советский военно-морской флаг

Подводная лодка «М-60»

(с 15.11.1939 по 13.01.1940 – «М-57»)
советский военно-морской флаг
Тип XII серии
Дата закладки 25.10.1937 ССЗ «Красное Сормово» (Горький, СССР)
заводской (стапельный) номер – 252
Дата перезакладки 1939 ССЗ № 198 имени А. Марти (Николаев, СССР)
Дата спуска на воду 28.08.1939
Дата подписания приёмного акта 31.05.1940
Командиры
19.03.1939  –  29.03.1940
Гревцев Георгий Алексеевич
29.03.1940  –  09.1942
Кудрявцев Борис Васильевич
Принадлежность
20.06.1940
17.11.1939{1}  –  02.1941
02.1941  –  10.08.1942
10.08.1942  –  09.1942
советский военно-морской флаг Черноморский флот
22-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ ЧФ
Боевой результат Совершила 9 боевых походов в Великой Отечественной войне (75-78 суток). Побед нет.
Судьба В 09.1942 «М-60» погибла от подрыва на мине «UMB» румынского заграждения «S-33» в районе Одессы в точке с координатами 46°20,3` с.ш. 30°54,3` в.д. во время 9-го боевого похода. Вместе с лодкой погибли 22 подводника.

 1. Довоенный период

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «М-60» (командир – старший лейтенант Б. В. Кудрявцев) находилась в Севастополе в гарантийном ремонте на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе. Субмарина входила в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
18.08.1941 вступила в строй после завершения гарантийного ремонта.

 1-й боевой поход (7,1 суток)

 2-й боевой поход (7,3 суток)

 3-й боевой поход (7,0 суток)

04.11.1941 «М-60» вышла из Балаклавы и 07.11.1941 прибыла в Очамчиру.
08.12.1941 вышла из Очамчиры и 09.12.1941 прибыла в Туапсе.
10.12.1941 вышла из Туапсе и 12.12.1941 прибыла в Севастополь.

 4-й боевой поход (6,1 суток)

17.01.1942 вышла из Севастополя и 19.01.1942 прибыла в Очамчиру.
05.03.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Поти в Поти.
19.03.1942 перешла из Поти в Очамчиру.
24.04.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Поти в Поти.
25.04.1942 лодка перешла из Поти в Очамчиру.
05.05.1942 вышла из Очамчиры и 06.05.1942 прибыла в Геленджик.

 5-й боевой поход (7,7 суток)

 6-й боевой поход (7,1 суток)

08.06.1942 вышла из Геленджика и 09.06.1942 прибыла в Очамчиру.
16.06.1942 вышла из Очамчиры и 17.06.1942 прибыла в Туапсе.
21.06.1942 «М-60» перешла из Туапсе в Новороссийск для осуществления транспортных перевозок в Севастополь.
22.06.1942 «М-60» осуществляла приёмку груза для защитников Севастополя, который включал, помимо боеприпасов, ещё и несколько тонн бензина, принятого с танкера «Передовик» в топливно-балластную цистерну. Через сальники бензин быстро просочился внутрь прочного корпуса лодки. В 14.20 «М-60» приступила к зарядке аккумуляторной батареи, от проскочившей у рубильника искры произошёл мощный взрыв паров бензина. Из рубочного люка с оглушающим рёвом вырвался огненный столб, вслед за которым повалил густой чёрный дым. Лодка немедленно дала ход и отошла от танкера. Из центрального поста стали выбираться и прыгать в воду сильно обгоревшие люди, на многих из которых продолжали гореть одежда и волосы. Во II и IV отсеках взрывной волной продавило палубный настил, обгорела деревянная обшивка. 6 членов экипажа получили ожоги и ранения. Возник пожар в носовых отсеках, где находились ящики с боеприпасами. Сильно обгоревший командир отделения трюмных Власенко А. А. успел предупредить об этом командира лодки. Пока тот закрывал судовую вентиляцию, командир БЧ-5 старший техник-лейтенант Кокин А. П. спустился во II отсек и вместе со старшиной группы электриков Глебовым Н. П. вынес наверх два горящих ящика с миномётными минами. Взрыв корабля был предотвращён, но поход в Севастополь пришлось отменить.
26.06.1942 вышла из Новороссийска и 27.06.1942 прибыла в Очамчиру, где до 04.07.1942 проходила аварийный ремонт.
14.07.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Туапсе в Туапсе.

 7-й боевой поход (13,4 суток)

09.08.1942 вышла из Очамчиры и 10.08.1942 прибыла в Туапсе.
10.08.1942 подводная лодка «М-60» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ ЧФ.

 8-й боевой поход (12,4 суток)

13.09.1942 «М-60» перешла из Очамчиры в Поти в Поти.
16.09.1942 «М-60» перешла из Поти в Очамчиру в Очамчиру.

 9-й боевой поход (7-10 суток)

 3. Послевоенное время


Примечания

{1} Точная дата требует уточнения. Указана дата первого упоминания в данном качестве.

{2} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 76, л. 144[2]:

Приказ НК ВМФ

19 марта 1939 г

№ 0658 г. Москва

<…>

22. Командир М-56 2-й БПЛ капитан-лейтенант Гревцев Георгий Алексеевич назначается командиром ПЛ М-60 1-й БПЛ.

Заместитель НК ВМФ СССР

  корпусной комиссар Игнатьев

{3} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 31, п. 2[2]:

17 ноября 1939 г.

ПЛ М-60 Посадка на мель

Комиссия под председательством командира 1-й БПЛ ЧФ капитана 2 ранга Бурмистрова установила виновником посадки [на мель] командира ПЛ М-60 капитан-лейтенанта Гревцева.

РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 8, д. 55а (Расследование происшествий, поломок и аварий на ПЛ ЧФ. 01 января – 31 декабря 1939 г.), л. 45[2]:

Посадка на мель ПЛ М-57.

Там же, л. 53[2]:

Военному Совету ЧФ от командира ПЛ М-57 капитан-лейтенанта Гревцева.

После посадки на мель лодка дала крен 20° на л/б, обмер углублений штевней показал: по носу [–] 7 фут. (2,1 м), у ЦП [центрального поста –] 10 фут. (3 м), по корме [–] 12 фут. (3,7 м), осадка лодки [–] 8,5 фут. (2,6 м). Подошедший буксир «Петровский» завода «Марти» сделал попытку стаскивать лодку перпендикулярно л/б, то есть в сторону крена, но командир ПЛ М-57 потребовал, чтобы буксир стаскивал лодку по направлению ДП [диаметральной плоскости]. После того, как буксир стал выполнять требования командира ПЛ, лодка была снята с мели.

Командир ПЛ М-57

капитан-лейтенанта [так в ист.[2], правильно – „капитан-лейтенант“] Гревцев

Там же, л. 54-55[2]:

29 декабря 1939 г. по вопросу: Посадки на мель ПЛ М-57.

17 ноября 1939 г. ПЛ М-57 под командованием капитан-лейтенанта Гревцева проводила ходовые заводские испытания в Днепробугском лимане.

Ввиду ухудшения видимости командир ПЛ принял решение встать на якорь вне фарватера. При производстве маневра постановки на якорь, лодка сошла с фарватера и села на мель, имея ход ок. 6 уз.

Подлодка была снята с мели буксиром Николаевской базы, повреждений корпуса нет. Причиной посадки на мель являются неправильные действия командира при плавании в узкостях.

Капитан-лейтенант Гревцев счииается опытным командиром, ПЛ типа «М» командует с 1935 г. На почве неудовлетворённости, вызванной долгим пребыванием в одной должности, у т. Гревцева замечается некоторое ослабление внимания к вопросам боевой подготовки.

Исходя из личных качеств т. Гревцева, ВС ЧФ считает необходимым:

1. Капитан-лейтенанта Гревцева с ПЛ М-57 снять и перевести на береговую службу или надводные корабли.

2. За посадку ПЛ М-57 на мель капитан-лейтенанта Гревцева под суд не отдавать. Ограничиться мерами дисциплинарного взыскания.

Врид. Командующего ЧФ

капитан 1 ранга Харламов

Член ВС ЧФ

дивизионный комиссар Муравьёв

{4} По другим данным, Гревцев Г. А. допущен к самостоятельному управлению кораблём в надводном и подводном положениях приказом командующего Черноморским флотом № 0447 от 11.09.1940.[2]

{5} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 88[2]:

Приказ НК ВМФ СССР

19 июня 1940 г

№ 0382 г. Москва

Приёмные акты на подводные лодки XII серии М-59 (зав. № 250) и М-60 (зав. № 252), построенные заводом № 112 для Черноморского флота – утверждаю.

Нарком ВМФ СССР

  адмирал Кузнецов

{6} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 92[2]:

Приказ НК ВМФ СССР

19 июня 1940 г

№ 0383 г. Москва

Военному Совету Черноморского флота зачислить с 20 июня 1940 г. в состав 2-й бригады подводных лодок ЧФ подводные лодки М-59 и М-60 с содержанием по штату № 36/732А.

Нарком ВМФ СССР

  адмирал Кузнецов

{7} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 280[2]:

26 июля 1940 г.

№ 1009 г. Севастополь

Военному Совету ЧФ. О потере якоря ПЛ М-60 (22-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ).

Доношу, что 23 июля 1940 г. ПЛ М-60 при выполнении БП [боевой подготовки] в районе № 6 потеряла якорь на глубине 65 м. Виновник потери якоря – завод № 112.

Командир 2-й БПЛ ЧФ   капитан 2 ранга Соловьёв
Военком 2-й БПЛ ЧФ   полковой комиссар Аушев

Там же, л. 281[2]:

УТВЕРЖДАЮ:

Командир 22-го ДПЛ

  капитан-лейтенант Д. Ларичев

Военком 22-го ДПЛ

  полковой комиссар Саливон
АКТ

Комиссия установила, что 23 июля 1940 г. ПЛ М-60 в районе главной базы в ходе выполнении [так в ист.[2], правильно – „выполнения“] БП потеряла якорь на глубине 65 м.

Командир ПЛ М-60

  лейтенант Кудрявцев

Командир БЧ-5 ПЛ М-60

  воентехник 2 ранга Кокин

{8} Обследование поднятой «М-60» показало, что в период 20.09.1942-22.09.1942 лодка маневрировала в районе Тендровской косы. Позицию заняла, по-видимому, 23.09.1942, а в период 23.09.1942-26.09.1942 погибла от подрыва на мине «UMB» румынского заграждения «S-33».

{9} По одной информации[7][9], подводная лодка «М-60» была обнаружена на дне весной 1950 года; по другим данным[1][6], субмарина была обнаружена в 1948 году и обследована в 10.1950.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[3] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.

[4] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[5] Игнатьев Э. П. Подводные лодки XII серии // Библиотека «Гангут». Корабли Отечества. – № 9. – СПб.: Издательство «Гангут», 1996.

[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.

[7] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[8] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

[9] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

[10] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 07.03.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.