советский военно-морской флаг

Хроника событий за 5 октября 1941 года

(воскресенье)
советский военно-морской флаг
сентябрь 1941 года 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31 ноябрь 1941 года

Чёрное море:

В 06.00 советская подводная лодка «Л-4» (командир – капитан-лейтенант Е. П. Поляков) прибыла на позицию № 4. На переходе встреч с кораблями и самолётами противника не было.

В 18.10 советская подводная лодка «Щ-203» вышла из Новороссийска в дозор в район южнее Керченского пролива (позиция № 9) в 3-й боевой поход.

В 19.15 советская подводная лодка «Щ-202» вышла из Новороссийска в дозор в район южнее Новороссийска (позиция № 10) в 4-й боевой поход.

-----

В 04.00{1} из Констанцы в район маяка Тузла для обеспечения противолодочной обороны вышли оборудованные шумопеленгаторами румынские буксиры «Istria» и «Ion Gheorghe Duca» с глубинными бомбами на борту. {2} В 05.30{3} для производства предварительного промера глубин и обозначения начальной и конечной точек минной постановки из Констанцы вышел румынский минный заградитель «Amiral Murgescu» (старший на борту – капитан цур зее Л. Крейш) в сопровождении канонерских лодок «Căpitan Dumitrescu Constantin» и «Sublocotenent Ghiculescu Ion», выполнявших функции тральщиков, и миноносцев «Sborul» и «Smeul». Одновременно минный заградитель «Regele Carol I» приступил к погрузке на борт мин типа «UMA». Начальная и конечная точки минной постановки, определённые по береговым ориентирам, были отмечены вехами, рядом с которыми встали на якорь буксиры «Istria» и «Ion Gheorghe Duca». Начав промер глубин между вехами, «Amiral Murgescu» в 6 милях юго-восточнее маяка Тузла обнаружил перископ подводной лодки. Миноносец «Sborul» безрезультатно атаковал обнаруженную субмарину глубинными бомбами. В 10.30{3} «Amiral Murgescu», завершив промер глубин, возвратился в Констанцу. Для обеспечения выхода «Regele Carol I» на минную постановку был затребован гидросамолёт Heinkel He 59.

В 12.00{3} румынский минный заградитель «Regele Carol I» вышел из Констанцы несмотря на обнаружение в районе минной постановки советской подводной лодки. Миноносцы «Sborul» и «Smeul» обеспечивали противолодочное охранение минзага. В 13.46{3} юго-восточнее маяка Тузла в точке с координатами 43°55,6` с.ш. 28°49,0` в.д. «Regele Carol I» приступил к постановке противолодочного минного заграждения «S-12»{4} (скорость минного заградителя – 15 узлов, временный интервал сброса мин – 7 секунд). В 13.58{3} в точке с координатами 43°53,8` с.ш. 28°42,6` в.д. постановка минного заграждения была завершена. Всего в 3,5-7 милях от берега были установлены в одну линию 150 противолодочных мин «UMA» (минный интервал – 50 метров, углубление мин – 12 метров, глубина моря в месте постановки – 35-40 метров, протяжённость заграждения – 5 миль). В 16.00{3} «Regele Carol I» встал на якорь на рейде Мамайя.

-----

Болгарский флот завершил постановку минного заграждения «S-38», установив с 17.00 до 17.30 на восточных подходах к Варне последние две линии мин. Линия «Ж» состояла из 51 мины типа «Б-38», расположенных в один ряд в 9-9,5 милях от берега между точками с координатами 43°10,4` с.ш. 28°13,2` в.д. и 43°13,6` с.ш. 28°14,8` в.д.{5} (минный интервал – 125 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 25 метров, протяжённость линии – 3,6 мили). Линия «З» состояла из 51 мины типа «Б-38», расположенных в один ряд в 7,5-9,1 милях от берега между точками с координатами 43°13,2` с.ш. 28°11,6` в.д. и 43°14,6` с.ш. 28°15,3` в.д.{5} (минный интервал – 110 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 20-25 метров, протяжённость линии – 3,4 мили).



Примечания

{1} Указано берлинское (среднеевропейское) время. В германских документах отсутствует информация о фактическом времени выхода румынских буксиров в море, поэтому приведено плановое время выхода в соответствии с приказом № 11, подписанным 04.10.1941 врид начальника германского военно-морского учебного командования «Румыния» капитаном цур зее Лео Крейшем.[5]

{2} В работе Киреева И. А.[6] считается, что в обеспечении постановки минного заграждения «S-12» принимали участие 3 румынских буксира. В германских документах[4][5] упоминается только два буксира.

{3} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{4} С 1943 года минное заграждение «S-12» обозначалось как опасный район «SM 9/43 M» («SМ» означает, что в районе поставлены морские мины; 9 – порядковый номер опасного района; 43 – год контрольной проверки опасного района, произведенной для определения степени разрежения минного заграждения; значение литеры «M» не установлено)[6].

{5} Координаты линий болгарского минного заграждения указаны с точностью ± 5 кабельтовых.[6]

Использованные источники

[1] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[3] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.10.-15.10.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Kriegstagebüches des Marinelehrkommando Rumänien 30.09.1941 – 06.10.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[5] Kriegstagebüches des Marinelehrkommando Rumänien 30.09.1941 – 06.10.1941 (Anlagen) (предоставлено Морозовым М. Э.).

[6] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.