советский военно-морской флаг

Хроника событий за 7 сентября 1941 года

(воскресенье)
советский военно-морской флаг
август 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 октябрь 1941 года

Север:

Подводная лодка «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант А. К. Малышев), патрулирующая на позиции № 4, получила приказ уйти в район зарядки аккумуляторных батарей на время действий британской эскадры у побережья Северной Норвегии.


Чёрное море:

В 08.20{1} советская подводная лодка «Л-4» (командир – капитан-лейтенант Е. П. Поляков) прибыла на позицию № 13. На переходе встреч с кораблями и самолётами противника не было. В 16.42 подводная лодка приступила к постановке минного заграждения № 1/65 на северных подходах к Варне в районе мыса Горгоф (Свети-Георги).{2} В 16.52{3} «Л-4» завершила минную постановку, выставив 20 мин ПЛТ в линию между точками 43°12,8` с.ш. 28°01,0` в.д. и 43°12,2` с.ш. 28°01,1` в.д. (минный интервал – 55 метров, углубление мин – 2,4 метра).

-----

В 04.00{4} из Констанцы в южном направлении вышел румынский отряд траления в составе канонерских лодок «Căpitan Dumitrescu Constantin», «Sublocotenent Ghiculescu Ion» (использовались в качестве тральщиков) и буксира «Basarabia» (играл роль вехостава{5}). В состав ближнего охранения входили миноносцы «Năluca», «Sborul» и «Smeul». Отряду была поставлена задача осуществить контрольное траление от пункта «А» до траверза Каварны и провести за тралами из Варны в Констанцу итальянские танкеры «Superga» и «Tampico». Погода: северо-западный ветер в 2-3 балла, море – 1-2 балла, облачность – 5/10.

До пункта «А» канонерские лодки следовали без тралов. Далее, потратив 55 минут на постановку тралов, отряд продолжил движение на юг со скоростью 6-7 узлов.

В 5 милях юго-восточнее Мангалии{6} были подсечены две мины, всплывшие после этого на поверхность. Одну из них расстрелял буксир «Basarabia», для уничтожения второй был выделен один из миноносцев, который, однако, не смог найти мину.

На траверзе маяка Шаблер обе канонерские лодки застопорили ход из-за проблем с тралами (перекрутились элементы тральных устройств). «Sublocotenent Ghiculescu Ion» первой устранила неполадки и с небольшой скоростью возобновила движение на юг в сопровождении миноносца «Smeul». Вторая канонерская лодка, охраняемая миноносцем «Sborul», отстала от отряда.

После того как «Căpitan Dumitrescu Constantin» справилась с неполадками и продолжила движение, она была атакована c кормовых углов советской подводной лодкой. Наблюдались следы двух торпед{7}, выпущенных с дистанции 600-800 метров в правый борт канонерской лодки. Благодаря проведённому манёвру уклонения обе торпеды прошли в 100 метрах перед носом корабля. После залпа подвсплывшая субмарина на несколько секунд показала ограждение рубки, после чего ещё некоторое время на поверхности наблюдался её перископ. Экипаж «Căpitan Dumitrescu Constantin», впервые увидевший следы от торпед, настолько растерялся, что обстрелял рубку подлодки только из переднего пулемёта, забыв открыть артиллерийский огонь. Миноносцы, подоспевшие по сигналу «подводная лодка противника», безуспешно сбросили 5 или 6 глубинных бомб.

Около 19 часов{8} канонерские лодки, достигнув Каварны, приступили к уборке тралов. Миноносцы «Năluca», «Sborul», «Smeul» и буксир «Basarabia» продолжили путь в Варну. При выборке на «Căpitan Dumitrescu Constantin» трала выяснилось, что в нём запуталась мина, сорванная вместе с якорем и минрепом. Якорь был поднят на палубу, а мину отбуксировали на мелководье и пометили буем. Мина цилиндрической формы диаметром 74 сантиметра и длиной около полутора метров предназначалась для постановки из минных шахт подводных лодок. Длина минрепа составляла около 34 метров. Определить координаты места, где трал захватил мину не представлялось возможным.

В 19.30{8} канонерские лодки «Căpitan Dumitrescu Constantin» и «Sublocotenent Ghiculescu Ion» отдали якорь в Каварне.



Примечания

{1} По плану подводная лодка «Л-4» должна была занять позицию № 13 07.09.1941 в 05.30. [2]

{2} Константин Симонов, принимавший участие в боевом походе «Л-4», так описывал день минной постановки:

В конце третьих суток мне дали в центральном посту посмотреть в перископ, и я увидел очень близко берег, каменистые горы, похожие на Крымские, маленькие домики на горах. Все это было очень ясно видно. Но когда я стал поворачивать перископ, чтобы посмотреть, что находится слева и справа, то мне по-прежнему все время был виден берег. И лишь когда я повернул его почти на 180 градусов, в перископе показалась полоса воды. Мне объяснили, что мы находимся в одной из румынских военных гаваней. Очевидно, наступало время выполнять наше главное задание. Это было заметно по настроению на лодке. Все были напряжены.

Не желая задавать никчемные вопросы и вообще путаться под ногами, я улегся на свой диван в кают-компании, чувствуя, что лодка стопорит ход и производит какие-то эволюции. Потом в каюту ввалился усталый Поляков, сел, положил руки на стол, а голову на руки, потом залпом выпил два стакана компота, потом стакан чаю, потом расстегнул китель, с облегчением сказал: «Готово, заминировали» – и, чуть не задремав тут же, за столом, пошел спать.

Штурман лодки Быков, совсем молодой парень с круглым краснощеким лицом, сидя в своей штурманской кабине, вычислял обратный курс. Я с облегчением думал о том, что теперь нам остается только вернуться в Севастополь. Но вскоре подошел Стршельницкий и сказал мне, что неожиданно получена шифрованная радиограмма, чтобы мы задержались еще на сутки у этих берегов. Грешным делом, меня это не особенно обрадовало. [6]

{3} По донесению капитан-лейтенанта Полякова Е. П.[2], «Л-4» завершила минную постановку в 16 часов 50 минут 33 секунды; по другим данным[3] – в 16.52. Константин Симонов, участвовавший в этом походе, ссылаясь на вахтенный журнал лодки, также приводит время 16.52[6].

{4} Согласно отчёту обер-лейтенанта цур зее Хельмута Классманна (Oberleutnant zur See Helmut Klaßmann), находившегося на канонерской лодке «Căpitan Dumitrescu Constantin», отряд траления вышел из Констанцы в 04.00 (время берлинское); по данным Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien – в 05.00 (время берлинское). [7]

{5} Вехостав – корабль (тральщик), выделенный для выполнения работ по обвеховыванию опасного от мин района и протраленных полос.

{6} Согласно отчёту обер-лейтенанта цур зее Хельмута Классманна (Oberleutnant zur See Helmut Klaßmann), находившегося на канонерской лодке «Căpitan Dumitrescu Constantin», отряд траления подсёк 2 мины на траверзе Мангалии; по данным Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien – в 5 милях юго-восточнее Мангалии. [7]

{7} Обер-лейтенант цур зее Хельмут Классманн (Oberleutnant zur See Helmut Klaßmann), находившийся на канонерской лодке «Căpitan Dumitrescu Constantin», наблюдал следы двух торпед, в то время как некоторые румынские моряки видели три торпеды.[7] Между тем, советская подводная лодка «С-34», выполнившая эту атаку, стреляла всего одной торпедой.

{8} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2005.

[2] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[3] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[4] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.

[5] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[6] Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. Том I. – М.: Художественная литература, 1982.

[7] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 9.9.-15.9.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.