Подводная лодка «М-60»(с 15.11.1939 по 13.01.1940 – «М-57») | ||
Главная → Лодки → Типы → XII серии → Подводная лодка «М-60» |
Тип | XII серии |
| ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата закладки | 25.10.1937 | ССЗ «Красное Сормово» (Горький, СССР) заводской (стапельный) номер – 252 | ||||||||||||||||
Дата перезакладки | 1939 | ССЗ № 198 имени А. Марти (Николаев, СССР) | ||||||||||||||||
Дата спуска на воду | 28.08.1939 | |||||||||||||||||
Дата подписания приёмного акта | 31.05.1940 | |||||||||||||||||
Командиры |
|
| ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
Принадлежность |
|
| ||||||||||||||||
Боевой результат | Совершила 9 боевых походов в Великой Отечественной войне (75-78 суток). Побед нет. | |||||||||||||||||
Судьба | В 09.1942 «М-60» погибла от подрыва на мине «UMB» румынского заграждения «S-33» в районе Одессы в точке с координатами 46°20,3` с.ш. 30°54,3` в.д. во время 9-го боевого похода. Вместе с лодкой погибли 22 подводника. |
1. Довоенный период
25.10.1937 на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Горький, СССР) была заложена подводная лодка XII серии c заводским номером 252.
В 1939 году лодка на железнодорожном транспортёре была перевезена с судостроительного завода «Красное Сормово» (Горький) на судостроительный завод № 198 имени А. Марти (Николаев) для сборки и проведения испытаний. Для перевозки по железной дороге были демонтированы: прочная рубка (частично), щиты аккумуляторных ям, койки и мебель, съёмные полы, ограждение рубки, трапы, аккумуляторы, баллоны воздуха высокого давления (ВВД), система регенерации, якорное устройство, рулевое устройство вместе с приводами и перьями рулей, винт, перископ, торпедное вооружение, артиллерийское вооружение, твёрдый балласт, главный электродвигатель, компрессор ВВД.
19.03.1939 приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0658 командиром «М-60» назначен капитан-лейтенант Георгий Алексеевич Гревцев.{2}
28.08.1939 субмарина была спущена на воду реки Буг.
15.11.1939 приказом командующего Черноморским флотом подводная лодка получила новое обозначение – «М-57».
17.11.1939 «М-57» проводила ходовые заводские испытания в Днепробугском лимане. При постановке на якорь ввиду ухудшения видимости лодка сошла с фарватера и села на мель на скорости хода около 6 узлов. Подошедший буксир «Петровский» снял субмарину с мели. {3}
13.01.1940 приказом народного комиссара ВМФ СССР субмарине возвращено прежнее наименование – «М-60».
08.03.1940 приказом командующего Черноморским флотом № 081 капитан-лейтенант Гревцев допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой «М-60» в надводном и подводном положениях.{4}
29.03.1940 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром «М-60» назначен лейтенант Борис Васильевич Кудрявцев.
31.05.1940 государственной комиссией был подписан приёмный акт «М-60».
19.06.1940 народный комиссар ВМФ СССР приказом № 0382{5} утвердил приёмный акт.
20.06.1940 подводная лодка «М-60» в соответствии с приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0383 от 19.06.1940{6} зачислена в состав 2-й бригады подводных лодок ЧФ с содержанием по штату № 36/732А.
23.07.1940 «М-60» при выполнении задач боевой подготовки в районе № 6 на подходах к Севастополю потеряла якорь на глубине 65 метров. {7}
11.09.1940 приказом командующего Черноморским флотом № 0447 лейтенант Кудрявцев допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой «М-60» в надводном и подводном положениях.
В 02.1941 подводная лодка «М-60» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
В 02.1941 начала гарантийный ремонт на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе (Севастополь).
2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941 подводная лодка «М-60» (командир – старший лейтенант Б. В. Кудрявцев) находилась в Севастополе в гарантийном ремонте на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе. Субмарина входила в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
18.08.1941 вступила в строй после завершения гарантийного ремонта.
1-й боевой поход (7,1 суток)
14.09.1941 в 12.00 «М-60» вышла из Севастополя в район Сулины (позиция № 17).
16.09.1941 лодка прибыла на позицию.
19.09.1941 начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
21.09.1941 у мыса Тарханкут был обнаружен советский конвой. Не имея оповещения командования о возможной встрече со своими судами и не получив в ответ опознавательного сигнала, командир лодки посчитал конвой вражеским и начал выходить в торпедную атаку, не обращая внимания на то, что береговые посты и батареи, на виду у которых двигались суда, не проявляли никакого беспокойства. К счастью, при сближении Кудрявцев по силуэтам опознал тральщики из состава эскорта и отказался от атаки. Через 29 минут после этого из штаба пришло запоздалое оповещение о конвое. В 15.08 «М-60» прибыла в Балаклаву.
2-й боевой поход (7,3 суток)
02.10.1941 в 11.10 «М-60» вышла из Балаклавы в район Сулины (позиция № 17).
04.10.1941 лодка прибыла на позицию.
07.10.1941 начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
09.10.1941 в 17.42 возвратилась в Балаклаву.
3-й боевой поход (7,0 суток)
27.10.1941 в 15.05 «М-60» вышла из Балаклавы в район мыса Олинька (позиция № 19).
Вечером 28.10.1941 лодка прибыла на позицию. При подготовке торпедных аппаратов к возможному применению из-за неисправности клапанов системы воздуха среднего давления произошёл самопроизвольный выпуск одной торпеды.
01.11.1941 начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
03.11.1941 в 15.40 возвратилась в Балаклаву.
04.11.1941 «М-60» вышла из Балаклавы и 07.11.1941 прибыла в Очамчиру.
08.12.1941 вышла из Очамчиры и 09.12.1941 прибыла в Туапсе.
10.12.1941 вышла из Туапсе и 12.12.1941 прибыла в Севастополь.
4-й боевой поход (6,1 суток)
30.12.1941 в 17.55 «М-60» вышла из Севастополя в район Одессы (позиция № 25).
01.01.1942 лодка прибыла на позицию.
04.01.1942 в 16.00 начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
Днём 05.01.1942 на входе в фарватер Севастополя «М-60» была обстреляна артиллерией противника. В 19.45 лодка ошвартовалась в Севастопольской бухте.
17.01.1942 вышла из Севастополя и 19.01.1942 прибыла в Очамчиру.
05.03.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Поти в Поти.
19.03.1942 перешла из Поти в Очамчиру.
24.04.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Поти в Поти.
25.04.1942 лодка перешла из Поти в Очамчиру.
05.05.1942 вышла из Очамчиры и 06.05.1942 прибыла в Геленджик.
5-й боевой поход (7,7 суток)
07.05.1942 в 19.30 «М-60» вышла из Геленджика для разведки в район Феодосия – Дальние Камыши.
15.05.1942 в 12.35 возвратилась в Геленджик. Встреч с кораблями противника не имела.
6-й боевой поход (7,1 суток)
22.05.1942 в 19.55 «М-60» вышла из Геленджика для разведки Феодосийского залива.
29.05.1942 в 22.12 возвратилась в Геленджик. Встреч с кораблями противника не имела.
08.06.1942 вышла из Геленджика и 09.06.1942 прибыла в Очамчиру.
16.06.1942 вышла из Очамчиры и 17.06.1942 прибыла в Туапсе.
21.06.1942 «М-60» перешла из Туапсе в Новороссийск для осуществления транспортных перевозок в Севастополь.
22.06.1942 «М-60» осуществляла приёмку груза для защитников Севастополя, который включал, помимо боеприпасов, ещё и несколько тонн бензина, принятого с танкера «Передовик» в топливно-балластную цистерну. Через сальники бензин быстро просочился внутрь прочного корпуса лодки. В 14.20 «М-60» приступила к зарядке аккумуляторной батареи, от проскочившей у рубильника искры произошёл мощный взрыв паров бензина. Из рубочного люка с оглушающим рёвом вырвался огненный столб, вслед за которым повалил густой чёрный дым. Лодка немедленно дала ход и отошла от танкера. Из центрального поста стали выбираться и прыгать в воду сильно обгоревшие люди, на многих из которых продолжали гореть одежда и волосы. Во II и IV отсеках взрывной волной продавило палубный настил, обгорела деревянная обшивка. 6 членов экипажа получили ожоги и ранения. Возник пожар в носовых отсеках, где находились ящики с боеприпасами. Сильно обгоревший командир отделения трюмных Власенко А. А. успел предупредить об этом командира лодки. Пока тот закрывал судовую вентиляцию, командир БЧ-5 старший техник-лейтенант Кокин А. П. спустился во II отсек и вместе со старшиной группы электриков Глебовым Н. П. вынес наверх два горящих ящика с миномётными минами. Взрыв корабля был предотвращён, но поход в Севастополь пришлось отменить.
26.06.1942 вышла из Новороссийска и 27.06.1942 прибыла в Очамчиру, где до 04.07.1942 проходила аварийный ремонт.
14.07.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Туапсе в Туапсе.
7-й боевой поход (13,4 суток)
14.07.1942 в 18.13 «М-60» вышла из Туапсе на позицию в районе Феодосии.
16.07.1942 лодка прибыла на позицию.
27.07.1942 в 08.30 из-за неисправности перископа начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
28.07.1942 в 04.00 возвратилась в Очамчиру.
09.08.1942 вышла из Очамчиры и 10.08.1942 прибыла в Туапсе.
10.08.1942 подводная лодка «М-60» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ ЧФ.
8-й боевой поход (12,4 суток)
10.08.1942 в 20.56 «М-60» вышла из Туапсе на позицию в районе Феодосии.
11.08.1942 лодка прибыла на позицию.
21.08.1942 начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
23.08.1942 в 06.35 возвратилась в Очамчиру.
13.09.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Поти в Поти.
16.09.1942 «М-60» перешла из Поти в Очамчиру в Очамчиру.
9-й боевой поход (7-10 суток)
16.09.1942 в 19.30 «М-60» вышла из Очамчиры в район Одессы (позиция № 41). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась.{8} Вместе с лодкой погибли 22 подводника.
3. Послевоенное время
Весной 1950 года{9} в районе Одессы при проведении послевоенного траления в 7 милях к югу от мыса Большой Фонтан трал зацепился за какой-то предмет, после чего на борт был поднят кусок антенны. Вскоре в этом месте корабли аварийно-спасательной службы вместе с водолазами обнаружили на дне советскую подводную лодку XII серии (как выяснилось позднее, это была «М-60»). «Малютка» лежала на глубине 27 метров в точке с координатами 46°20,3` с.ш. 30°54,3` в.д. и имела повреждения в районе I отсека. Поскольку лодка представляла опасность для судоходства, было принято решение о её подъёме.
В 09.1951 «М-60» была поднята и обследована.{8}
Примечания
{1} Точная дата требует уточнения. Указана дата первого упоминания в данном качестве.
{2} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 76, л. 144[2]:
Приказ НК ВМФ | ||
---|---|---|
19 марта 1939 г | № 0658 | г. Москва |
<…> 22. Командир М-56 2-й БПЛ капитан-лейтенант Гревцев Георгий Алексеевич назначается командиром ПЛ М-60 1-й БПЛ. | ||
Заместитель НК ВМФ СССР | корпусной комиссар Игнатьев |
{3} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 31, п. 2[2]:
17 ноября 1939 г. | ПЛ М-60 | Посадка на мель |
---|---|---|
Комиссия под председательством командира 1-й БПЛ ЧФ капитана 2 ранга Бурмистрова установила виновником посадки [на мель] командира ПЛ М-60 капитан-лейтенанта Гревцева. |
РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 8, д. 55а (Расследование происшествий, поломок и аварий на ПЛ ЧФ. 01 января – 31 декабря 1939 г.), л. 45[2]:
Посадка на мель ПЛ М-57.
Там же, л. 53[2]:
Военному Совету ЧФ от командира ПЛ М-57 капитан-лейтенанта Гревцева. | |
---|---|
После посадки на мель лодка дала крен 20° на л/б, обмер углублений штевней показал: по носу [–] 7 фут. (2,1 м), у ЦП [центрального поста –] 10 фут. (3 м), по корме [–] 12 фут. (3,7 м), осадка лодки [–] 8,5 фут. (2,6 м). Подошедший буксир «Петровский» завода «Марти» сделал попытку стаскивать лодку перпендикулярно л/б, то есть в сторону крена, но командир ПЛ М-57 потребовал, чтобы буксир стаскивал лодку по направлению ДП [диаметральной плоскости]. После того, как буксир стал выполнять требования командира ПЛ, лодка была снята с мели. | |
Командир ПЛ М-57 | капитан-лейтенанта [так в ист.[2], правильно – „капитан-лейтенант“] Гревцев |
Там же, л. 54-55[2]:
29 декабря 1939 г. по вопросу: Посадки на мель ПЛ М-57. | |
---|---|
17 ноября 1939 г. ПЛ М-57 под командованием капитан-лейтенанта Гревцева проводила ходовые заводские испытания в Днепробугском лимане. Ввиду ухудшения видимости командир ПЛ принял решение встать на якорь вне фарватера. При производстве маневра постановки на якорь, лодка сошла с фарватера и села на мель, имея ход ок. 6 уз. Подлодка была снята с мели буксиром Николаевской базы, повреждений корпуса нет. Причиной посадки на мель являются неправильные действия командира при плавании в узкостях. Капитан-лейтенант Гревцев счииается опытным командиром, ПЛ типа «М» командует с 1935 г. На почве неудовлетворённости, вызванной долгим пребыванием в одной должности, у т. Гревцева замечается некоторое ослабление внимания к вопросам боевой подготовки. Исходя из личных качеств т. Гревцева, ВС ЧФ считает необходимым: 1. Капитан-лейтенанта Гревцева с ПЛ М-57 снять и перевести на береговую службу или надводные корабли. 2. За посадку ПЛ М-57 на мель капитан-лейтенанта Гревцева под суд не отдавать. Ограничиться мерами дисциплинарного взыскания. | |
Врид. Командующего ЧФ | капитан 1 ранга Харламов |
Член ВС ЧФ | дивизионный комиссар Муравьёв |
{4} По другим данным, Гревцев Г. А. допущен к самостоятельному управлению кораблём в надводном и подводном положениях приказом командующего Черноморским флотом № 0447 от 11.09.1940.[2]
{5} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 88[2]:
Приказ НК ВМФ СССР | ||
---|---|---|
19 июня 1940 г | № 0382 | г. Москва |
Приёмные акты на подводные лодки XII серии М-59 (зав. № 250) и М-60 (зав. № 252), построенные заводом № 112 для Черноморского флота – утверждаю. | ||
Нарком ВМФ СССР | адмирал Кузнецов |
{6} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 92[2]:
Приказ НК ВМФ СССР | ||
---|---|---|
19 июня 1940 г | № 0383 | г. Москва |
Военному Совету Черноморского флота зачислить с 20 июня 1940 г. в состав 2-й бригады подводных лодок ЧФ подводные лодки М-59 и М-60 с содержанием по штату № 36/732А. | ||
Нарком ВМФ СССР | адмирал Кузнецов |
{7} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 280[2]:
26 июля 1940 г. | № 1009 | г. Севастополь |
---|---|---|
Военному Совету ЧФ. О потере якоря ПЛ М-60 (22-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ). Доношу, что 23 июля 1940 г. ПЛ М-60 при выполнении БП [боевой подготовки] в районе № 6 потеряла якорь на глубине 65 м. Виновник потери якоря – завод № 112. | ||
Командир 2-й БПЛ ЧФ | капитан 2 ранга Соловьёв | |
Военком 2-й БПЛ ЧФ | полковой комиссар Аушев |
Там же, л. 281[2]:
УТВЕРЖДАЮ: | ||
Командир 22-го ДПЛ | капитан-лейтенант Д. Ларичев | |
Военком 22-го ДПЛ | полковой комиссар Саливон | |
АКТ | ||
Комиссия установила, что 23 июля 1940 г. ПЛ М-60 в районе главной базы в ходе выполнении [так в ист.[2], правильно – „выполнения“] БП потеряла якорь на глубине 65 м. | ||
Командир ПЛ М-60 | лейтенант Кудрявцев | |
Командир БЧ-5 ПЛ М-60 | воентехник 2 ранга Кокин |
{8} Обследование поднятой «М-60» показало, что в период 20.09.1942-22.09.1942 лодка маневрировала в районе Тендровской косы. Позицию заняла, по-видимому, 23.09.1942, а в период 23.09.1942-26.09.1942 погибла от подрыва на мине «UMB» румынского заграждения «S-33».
{9} По одной информации[7][9], подводная лодка «М-60» была обнаружена на дне весной 1950 года; по другим данным[1][6], субмарина была обнаружена в 1948 году и обследована в 10.1950.
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.
[3] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.
[4] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.
[5] Игнатьев Э. П. Подводные лодки XII серии // Библиотека «Гангут». Корабли Отечества. – № 9. – СПб.: Издательство «Гангут», 1996.
[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
[7] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
[8] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
[9] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.
[10] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |