советский военно-морской флаг

'Минное заграждение № 1/65, выставленное подводной лодкой «Л-4» 07.09.1941'

советский военно-морской флаг
Район минной постановки, выполненной
советской подводной лодкой «Л-4» 07.09.1941

05.09.1941 командир 1-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга П. И. Болтунов, исполняя директиву Военного Совета Черноморского флота № 00450/оп, подписал приказание № 24/оп, предписывающее командиру подводной лодки «Л-4» капитан-лейтенанту Е. П. Полякову выставить в районе Варны минную банку из 20 мин ПЛТ с интервалом 55 метров и углублением 8 футов в линию по меридиану 28°01,2` в.д., начальная точка – 43°12,7` с.ш., конечная точка – 43°12,1` с.ш. Запасным вариантом минной постановки было направление по параллели 43°10,0` с.ш., начальная точка – 27°59,0` в.д., конечная точка – 27°58,2` в.д.

В этот же день в 15.33{1} подводная лодка «Л-4» вышла из Севастополя на позицию № 13. Кроме членов экипажа на борту лодки находился военный корреспондент газеты «Красная звезда» батальонный комиссар Симонов К. М.

07.09.1941 в 08.20{2} подводная лодка прибыла на позицию. На переходе встреч с кораблями и самолётами противника не было. Командир «Л-4» приступил к определению своего места и разведке на себя.

В 09.51 было определено местоположение подводной лодки: невязка составила 7 миль к норд-норд-осту. Поляков принял решение идти на север для обнаружения маяка Калиакра.

В 12.37 командир «Л-4» определил свои точные координаты по маяку Калиакра и селениям Каварна и Балчик. Субмарина легла на курс 270° для разведки района минной постановки.

В 15.33 объявлена боевая тревога.

В 16.30 капитан-лейтенант Поляков Е. П. завершил разведку района.

В 16.33 «Л-4» легла на курс минной постановки 180°.

В 16.42 подводная лодка приступила к постановке минного заграждения № 1/65 на северных подходах к Варне в районе мыса Горгоф (Свети-Георги).{3}

В 16.52{4} «Л-4» завершила минную постановку, выставив 20 мин ПЛТ в линию между точками 43°12,8` с.ш. 28°01,0` в.д. и 43°12,2` с.ш. 28°01,1` в.д. (минный интервал – 55 метров, углубление мин – 2,4 метра).

В 16.57 Поляков приказал лечь на курс отхода с расчётом быть ночью в Варненском заливе.

Мины оказались расположены вблизи «зелёного» фарватера противника. Считается, что одна из них послужила причиной гибели болгарского транспорта «Шипка» (2304 брт):

По зарубежным данным, 15.09.1941 в 14.30{5} болгарский транспорт «Шипка» (2304 брт) вышел c грузом продовольствия из Варны в Балчик{6} в сопровождении одного болгарского миноносца. В 15.25{5} на траверзе мыса Свети-Константин примерно в 4-х милях от берега (8 миль к востоку от Варны) пароход подорвался на мине{7}, получив пробоину в носовой части. В момент взрыва сопровождающий миноносец находился на носовых курсовых углах правого борта транспорта и шёл без противолодочного зигзага. В 15.57{5} «Шипка» затонул в точке с координатами 43°13,4` с.ш. 28°06,2` в.д.{8} 2 человека пропали без вести{9}, двое ранено. Уцелевших моряков подобрал болгарский миноносец.{10}

После гибели болгарского судна в этом районе было вытралено 16 мин{11}, которые предположительно принадлежали заграждению № 1/65, выставленному «Л-4»:

19.09.1941 в месте гибели транспорта «Шипка» (район Варны) болгарскими катерами-тральщиками были подсечены и уничтожены 3 советские мины. Из-за поломки двигателя на одном из катеров дальнейшее траление пришлось прекратить.

23.09.1941 в ходе траления на месте подрыва транспорта «Шипка» (район Варны) болгарские катера-тральщики подсекли 10 советских мин, расположенных перепендикулярно береговой линии, начиная с расстояния в 500 метров от пляжа. 9 мин взорвались после всплытия на поверхность, а десятая была потеряна из виду. О наличии плавающей мины было сделано соответствующее предупреждение.

24.09.1941 потерянная накануне плавающая мина, подсечённая тралами болгарских катеров-тральщиков в районе Варны, найдена и уничтожена пулемётным огнём в 150 метрах от пляжа дворца Евксиноград.

01.12.1941 в месте гибели транспорта «Шипка» (район Варны) болгарские тральщики вытралили одну советскую мину.

11.12.1941 в месте гибели транспорта «Шипка» (район Варны) болгарские тральщики вытралили одну советскую мину.

12.12.1941 в Варненском заливе на месте гибели транспорта «Шипка» болгарские тральщики вытралили одну советскую мину.

Подъём болгарского парохода «Шипка», подорвавшегося <br> 15.09.1941 на советской мине Поднятый со дна моря пароход «Шипка» готов к <br> буксировке в Италию на капитальный ремонт
Подъём болгарского парохода «Шипка», подорвавшегося
15.09.1941 на советской мине. Июль 1952 года. [12]
Поднятый со дна моря пароход «Шипка» готов к
буксировке в Италию на капитальный ремонт. 1952 год. [12]

Внутренние повреждения парохода <br> «Шипка» от взрыва мины Внутренние повреждения парохода <br> «Шипка» от взрыва мины
Внутренние повреждения парохода «Шипка»
от взрыва мины. 1952 год. [12]
Внутренние повреждения парохода «Шипка»
от взрыва мины. 1952 год. [12]

Внутренние повреждения парохода <br> «Шипка» от взрыва мины Пробоина от взрыва мины в <br> корпусе парохода «Шипка».
Внутренние повреждения парохода «Шипка»
от взрыва мины. 1952 год. [12]
Пробоина от взрыва мины в корпусе
парохода «Шипка». 1952 год. [12]

Примечания

{1} По плану подводная лодка «Л-4» должна была выйти в 4-й боевой поход в 12.30. [1]

{2} По плану подводная лодка «Л-4» должна была занять позицию № 13 07.09.1941 в 05.30. [1]

{3} Константин Симонов, принимавший участие в боевом походе «Л-4», так описывал день минной постановки:

В конце третьих суток мне дали в центральном посту посмотреть в перископ, и я увидел очень близко берег, каменистые горы, похожие на Крымские, маленькие домики на горах. Все это было очень ясно видно. Но когда я стал поворачивать перископ, чтобы посмотреть, что находится слева и справа, то мне по-прежнему все время был виден берег. И лишь когда я повернул его почти на 180 градусов, в перископе показалась полоса воды. Мне объяснили, что мы находимся в одной из румынских военных гаваней. Очевидно, наступало время выполнять наше главное задание. Это было заметно по настроению на лодке. Все были напряжены.

Не желая задавать никчемные вопросы и вообще путаться под ногами, я улегся на свой диван в кают-компании, чувствуя, что лодка стопорит ход и производит какие-то эволюции. Потом в каюту ввалился усталый Поляков, сел, положил руки на стол, а голову на руки, потом залпом выпил два стакана компота, потом стакан чаю, потом расстегнул китель, с облегчением сказал: «Готово, заминировали» – и, чуть не задремав тут же, за столом, пошел спать.

Штурман лодки Быков, совсем молодой парень с круглым краснощеким лицом, сидя в своей штурманской кабине, вычислял обратный курс. Я с облегчением думал о том, что теперь нам остается только вернуться в Севастополь. Но вскоре подошел Стршельницкий и сказал мне, что неожиданно получена шифрованная радиограмма, чтобы мы задержались еще на сутки у этих берегов. Грешным делом, меня это не особенно обрадовало. [2]

{4} По донесению капитан-лейтенанта Полякова Е. П.[1], «Л-4» завершила минную постановку в 16 часов 50 минут 33 секунды; по другим данным[3] – в 16.52. Константин Симонов, участвовавший в этом походе, ссылаясь на вахтенный журнал лодки, также приводит время 16.52[2].

{5} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{6} В некоторых германских документах[6] портом назначения транспорта «Шипка» ошибочно считается Каварна.

{7} Первоначально германское командование посчитало, что «Шипка» был торпедирован подводной лодкой. Однако никто из свидетелей, несмотря на спокойную поверхность моря, не заметил ни перископа, ни следа от торпеды. Капитан парохода Димитър Фурнаджиев с самого начала утверждал, что его судно подорвалось на мине, что и подтвердилось впоследствии в ходе траления.

{8} По одним данным, болгарский транспорт «Шипка» (2304 брт) затонул в точке с координатами 43°13,4` с.ш. 28°06,2` в.д.; по другим – с координатами 43°17,3` с.ш. 28°05,1` в.д. [3]

{9} Пропали без вести кок Стефан Стаматов и газосварщик с судоверфи Христо Димитров, который должен был срезать на причале в Балчике выступающие металлоконструкции. [13][14]

{10} Несмотря на то что «Шипка» шёл с невоенным грузом, германское командование весьма сожалело о гибели новейшего быстроходного транспорта, который в ближайшем будущем планировало использовать для нужд своей армии, продвигавшейся вглубь территории СССР.[7]
После войны 11.07.1952 судно было поднято и 28.09.1954 после капитального ремонта в Генуе вновь подняло болгарский флаг.[15][14]

{11} В отечественной литературе[5][4] считается, что в месте гибели болгарского транспорта «Шипка» германские тральщики вытралили 19 советских мин. Тем не менее, в документах германских штабов, осуществлявших контроль за действиями ВМС Болгарии, пока удалось найти подтверждение обнаружению болгарскими тральщиками только 15 мин: 19.09.1941 – 3 мины, 23.09.1941 – 10 мин, 01.12.1941 – 1 мина, 11.12.1941 – 1 мина, 12.12.1941 – 1 мина.

Использованные источники

[1] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[2] Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. Том I. – М.: Художественная литература, 1982.

[3] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[4] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.

[5] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[6] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Varna 1.9.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[7] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.9.-15.9.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[8] Kriegstagebuch des Marineverbindungsstabes Bulgarien 26.07.1941 – 20.09.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[9] Kriegstagebuch des Marine Mission Rumänien vom 1.9.-15.9.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[10] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 23.11.1941 – 03.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[11] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 04.12.1941 – 15.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[12] Сайт http://www.lostbulgaria.com/.

[13] Сайт http://vms.start.bg/.

[14] Сайт http://www.airgroup2000.com/.

[15] Сайт http://morskivestnik.com/.

Дата последнего изменения: 28.02.2018.

Комментарии

Комментариев пока нет.