Щ-203

(до 15.9.1934 – "Камбала")

 

 

Серия

V-бис

 

Дата закладки

10.3.1933

Завод № 189, Ленинград

заводской номер 228.

Завод № 200, Николаев

заводской номер 1028.

Дата спуска на воду

29.5.1934

Дата вступления в строй

4.9.1935

Командиры

10.1936 – 11.1938

10.1939 – 26.8.1943

М.А. Бибеев

В.И. Немчинов

Карьера

30.9.1935

1.9.1939

22.6.1941 – 2.5.1942

2.5.1942 – 10.8.1942

10.8.1942 – 22.11.1942

22.11.1942 – 26.8.1943

Бригада подводных лодок Черноморского флота

1-я бригада подводных лодок ЧФ

Отдельный учебный дивизион ПЛ ЧФ

10-й отдельный дивизион ПЛ ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

15 боевых и 3 транспортных похода в ВОВ (198 суток). Побед нет.

Судьба

В ночь на 26.8.1943 в районе мыса Урет в точке 45°11,7' с.ш./32°46,6' в.д. торпедирована и потоплена итальянской подводной лодкой "CB 4" (46 членов экипажа погибло). 21.9.1943 исключена из состава ВМФ. В конце 1949 года обнаружена и обследована на грунте. В 1950 году поднята, отбуксирована в Севастополь и на базе "Главвторчермета" разделана на металл.

В 1933 лодка в разобранном состоянии (8 секций) перевезена по железной дороге из Ленинграда в Николаев на завод № 200.

По приказу НКО-36 вступила в строй 29.12.1935.

К началу войны находилась в Севастополе, где заканчивала текущий ремонт.

1.7.1941 вышла из Севастополя и 2.7.1941 прибыла в Новороссийск.

1-й боевой поход (20 суток):

16.7.1941 в 22.00 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска.

Встреч с кораблями противника не имела.

5.8.1941 в 10.00 возвратилась в Новороссийск.

В 8.1941 прошла докование.

2-й боевой поход (20 суток):

21.8.1941 в 19.30 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска.

Встреч с кораблями противника не имела.

10.9.1941 в 10.20 возвратилась в Новороссийск.

3-й боевой поход (7 суток):

5.10.1941 в 18.10 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 9 в район к югу от Керченского пролива.

Встреч с кораблями противника не имела.

12.10.1941 в 10.30 возвратилась в Новороссийск.

4-й боевой поход (3 суток):

20.11.1941 в 1.30 вышла из Новороссийска для разведки района Феодосии.

Встреч с кораблями противника не имела.

23.11.1941 в 12.00 при включении автомата из-за образовавшейся электродуги командир отделения мотористов получил сильный ожог. Вечером возвратилась в Новороссийск.

28.11.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.

5-й боевой поход (21 сутки):

Вечером 28.11.1941 вышла из Туапсе на позицию № 18 в район северо-восточнее Сулины.

Патрулировала на позиции с 4.12.1941 по 16.12.1941. Встреч с кораблями противника не имела.

16.12.1941 в 19.00 начала возвращение в базу.

19.12.1941 в 13.50 прибыла в Новороссийск.

6-й боевой поход (6 суток):

24.12.1941 в 22.15 вышла из Новороссийска в район Эльчан-Кая для высадки манипуляторной группы (лейтенанты гидрографического отдела флота В.Е. Моспан, Д.Г. Выжул).

28.12.1941 в 18.31 группа была высажена, маяк для обеспечения Феодосийско-Керченской десантной операции установлен, но назад на лодку офицеры не вернулась. Как позже выяснилось, гидрографы на обратном пути были захвачены в плен и расстреляны немецким патрулем (в [3] высказано предположение, что офицеры погибли при возвращении на шлюпке из-за усилившегося ветра и волнения). Однако немцы не заметили выставленные ими огни, которые надежно обеспечили подход советских кораблей с десантом к Феодосии.

В ночь на 29.12.1941 осуществляла навигационное обеспечение кораблей Черноморского флота (обеспечение высадки десанта в районе горы Опук).

30.12.1941 в 15.00 возвратилась в Новороссийск.

7-й боевой поход (2 суток):

25.1.1942 в 17.30 вышла из Новороссийска в район Судак – Феодосия для навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота (обеспечение высадки десанта в районе Судака).

Встреч с кораблями противника не имела.

27.1.1942 в 18.30 возвратилась в Новороссийск.

8-й боевой поход (10 суток):

28.1.1942 в 14.55 вышла из Новороссийска в район Судака для навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота.

Встреч с кораблями противника не имела.

7.2.1942 в 17.45 возвратилась в Новороссийск.

9-й боевой поход (7 суток):

12.2.1942 в 15.00 вышла из Новороссийска в район мыса Киик-Атлама для навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота.

Встреч с кораблями противника не имела.

Из-за неисправности якорного устройства начала возвращение в базу преждевременно.

19.2.1942 в 12.20 возвратилась в Новороссийск.

10-й боевой поход (11 суток):

23.2.1942 в 18.30 вышла из Новороссийска в район мыса Киик-Атлама для разведки и навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота.

На протяжении похода несколько раз обстреливалась береговой артиллерией противника, от близкого разрыва авиабомбы повреждено освещение.

Встреч с кораблями противника не имела.

6.3.1942 в 23.30 возвратилась в Новороссийск.

11-й боевой поход (21 сутки):

7.4.1942 в 17.45 вышла из Новороссийска для разведки в район Феодосия – Дальние Камыши.

Встреч с кораблями противника не имела.

28.4.1942 в 14.30 возвратилась в Новороссийск.

В 5.1942 прошла текущий ремонт с заменой аккумуляторных батарей.

12-й боевой поход (7 суток):

7.6.1942 в 19.07 вышла из Новороссийска для разведки побережья Феодосийского залива.

Встреч с кораблями противника не имела.

14.6.1942 в 11.43 возвратилась в Новороссийск.

В дальнейшем принимала участие в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (4 суток):

15.6.1942 в 23.30 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 33 тонны боеприпасов и 1 пассажира.

17.6.1942 в 22.18 прибыла в Севастополь.

18.6.1942 в 3.02 после разгрузки лодка покинула Севастополь.

19.6.1942 в 17.18 возвратилась в Новороссийск.

2-й транспортный поход (6 суток):

21.6.1942 в 21.53 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 7 пассажиров, 33 тонны боеприпасов и 30 тонн бензина (был принят в специально переоборудованные балластные цистерны, и уже в первые сутки похода запах бензина распространился по всей лодке, вызвав у части краснофлотцев головокружение и обмороки).

24.6.1942 в 10.15 прибыла в Севастополь.

Утром 25.6.1942 в Стрелецкой бухте столкнулась с буксиром, в результате чего были повреждены носовые горизонтальные рули и погнут вправо форштевень.

26.6.1942 в 3.19 после разгрузки лодка покинула Севастополь. В 4.20 при прохождении Инкерманского створа подверглась обстрелу полевой артиллерии. В 20.25-21.15 подверглась преследованию нескольких сторожевых катеров, сбросивших около 70 глубинных бомб. В течение похода на лодке неоднократно выходили из строя управление носовыми горизонтальными рулями и компрессор.

27.6.1942 в 8.07 возвратилась в Новороссийск.

За 2 транспортных похода эвакуировала из Севастополя 85 человек.

3-й транспортный поход (5 суток):

29.6.1942 в 21.59 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 17 тонн бензина.

1.7.1942 в 8.10 прибыла в подходную точку фарватера № 3. В течение дня неоднократно подвергалась атакам сторожевых катеров и авиации, сбросившими на лодку около 200 бомб. Из-за плотной блокады города с моря задачу выполнить не смогла, да и гарнизон Севастополя к этому времени прекратил сопротивление.

В ночь на 3.7.1942 было получено приказание о возвращении в Новороссийск после выполнения задачи, которое, будучи неправильно истолковано (зная, что находившиеся в районе Севастополя лодки других дивизионов получили указания выбросить груз в море, командир последовал их примеру), послужило основанием для возвращения лодки в базу.

4.7.1942 в 13.55 прибыла в Геленджик.

30.7.1942 перешла из Геленджика в Новороссийск.

31.7.1942 вышла из Новороссийска и 1.8.1942 прибыла в Туапсе, где начала текущий ремонт.

15.8.1942 прервав текущий ремонт, перешла из Туапсе в Батуми.

20.8.1942 вышла из Батуми и 23.8.1942 прибыла в Геленджик.

24.8.1942 вышла из Геленджика в Батуми с баржей и катером на буксире.

25.8.1942 у мыса Уч-Дере (район Сочи) атакована самолетом противника, от которого после отдачи буксира уклонилась срочным погружением. В результате близкого разрыва бомб получили повреждения крышки люков в I и VI отсеках, трубопровод системы воздуха высокого давления, вышел из строя ряд электроизмерительных приборов. Когда самолет улетел, лодка всплыла и, взяв на буксир катер и баржу, продолжила движение в Батуми.

27.8.1942 прибыла в Батуми.

28.8.1942 начала капитальный ремонт.

3.1.1943 отбуксирована из Батуми в Поти.

20.3.1943 вступила в строй.

13-й боевой поход (19 суток):

16.5.1943 в 20.26 вышла на позицию № 85 в район севернее выхода из пролива Босфор.

Днем 28.5.1943 обнаружила вражеский конвой, но из-за неправильного маневрирования и плохой управляемости лодки не смогла выйти в атаку.

2.6.1943 в 1.30 начала возвращение в базу. В этот же день расстреляла плавающую мину.

4.6.1943 в 17.42 прибыла в Батуми.

14-й боевой поход (23 суток):

29.6.1943 в 20.46 вышла из Батуми на позиции № 83-84 в район Севастополь – южный берег Крыма.

3.7.1943 в 18.25 прибыла на позицию.

Утром 6.7.1943 обнаружила быстроходную десантную баржу, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

В ночь на 7.7.1943 безуспешно пыталась перехватить конвой противника западнее Севастополя. В этот же день по приказу командования перешла на позицию № 84 в район Ялта – мыс Меганом.

В ночь на 11.7.1943 по приказу командования начала переход на позицию № 85 в район Босфора. Целью перевода Щ-203 и С-33, а затем и Л-4 к Босфору был перехват румынских транспортов "Трансильвания" и "Бессарабия", которые по данным агентурной разведки должны были перейти в румынские порты.

12.7.1943 в 13.40 прибыла на позицию № 85.

19.7.1943 в 1.25 начала возвращение в базу.

22.7.1943 в 0.07 прибыла в Батуми.

15-й боевой поход (6 суток):

20.8.1943 в 20.03 вышла из Батуми на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.

24.8.1943 послала квитанцию на принятое радиосообщение.

В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (46 членов экипажа погибло).

Утром 25.8.1943 по плану должна была занять позицию.

Срок автономности истек 14.9.1943.

В ночь на 26.8.1943 в районе мыса Урет в точке 45°11,7' с.ш./32°46,6' в.д. торпедирована и потоплена итальянской подводной лодкой "СВ 4". По докладу командира итальянского корабля капитан-лейтенанта Armando Sibille встреча подводных лодок произошла вскоре после полуночи. "CB 4" находилась в надводном положении, когда в 400 метрах от себя ее командир обнаружил всплывшую советскую субмарину, которая, запустив дизели, начала движение в сторону его лодки. Вероятно, гидроакустики "щуки" запеленговали негромкий шум винтов субмарины противника, но классифицировали его как шумы от конвоя, проходящего на большом расстоянии. Советский командир начал двигаться малым ходом в направлении противника, ожидая увидеть на горизонте крупные корабли, и, видимо, не заметил крохотный силуэт рубки "CB 4". Sibille застопорил ход, и остался за кормой советской субмарины, которая прошла буквально в 50-60 метрах, на мостике ясно различался человек, вглядывавшийся вдаль. "СВ 4" описала циркуляцию, и, заняв выгодную позицию, с 800 метров выпустила торпеду, которая, отклонилась влево и сошла с курса. "СВ 4" немедленно выпустила вторую торпеду, которая через 40 секунд попала перед рубкой "щуки" – поднялся высокий столб воды, раздался взрыв, и подлодка исчезла.

21.9.1943 исключена из состава ВМФ.

В конце 1949 года обнаружена и обследована на грунте. Лодка лежала на дне на глубине 72 метра в районе мыса Урет. Ее корпус в районе второго-третьего отсеков был перебит почти надвое сильнейшим взрывом. Носовая часть оказалась загнута по отношению к диаметральной плоскости вправо на угол 70°. Обследованием установлено, что торпеды в аппаратах № 1 и 4 отсутствовали.

В 1950 году поднята аварийно-спасательной службой Черноморского флота, отбуксирована в Севастополь и на базе "Главвторчермета" разделана на металл.

Список 45 членов экипажа подводной лодки Щ-203, не вернувшихся из 15-го боевого похода лодки

(по данным сайта "Штурм глубины")

Фамилия, имя, отчество

Год. рожд.

Должность

Звание

Партийность

1

Немчинов Владимир Иннокентьевич

1913

командир ПЛ

кап. 3 р.

чл. ВКПб

2

Медавов Семен Алексеевич

1906

к-р БЧ-5

ст.тех / лейт.

чл. ВКПб

3

Лискун Борис Михайлович

1908

нач. сан. сл.

?

чл. ВКПб

4

Коротков Сергей Иванович

1907

к-р БЧ-1 (ПБ "Нева")

кап.- лейт.

чл. ВКПб

5

Усачев Павел Михайлович

1914

кр. отд. рул.

краснофл.

чл. ВКПб

6

Дмитриев Иван Андреевич

1914

пом. к-ра ПЛ

ст. лейт.

беспарт.

7

Холопов Николай Дмитриевич

1918

к-р БЧ-1

ст. лейт.

к-т ВКПб

8

Гордин Яков Семенович

1919

к-р БЧ-3

ст. лейт.

к-т ВКПб

9

Дятел Яков Владимирович

1915

кр. отд. ЭНП

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

10

Скорина Иван Емельянович

1912

ст. гр. радист.

мичман

чл. ВКПб

11

Москвин Федор Степанович

1918

кр. отд. мотор.

краснофл.

чл. ВКПб

12

Петров Иван Павлович

1920

спец. СКС

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

13

Рябов Иван Абрамович

1915

кр. отд. трюм.

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

14

Митрофанов Александр Иванович

1913

ст. гр. трюм.

гл. старшина

чл. ВКПб

15

Дмитриев Александр Александрович

1914

ст. гр. электр.

гл. старшина

чл. ВКПб

16

Морозов Алексей Лаврентьевич

1920

кр. отд. артил.

краснофл.

к-т ВКПб

17

Устюжанин Виктор Григорьевич

1920

радист

краснофл.

к-т ВКПб

18

Поляков Тимофей Иванович

1921

ст. электрик

краснофл.

к-т ВКПб

19

Шураев Виктор Иванович

1915

ст. гр. мотор.

ст. 1 ст.

к-т ВКПб

20

Северинов Павел Андреевич

1916

боцман

гл. старшина

к-т ВКПб

21

Кривуля Григорий Терентьевич

1918

кр. отд. торп.

ст. 2 ст.

чл. ВЛКСМ

22

Гуманюк Владимир Тимофеевич

1920

торпедист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

23

Колесов Василий Иванович

1922

гидроакустик

краснофл.

чл. ВЛКСМ

24

Павлов Василий Николаевич

1922

моторист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

25

Галкин Иван Степанович

1924

рулевой

краснофл.

чл. ВЛКСМ

26

Макеев Виктор Павлович

1924

рулевой

краснофл.

чл. ВЛКСМ

27

Снимщиков Александр Тихонович

1918

кок

краснофл.

чл. ВЛКСМ

28

Пономаренко Павел Петрович

1920

трюмный

краснофл.

чл. ВЛКСМ

29

Попов Павел Антонович

1923

учен. электр.

краснофл.

чл. ВЛКСМ

30

Ульянов Николай Михайлович

1920

электрик

краснофл.

чл. ВЛКСМ

31

Доронин Иван Иванович

1921

ст. моторист

гл. старшина

чл. ВЛКСМ

32

Савиных Михаил Ильич

1924

учен. рулев.

краснофл.

чл. ВЛКСМ

33

Портной Геннадий Пиневич

1923

учен. торп.

краснофл.

беспарт.

34

Алехин Федор Борисович

1917

ст. рулевой

краснофл.

беспарт.

35

Левчук Григорий Федорович

1914

ст. гр. торпед.

гл. старшина

беспарт.

36

Вертегеч Тихон Филиппович

1915

ст. торпедист

краснофл.

беспарт.

37

Сергеев Иван Григорьевич

1915

кр. отд. элект.

ст. 2 ст.

беспарт.

38

Кудрявцев Борис Иванович

1919

строевой

краснофл.

беспарт.

39

Крылов Владимир Алексеевич

1921

моторист

краснофл.

беспарт.

40

Сулейманов Джарулла Иллаждин

1922

моторист

ст. краснофл.

беспарт.

41

Шкубара Александр Андреевич

1917

ст. моторист

ст. краснофл.

беспарт.

42

Плаксин Михаил Николаевич

1922

моторист (ПБ "Нева")

краснофл.

беспарт.

43

Крутько Сергей Митрофанович

1921

курсант ВМИУ

 

 

44

Хитров Василий Васильевич

1922

курсант ВМИУ

 

 

45

Бархатов Лев Петрович

1921

курсант ВМИУ

ст. 1 ст.

 

Неточности и несоответствия:

1. В [3] датой высадки офицеров считается 25.12.1941.

2. Хронологии походов, приведенные в [2] и [3], сильно отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [2]

Дата начала похода

Дата возвращения из похода

По М.Морозову [2]

По А.Платонову [3]

По М.Морозову [2]

По А.Платонову [3]

1-й боевой

16.7.1941

17.7.1941

5.8.1941

2-й боевой

21.8.1941

10.9.1941

3-й боевой

5.10.1941

12.10.1941

4-й боевой

20.11.1941

19.11.1941

23.11.1941

28.11.1941

5-й боевой

28.11.1941

19.12.1941

6-й боевой

24.12.1941

?

30.12.1941

?

7-й боевой

25.1.1941

?

27.1.1941

?

8-й боевой

28.1.1942

7.2.1942

9-й боевой

12.2.1942

19.2.1942

10-й боевой

23.2.1942

6.3.1942

?

?

14.3.1942

?

30.3.1942

11-й боевой

7.4.1942

28.4.1942

12-й боевой

7.6.1942

14.6.1942

1-й транспортный

15.6.1942

19.6.1942

2-й транспортный

21.6.1942

27.6.1942

3-й транспортный

29.6.1942

4.7.1942

13-й боевой

16.5.1943

4.6.1943

14-й боевой

29.6.1943

22.7.1943

15-й боевой

20.8.1943

26.8.1943

Статистика по [3]:

срок боевой службы – 26,1 месяца (22.6.1941 – 26.8.1943);

14 боевых походов (194 суток) и 3 транспортных (12 суток) походов, всего 206 суток;

коэффициент боевой напряженности = 0,26.

3. В [5] приводится список только 45 погибших членов экипажа лодки.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

3. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

4. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

5. Сайт "Штурм глубины".

Подводная лодка Щ-203

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Черноморская подлодка Щ-203.

Фото из коллекции П.Липатова (МК 2.2002)

На ходовом мостике Щ-203. Слева штурман определяет высоту солнца секстаном,

а в центре – командир лодки В.И. Немчинов.

Фото из коллекции П.Липатова (МК 2.2002)

Подводная лодка Щ-203 накануне войны.

Фото из коллекции С.Балакина (МК 2.2002)

Схема положения остова Щ-203 на грунте.

Схема из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ