советский военно-морской флаг

Якорная подлодочная мина ПЛТ (ПЛТ-Г)

советский военно-морской флаг

В 1927 году «Остехбюро» начало разработку якорной мины для проектируемых подводных заградителей II серии, получившей обозначение ПЛТ (подлодочная трубная). Как и в иных разработках этого бюро, несмотря на явное заимствование конструкции у чужих прототипов дело двигалось очень медленно. ПЛТ – это противокорабельная контактная мина с ударно-механическим прибором, устанавливавшаяся на заданное углубление с помощью гидростатического прибора при всплытии с грунта. В принципе, она являлась повторением старых мин ПЛ-100 и ПЛ-150 с той лишь разницей, что вес заряда ПЛТ был увеличен до 230 килограмм. Несколько нарастили и длину минрепа, благодаря чему она могла ставиться в районах с глубиной моря до 130 метров. Никаких противотральных устройств мина не имела. Довольно большое время прихода в боевое состояние после постановки затрудняло их использование в маневренных заграждениях. Мины ПЛТ могли применяться всеми типами «ленинцев».

Мина ПЛТ и схема её постановки
Мина ПЛТ и схема её постановки [3]
1 – направляющие минной трубы подводной лодки; 2 – клапан потопления; 3 – запальное устройство;
4 – заряд; 5 – барабан с минрепом; 6 – механизм отделения якоря; 7 – якорь;
8 – механизм установки на заданное углубление; 9 – ударно-механический взрыватель

Испытания начались в 1935 году и закончились только в 1940 году. Выяснилось, что мины не могут выдержать взрыва соседней ПЛТ при заданном минимальном интервале между ними в 55 метров: швы расходились, и мины тонули. Конструкцию корпуса усилили, однако из-за низкой живучести ударного приспособления взрывателя это не помогло. Пришлось пойти на увеличение минимального интервала до 80 метров, что, по мнению моряков, не обеспечивало необходимой плотности заграждений. Лишь накануне войны удалось усилить конструкцию взрывателя настолько, чтобы он выдерживал взрыв на заданном 55-метровом интервале. Однако боевое применение (минная постановка «Л-21», выполненная 23.11.1944) показало, что и с новым взрывателем от детонации одной мины могут срабатывать соседние. Впрочем, следует отметить, что в приведённом примере мины ПЛТ устанавливались с интервалом всего 50 метров.

Опыт первых же минных постановок на Северном морском театре показал, что существующие длины минрепов удовлетворительными считаться не могут. Поэтому мина ПЛТ подверглась модернизации с целью увеличения глубин места постановки, что позволило при уменьшении диаметра минрепа с 10,2 до 6,2 мм использовать её на глубинах до 260 метров. В 03.1943 модернизированные мины ПЛТ-Г (глубоководные) отправили на испытания, а 28.10.1943 их приняли на вооружение. Однако использование тонкого минрепа отрицательно сказалось на сроках боевой службы мин, особенно в условиях Баренцева моря. Тем не менее с последнего квартала 1943 года новые модификации мин полностью заменили старые в производстве. Ещё до конца года Северный флот успел получить 40 ПЛТ-Г, а в следующем году – ещё 140.

До 1941 года полномасштабных испытаний мин ПЛТ не проводилось, что в годы войны доставило немало сюрпризов как советским морякам, так и противнику. Прежде всего, выяснилось, что мины обладают недостаточной живучестью. До войны считалось, что около 50 % мин будут оставаться на месте по прошествию двух лет с момента их постановки, но действительность грубо опрокинула эти расчёты. Столкнувшись уже спустя полгода после начала войны с необходимостью вытралить часть своих оборонительных заграждений, выставленных летом 1941 года, и обнаружив при этом незначительное количество мин, было принято решение использовать для наблюдения за минами специальный полигон. В конце 1943 года{1} у побережья Кольского полуострова были установлены 18 якорных мин (в том числе 4 ПЛТ и 5 ПЛТ-Г. Первая ПЛТ-Г сорвалась через 40 дней с момента постановки, следующая – через 52 и ещё одна – через 54. Затем наступила полярная ночь и наблюдение на некоторое время прекратилось. Наличие мин проверили спустя 4,5 месяца с момента постановки, при этом все они, за исключением одной ПЛТ, отсутствовали! Таким образом, фактическая живучесть минных заграждений, выставленных советскими подводными лодками в данном регионе, составляла от двух до четырёх месяцев, что очень сильно уступало аналогичным показателям мин противника (у него даже через год на месте оставалось не менее 25 % мин). Следует подчеркнуть, что мины ставились на углубление 6 метров, то есть более чем в два раза глубже, чем они ставились в боевых условиях и, следовательно, меньше подвергались воздействию волн и течений. Как показал осмотр, в 75 % случаев обрыв происходил из-за перетирания минрепа у центральной бакаутовой втулки, а в остальных случаях – перетиранием минрепа у поворотной рамы. В боевых условиях, по-видимому, обрывы минрепов могли происходить и раньше. Так, при большинстве постановок лодки принимали мины ПЛТ, в ударные приборы которых вставлялись приспособления для взрыва мины при её всплытии на поверхность. С учётом этого можно предположить, что взрывы, которые слышали командиры подводных заградителей спустя несколько часов или пары суток с момента постановки и которые никак не увязывались с подрывами вражеских судов, являлись ничем иным, как срабатыванием ударных приборов сорванных мин.

Вторым интересным моментом являлась способность некоторых типов отечественных мин к перемещению по дну, что неоднократно фиксировал противник при тралении. Оказалось, что мина образца 1912 года и сконструированная на её основе ПЛТ обладали слишком лёгким якорем, который мог ездить по твёрдому дну под воздействием течений, В частности такой эффект отмечался осенью 1941 года при тралении постановок «Л-4» и «Л-5» у Варны. С одной стороны, перемещение мин создавало опасность в уже протраленных районах, но с другой – приводило к тому, что в районах с резким увеличением глубины моря минные якоря просто скатывались по склону, утягивая с собой мины на такую глубину, где они становились неопасными для кораблей.

Далее выяснилось ещё одно обстоятельство – наши неокрашенные мины быстро обрастали водорослями и ракушками, тяжелели и уходили на глубину больше заданной. Если добавить к этому не всегда надёжное срабатывание механизма установки на заданную глубину, то получалось, что наши заграждения не являлись непреодолимым препятствием на пути движения кораблей противника, а со временем быстро утрачивали свои возможности. Особенно актуальным это являлось для Черноморского театра, где противник в основном использовал корабли и суда с малой осадкой. Ситуацию могло бы исправить оснащение мин неконтактными взрывателями, но их, как известно, не было. Не обладали ПЛТ и противотральными приспособлениями и потому легко становились добычей противника. Известен лишь один случай подрыва катера-тральщика (гибель германского катера-тральщика «D 2» в районе Варны 19.11.1941), да и то он видимо произошёл потому, что катер случайно оказался слишком близко к всплывшей и сработавшей мине.

Промышленность приступила к изготовлению мин ПЛТ ещё до официального принятия её на вооружение. К началу Великой Отечественной войны на флотах и тыловых складах имелось 2541 мина (на Краснознамённом Балтийском флоте – 857 штук, на Черноморском флоте – 491, на Тихоокеанском флоте – 1051, на тыловых складах – 142), что более чем в два раза превысило расход мин этого типа за весь период боевых действий. Несмотря на это, промышленность продолжала выпуск ПЛТ и её глубоководной модификации ПЛТ-Г в течение всей войны.

Сдача промышленностью в годы войны мин ПЛТ и ПЛТ-Г

Период 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год ИТОГО
ЗА ВОЙНУ
III кв. IV кв. Всего I кв. II кв. III кв. IV кв. Всего I кв. II кв. III кв. IV кв. Всего I кв. II кв. III кв. IV кв. Всего I кв. II кв. Всего
План 400 400 210 180 180 190 760 160 240 240 240 880 250 280 270 260 1060 210 140 350 3450
Сдано 160 20 180 0 200 219 439 858 154 362 252 270 1048 141 270 454 320 1185 0 168 168 3439

Характеристики якорных мин ПЛТ и ПЛТ-Г

Характеристики ПЛТ ПЛТ-Г
Год принятия на вооружение 1935 1943
Общий вес, кг 820 820{2}
Габариты, мм:
   длина
   ширина
   высота
 
1770
860
795
Вес заряда, кг 230
Длина минрепа, м 130 260
Глубина моря, м:
   наибольшая
   наименьшая
 
130
14,5
 
260
14,5
Углубление, м:
   наибольшее
   наименьшее
 
9,1
1,2
Минимальный минный интервал, м 55 (80 – со старым взрывателем)
Точность установки мины на заданное углубление, м 0,6
Запас плавучести мины, кг 60
Время прихода мины в боевое положение, мин 5-15
Наличие противотральных устройств нет
Продолжительность работы прибора срочности нет
Число импульсов (кратность взрывателя) нет
Задержка взрыва, сек 0,05
Опасна или безопасна мина при всплытии на поверхность установки «опасно» или «безопасно»
Допустимая скорость течения, узлы до 1,5
Способ установки на заданное углубление с грунта, гидростатический стопор
Принцип действия взрывателя ударно-механический инерционного действия
Наличие клапана потопления есть
Время приготовления мины одной запальной командой, мин:
   предварительное
   окончательное
 
5
3

Погрузка мин на подводную лодку «Л-15»
Погрузка мин на «Л-15». На заднем плане – «В-2» или «В-3».
Полярный, лето-осень 1944 года [4]
Из альбома пользователя «maslopoop»

Примечания

{1} По одним данным[1], полигон якорных мин был организован во второй половине 1944 года, однако в более поздних работах тех же авторов[2][5] указано, что полигон был создан в конце 1943 года.

{2} По одним данным[3], общий вес мины типа ПЛТ-Г не отличался от веса ПЛТ и составлял 820 килограмм; по другой информации[1][2], мина ПЛТ-Г весила 960 килограмм.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[2] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[3] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[4] Сайт «Яндекс. Фотки».

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советские подлодки типов П и К – М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.

Дата последнего изменения: 09.11.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.