советский военно-морской флаг

Хроника событий за 11 октября 1941 года

(суббота)
советский военно-морской флаг
сентябрь 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31 ноябрь 1941 года

Чёрное море:

Вступила в силу новая нарезка позиций подводных лодок в западной части Чёрного моря.

В 17.20 Нет данных о начале похода корабля с индексом 31 в дату 1747.

-----

Утром советская подводная лодка «Щ-210» (командир – инженер-капитан 3-го ранга И. Л. Зельбст) с опозданием на 2-3 часа подошла к району ожидания позиции № 23. В 06.20 лодка, находясь по счислению в 30 милях от берега, погрузилась на перископную глубину. Курc был проложен с расчётом пройти к югу от «бургасского»{1} минного поля. Видимость была хорошая, в полдень прямо по курсу открылся берег. В 13.10 по пеленгу 314° на дистанции 80 кабельтовых в перископ был обнаружен двухтрубный транспорт в охранении сторожевого катера или болгарского миноносца (курсовой угол цели – 120° левого борта). Из-за невыгодного курсового угла цели и большой дистанции «Щ-210» не смогла выйти в атаку. В 13.39 транспорт скрылся по пеленгу 286°. Близость «бургасского» минного поля вынудила командира лодки отказаться от преследования. Из документов противника следует, что субмарина обнаружила румынский минный заградитель «Dacia», который, завершив постановку минного заграждения «S-17», возвращался в Бургас.

В районе Варны противник производил контрольное траление, в результате которого были уничтожены 4 мины. На траверзе мыса Свети-Константин германские тральщики из состава военно-морского учебного отряда «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien) захватили тралом якорную мину, которая сдетонировала при повороте тральщиков на другой галс.{2} Болгарские катера-тральщики в районе потопления румынского минного заградителя «Regele Carol I» подсекли 3 советские подлодочные мины, которые после всплытия на поверхность сразу затонули.{3} По результатам траления противник сделал вывод, что в районе между болгарскими оборонительными минными заграждениями и входом в в Варну советские подлодки выставили мины, на которых и подорвался «Regele Carol I». Кроме того, около остова затонувшего минного заградителя на поверхности воды находятся около 30 якорных мин «UMA», всплывших с палубы минзага. Эти мины также следует считать опасными для судоходства.

-----

В 08.45{4} из Бургаса в направлении Босфора вышел отряд румынских кораблей в составе минного заградителя «Dacia», миноносцев «Năluca» и «Sborul», канонерской лодки «Sublocotenent Ghiculescu Ion». С 11.27{5} по 12.03{5} в районе мыса Зейтин-Бурну в 4,5-6 милях от берега «Dacia» выполнил постановку противолодочного минного заграждения «S-17»: между точками 42°16,0` с.ш. 27°52,0` в.д. и 42°19,7` с.ш. 27°54,4` в.д. в одну линию были выставлены 154 мины «UMA» (минный интервал – 50 метров, углубление мин – 12 метров, глубина моря в месте постановки – 23-26 метров, протяжённость заграждения – 4 мили). В 14.15{6} румынские корабли вместе с присоединившейся к отряду канонерской лодкой «Căpitan Dumitrescu Constantin» возвратились в Бургас.

Командующий германской военно-морской миссией в Румынии вице-адмирал Фридрих-Вильгельм Флейшер (Vizeadmiral Friedrich-Wilhelm Fleischer), врид начальника германского военно-морского учебного командования «Румыния» капитан цур зее Лео Крейш (Kapitän zur See Leo Kreisch) и командующий эскадрой Морской дивизии командор Александру Бардеску (comandor Alexandru Bardescu) прибыли на совещание в военно-морской штаб связи «Болгария» (Marineverbindungsstab Bulgarien).



Примечания

{1} «Бургасским» минным полем черноморские подводники называли опасный район, координаты которого были нанесены на карту по данным подводной лодки «Щ-208», наблюдавшей 19.09.1941 постановку болгарского минного заграждения «S-39».

{2} По всей вероятности, мина, уничтоженная на траверзе мыса Свети-Константин, принадлежала минному заграждению № 1/65, установленному советской подводной лодкой «Л-4» 07.09.1941.

{3} По-видимому, вытраленные болгарскими тральщиками мины принадлежали заграждению № 2/65, установленному советской подводной лодкой «Л-4» 18.09.1941.

{4} По германским документам[5], отряд румынских кораблей вышел из Бургаса в 08.45 (берлинское время); по другим данным[1], минный заградитель «Dacia» вышел из Бургаса в охранении двух миноносцев и канонерской лодки в 10.50 (московское время).

{5} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{6} По германским документам[5], отряд румынских кораблей возвратился в Бургас в 14.15 (берлинское время); по другим данным[1], минный заградитель «Dacia» возвратился в Бургас в 15.00 или в 15.05 (московское время).

Использованные источники

[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[3] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[4] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 6.10.1941 – 21.10.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[5] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.8.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.