советский военно-морской флаг

Хроника событий за 15 сентября 1941 года

(понедельник)
советский военно-морской флаг
август 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 октябрь 1941 года

Чёрное море:

В 18.15 подводная лодка «М-58» (командир – капитан-лейтенант Н. В. Елисеев) возвратилась в Балаклаву с позиции № 17 (район Сулины), проведя в 4-м боевом походе 7,2 суток. Встреч с кораблями противника не имела.

-----

Командир 1-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Болтунов П. И. подписал приказание № 30/оп, предписывающее командиру советской подводной лодки «Л-4» капитан-лейтенанту Полякову Е. П. выставить в районе Варны минное заграждение из 4-х банок по 5 мин в каждой (минный интервал – 55 метров, промежуток между банками – 5 кабельтовых, углубление мин – 8 футов):
1-я банка – от точки с координатами 43°11,8` с.ш. 27°59,6` в.д. до точки 43°11,7` с.ш. 27°59,75` в.д.;
2-я банка – от 43°11,2` с.ш. 27°59,6` в.д. до 43°11,1` с.ш. 27°59,6` в.д.;
3-я банка – от 43°10,6` с.ш. 28°00,0` в.д. до 43°10,55` с.ш. 28°00,2` в.д.;
4-я банка – от 43°10,1` с.ш. 28°00,1` в.д. до 43°09,9` с.ш. 28°00,1` в.д.

В 17.00 советская подводная лодка «Л-5» (командир – капитан-лейтенант А. С. Жданов) возвратилась в Севастополь из района Варны (позиция № 13), проведя в 4-м боевом походе 4,2 суток.

-----

В 14.30{1} болгарский транспорт «Шипка» (2304 брт) вышел c грузом продовольствия из Варны в Балчик{2} в сопровождении одного болгарского миноносца. В 15.25{1} на траверзе мыса Свети-Константин примерно в 4-х милях от берега (8 миль к востоку от Варны) пароход подорвался на мине{3}, получив пробоину в носовой части. В момент взрыва сопровождающий миноносец находился на носовых курсовых углах правого борта транспорта и шёл без противолодочного зигзага. В 15.57{1} «Шипка» затонул в точке с координатами 43°13,4` с.ш. 28°06,2` в.д.{4} 2 человека пропали без вести{5}, двое ранено. Уцелевших моряков подобрал болгарский миноносец.{6}



Примечания

{1} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{2} В некоторых германских документах[3] портом назначения транспорта «Шипка» ошибочно считается Каварна.

{3} Первоначально германское командование посчитало, что «Шипка» был торпедирован подводной лодкой. Однако никто из свидетелей, несмотря на спокойную поверхность моря, не заметил ни перископа, ни следа от торпеды. Капитан парохода Димитър Фурнаджиев с самого начала утверждал, что его судно подорвалось на мине, что и подтвердилось впоследствии в ходе траления.

{4} По одним данным, болгарский транспорт «Шипка» (2304 брт) затонул в точке с координатами 43°13,4` с.ш. 28°06,2` в.д.; по другим – с координатами 43°17,3` с.ш. 28°05,1` в.д. [1]

{5} Пропали без вести кок Стефан Стаматов и газосварщик с судоверфи Христо Димитров, который должен был срезать на причале в Балчике выступающие металлоконструкции. [7][8]

{6} Несмотря на то что «Шипка» шёл с невоенным грузом, германское командование весьма сожалело о гибели новейшего быстроходного транспорта, который в ближайшем будущем планировало использовать для нужд своей армии, продвигавшейся вглубь территории СССР.[4]
После войны 11.07.1952 судно было поднято и 28.09.1954 после капитального ремонта в Генуе вновь подняло болгарский флаг.[9][8]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[2] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[3] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Varna 1.9.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.9.-15.9.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[5] Kriegstagebuch des Marineverbindungsstabes Bulgarien 26.07.1941 – 20.09.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[6] Kriegstagebuch des Marine Mission Rumänien vom 1.9.-15.9.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[7] Сайт http://vms.start.bg/.

[8] Сайт http://www.airgroup2000.com/.

[9] Сайт http://morskivestnik.com/.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.