля и пера руля на ПЛ М-59 22-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ.

Командир 22-го ДПЛ

  капитан-лейтенант Д. Ларичев

Военком 22-го ДПЛ

  полковой комиссар Саливон

Там же, л. 299[2]:

2-й отдел штаба ЧФ

08 августа 1940 г. № 02/2309
АКТ

Комиссия установила, что при ходе ПЛ М-59 на глубине 14 м 03 июля 1940 г. при работе ГЭД средний вперёд на циркуляции кормовой частью ПЛ получила удар.

Флагманский инженер-механик 2-й БПЛ ЧФ

  военинженер 2 ранга Селихов

Командир ПЛ М-59

  капитан-лейтенант Буль

Командир БЧ-5 ПЛ М-59

  воентехник 1 ранга Буковшин

Там же, л. 338 (Учёт аварий и катастроф за август 1940 г., п 8)[2]:

03 июля М-59 2-й БПЛ ЧФ.

{7} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 423[2]:

Внесрочное донесение об аварии 16 декабря 1940 г. ПЛ М-59 2-й БПЛ ЧФ. Командир старший лейтенант Матвеев. Касание грунта носовой частью. Район Херсонесского маяка к Зюйду, море 7 баллов, ветер Вест 7 баллов, видимость 100-200 м. Пурга снежная.

ПЛ М-59 следовала в ГБ и [так в источнике[2], вероятно – „из“] г. Новороссийск.

Следуя курсом 320°, ход 5,5 уз. малый, видимость 100-200 м с закрытым рубочным люком, так как большая зыбь покрывала лодку, связь с мостика с ЦП отсутствовала, прокладка не велась, штурман был не работоспособен – укачался, вышли из строя репитеры, а также магнитный компас, имелась ошибка в месте, обнаружили берег в 100-150 м, дал самый полный ход назад, но по инерции коснулся носом грунта. Через 4 минуты был на чистой воде.

Имеются повреждения в киле и 2-3 вмятины в ЛК очень малого размера, сорван обтекатель винта зыбью. Пострадавших нет.

Виновные в аварии. Точной прокладки не имел, отсутствовала прокладка, сильный ветер со снегом забивал глаза, что совершенно не давало возможности более точно наблюдать. Контроль за гирокомпасом внизу в это время отсутствовал – сперрист укачался. Малая видимость с мостика, который всё время заливался водой.

Выводы: перед ухудшением видимости точного места не имели, фактически курс проходил значительно ближе к берегу. Потеря наблюдения за основным гирокомпасом (укачался сперрист). Рассогласование репитеров привело лодку на мель. Действия после посадки правильные и энергичные.

17 декабря 1940 г.

  Командир ПЛ М-59 старший лейтенант Матвеев

{8} По плану подводная лодка «М-59» должна была выйти в 3-й боевой поход в 13.00[9]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[3] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.

[4] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[5] Игнатьев Э. П. Подводные лодки XII серии // Библиотека «Гангут». Корабли Отечества. – № 9. – СПб.: Издательство «Гангут», 1996.

[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.

[7] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[8] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

[9] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

[10] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 03.11.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.