советский военно-морской флаг

Хроника событий за 12 сентября 1941 года

(пятница)
советский военно-морской флаг
август 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 октябрь 1941 года
Обстановка на 12 сентября 1941 года

Север:

советский военно-морской флаг Северный флот:

Схема боевого столкновения «Щ-422» в 8 час. 14 мин. 12.09.1941

В 08.14 подводная лодка «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант А. К. Малышев) на позиции № 4, находясь в подводном положении к северо-западу от мыса Омганг, обнаружила по пеленгу 169° на дистанции 45 кабельтовых транспорт водоизмещением около 6 000 тонн, шедший без охранения курсом ост{1} со скоростью 8 узлов. В 08.45 лодка произвела из подводного положения с дистанции 5 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну{2} торпеду при угле упреждения 12° и угле встречи 120°. Наблюдалось попадание в носовую часть транспорта, в результате чего судно затонуло. По иностранным данным, в 07.30{3} в районе Тана-фьорда в точке с координатами 70°57` с.ш. 29°00` в.д. был потоплен находящийся под германским контролем норвежский транспорт «Ottar Jarl» (1459 брт), шедший со штучным грузом из Киркенеса в Германию. 1 человек погиб, остальные члены экипажа были подобраны рыболовными ботами из Гамвика. В 12.48{4} по пеленгу 130° был обнаружен товаро-пассажирский пароход, пытавшийся оказать помощь экипажу потопленнного судна. В 13.31 лодка произвела из подводного положения с дистанции 12 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду. Взрыва не было слышно. Зарубежных данных нет. Возможно, «Щ-422» пыталась торпедировать норвежский транспорт «Lofoten» (1571 брт). В 16.00 по пеленгу 190° (курсовой угол – 90°) был обнаружен силуэт одиночного транспорта,.который через 25 минут вошёл в бухту Берлевог, где встал на якорь. В 17.20 лодка произвела из подводного положения с дистанции 8 кабельтовых торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду. Взрыва не было слышно. По иностранным данным, в бухте Берлевог норвежский транспорт «Tanahorn» (336 брт) получил попадание неразорвавшейся торпеды, причинившей судну незначительные повреждения.


Чёрное море:

советский военно-морской флаг Черноморский флот:

Подводная лодка «М-58» (командир – капитан-лейтенант Н. В. Елисеев) на позиции № 17 в подводном положении ударилась ограждением носовых горизонтальных рулей о препятствие, которым, по мнению командира, являлся минреп якорной мины.

В 13.16 подводная лодка «Щ-214» (командир – капитан-лейтенант В. Я. Власов) вышла из Феодосии в дозор на позицию № 2 (район юго-западнее мыса Сарыч) в 1-й боевой поход.

Подводная лодка «Щ-216» (командир – капитан-лейтенант Г. Е. Карбовский) начала возвращение в Феодосию с дозорной позиции № 2 (район юго-западнее мыса Сарыч).

-----

германский военно-морской флаг румынский военно-морской флаг Германо-румынский флот:

В 08.00{3} из Мангалии с целью поиска и уничтожения мин в районе порта вышел отряд траления под командованием капитан-лейтенанта Гёпнера (Kapitänleutnant Hoepner) в составе румынских буксиров-тральщиков «B» (бывш. «Brüsterort»), «F» (бывш. «Forsch») и 4-х паромов типа «Зибель»{5}. Румынскими кораблями командовал капитан Николае Филип (сăpitan Nicolae Filip). Поиск мин осуществлялся там же, где и накануне, в районе, ограниченном параллелями 43°48` с.ш. и 43°54` с.ш., меридианами 28°38` в.д. и 28°45` в.д. В 13.50{3} отряд прекратил траление, не достигнув каких-либо результатов. В ходе тральных работ на пароме «SF 7» вышел из строя один двигатель. В 15.00{6} буксиры-тральщики «B» и «F», взяв на буксир по два германских парома, начали возвращение в Констанцу. В 19.30{3} отряд прибыл в Констанцу.



Примечания

{1} Имеются некоторые нестыковки, связанные с курсом норвежского транспорта «Ottar Jarl». В некоторых источниках[1][6] указано, что в момент обнаружения судно шло на восток; однако, в соответствии со схемой боевого столкновения[5], торпедированный транспорт двигался в западном направлении. Это подтверждается информацией о том, что «Ottar Jarl» шёл со штучным грузом из Киркенеса в Германию[1][9][13], то есть с востока на запад.

{2} В некоторых источниках[3][4][11][7][8] считается, что транспорт был потоплен тремя одиночными торпедными выстрелами, что опровергается донесением командира «Щ-422» о походе[2][5], в котором указано, что подлодка стреляла одиночной торпедой.

{3} Указано берлинское (среднеевропейское, центральноевропейское) летнее время, которое отличается от московского декретного времени на 1 час (в меньшую сторону).

{4} В своём донесении о походе[2][5] капитан-лейтенант А. К. Малышев указал, что товаро-пассажирский пароход был обнаружен в 12.48; однако в некоторых источниках[4][6] считается, что транспорт был обнаружен в 12.38.

{5} В состав отряда траления входили германские паромы «SF 7», «SF 8» и, предположительно, «SF 3». Наименование четвёртого парома требует уточнения. [16][17]

{6} Согласно отчёту капитан-лейтенанта Гёпнера (Kapitänleutnant Hoepner), отряд траления прекратил поиск мин в 13.50 (здесь и далее в данном примечании указано берлинское время), а в 15.00 румынские буксиры-тральщики взяли на буксир германские паромы и начали возвращение в Констанцу. По данным Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien, отряд прекратил траление и взял курс на Констанцу в 14.00. [16]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2005.

[2] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997.

[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[5] Сборник материалов по боевой деятельности подводных лодок КБФ, ЧФ и СФ в Великой Отечественной войне. Выпуск первый (1941 год). – М.: Военное издательство МО СССР, 1954.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре. – Сайт http://www.eismeerfront.com/eis_html/opera_rkka.html (в настоящее время недоступен).

[7] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том I. Подводные лодки Северного флота в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1969.

[8] Сайт «Historisches MarineArchiv».

[9] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.

[10] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция – 2002. – № 4 (46).

[11] Платонов А. В. Советские боевые корабли 1941 – 1945 гг. III. Подводные лодки. – СПб.: Альманах «Цитадель», 1996.

[12] Платонов А. В. Борьба на арктических коммуникациях 1941-1945: Том II. – СПб.: Роза ветров, 2012.

[13] Сайт «Warsailors.com».

[14] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.

[15] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[16] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 9.9.-15.9.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[17] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 16.9-22.9.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.