советский военно-морской флаг

Подводная лодка «М-58»

(с 15.11.1939 по 13.01.1940 – «М-55»)
советский военно-морской флаг
Тип XII серии
Дата закладки 25.10.1937 ССЗ «Красное Сормово» (Горький, СССР)
заводской (стапельный) номер – 251
Дата перезакладки 1939 ССЗ № 198 имени А. Марти (Николаев, СССР)
заводской (стапельный) номер – 9695/2
Дата спуска на воду 28.04.1939
Дата подписания приёмного акта     20.09.1939{1}
Командиры
22.06.1938  –  12.1939
Керн Аким Алексеевич{2}
12.1939  –  29.03.1940
Савин Сергей Степанович (врид по совместительству){2}
29.03.1940  –  10.1941
Елисеев Николай Васильевич
Принадлежность
10.10.1939
10.10.1939  –  02.1941
02.1941  –  10.1941
советский военно-морской флаг Черноморский флот
22-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ
Боевой результат Совершила 6 боевых походов в Великой Отечественной войне (39-43 суток). Побед нет.
Судьба В 10.1941 «М-58» пропала без вести во время 6-го боевого похода в район Констанцы.{3} Вместе с подводной лодкой погибли 19 членов экипажа.

 1. Довоенный период

 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 подводная лодка «М-58» (командир – капитан-лейтенант Н. В. Елисеев) находилась в Севастополе в организационном периоде. Субмарина входила в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
В ночь на 23.06.1941 перешла из Севастополя в Балаклаву.

 1-й боевой поход (7,9 суток)

 2-й боевой поход (8,2 суток)

 3-й боевой поход (6,6 суток)

 4-й боевой поход (7,2 суток)

 5-й боевой поход (7,9 суток)

 6-й боевой поход (1-5 суток)

22.10.1941 в 20.00 командиру «М-58» была передана радиограмма следующего содержания: „[В] 23 часа оставить позицию [и] возвратиться [в] Балаклаву“. Квитанции о получении радиограммы с борта подлодки не поступило.
17.12.1941 «М-58» официально исключена из списков Черноморского флота.

Примечания

{1} По одним данным[4][5][6], приёмный акт подводной лодки c заводским номером 9695/2 был подписан 20.09.1939; по другой информации[1][4] – 27.08.1939; также есть версии[3][2], что это произошло 27.09.1939.

{2} Керн А. А. оставался официальным командиром подводной лодки «М-58» до 29.03.1940.

{3} С большой долей уверенности можно предположить, что подводная лодка «М-58», пытаясь проникнуть на внешний рейд Констанцы, погибла от подрыва на мине «UMA» румынского заграждения «S-12» в период 17-21.10.1941. Другими причинами гибели субмарины могли послужить:
– подрыв на плавающей мине во время зарядки аккумуляторной батареи,
– случайный подрыв на мине румынского или советского заграждения в районе Констанцы в результате навигационной ошибки,
– отказ техники или ошибка личного состава.[1][6]

{4} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 69, л. 126[2]:

Приказ НК ВМФ СССР

16 октября 1939 г

№ 00147 г. Москва

Включить с 10 октября 1939 г. подводную лодку М-58 (зав. № 9695/2) в состав 22-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Черноморского флота.

Нарком ВМФ СССР

  флагман флота 1 ранга Кузнецов

{5} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222 (Штаб ЧФ, 2-й отдел БП), л. 23[2]:

17 декабря. ПЛ М-55. Сожжены передние сухари подшипника «Митчеля». ПЛ вышла в море без термометра. Виновник командир БЧ-5 воентехник 1 ранга Севастьянов.

Там же, л. 29[2]:

Ведомость п. 84. ПЛ М-51 [так в источнике[2], правильно – „М-55“]. 17 декабря 1939 г. Сожжены сухари подшипника «Митчеля».

Там же, л. 36[2]:

17 декабря на ходовых испытаниях ПЛ М-55 сожжены сухари упорного подшипника «Митчеля». Причина – не было наблюдения за подшипником, замерить температуру было нечем, так как термометр при выходе в море был оставлен в базе. Подшипники были заправлены циркуляционным маслом, а не чистым.

Виновники – командир ПЛ М-55 старший лейтенант Савин. Приказ командира 2-й БПЛ – ставлю на вид. О командире БЧ-5 воентехнике 1 ранга Севастьянове за недисциплинированность и халатность возбуждено ходатайство перед ВС ЧФ о снятии с командира БЧ-5 с понижением в должности. На к/о мотористов Денисова и старшину группы электриков Олдырева командиру 22-го ДПЛ наложить взыскание своей властью.

{6} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222 (Штаб ЧФ, 2-й отдел БП), л. 25[2]:

25 декабря 1939 г. ПЛ М-55 22-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ

При подходе к бонам, к ПЛ А-1 произошла поломка винта. Авария произошла в самых элементарных условиях обстановки и явилась следствием исключительно слабой продуманности действий командира ПЛ М-55 старшего лейтенанта Савина. ПЛ М-55 при подходе к ПЛ А-1 имела слабую инерцию, были поданы носовой и кормовой концы, инерцию [так в источнике[2], правильно – „инерция“] поданными концами полностью погашалась, но командир дал задний ход, что совершенно не нужно было делать.

Л/с был по боевым постам. Командир ПЛ М-55 старший лейтенант Савин управлял подлодкой.

Вследствие аварии произошла поломка винта.

Причина аварии и виновник. Непродуманность (действий) командира, давшего задний ход машинами.

Командиру ПЛ М-55 старшему лейтенанту Савину за непродуманность и поспешность неверного использования машины при швартовке, учитывая его неопытность ещё в управлении кораблём – объявить выговор.
Там же, л. 26, 28, 30[2]:

НК ВМФ Управление БП

19 января 1940 г № 200084с

Начальнику штаба ЧФ

  капитану 1 ранга Харламову

Нарком приказал донести, кем и как реагировано на нижеперечисленные аварии и происшествия и в соответствии с приказом НК ВМФ № 0240 прошу выслать материалы расследования в УБП.

<…>

Ведомость п. 65. ПЛ М-55 25 декабря 1939 г. Повреждены винты при швартовке.

<…>

Начальник Управления БП РКВМФ

  флагман 2 ранга Ралль

Военный комиссар Управления БП

  полковой комиссар Молодцов

Там же, л. 31, 34, 45[2]

Начальнику Управления БП флагману 2 ранга Ралль. Доношу на Ваш № 200084с от 19 января 1940 г.

<…>

Ведомость п. 18. ПЛ М-55 25 декабря 1939 г. Повреждены винты при швартовке.

Приказ командира 2-й БПЛ:

1. Временному командиру ПЛ М-55 старшему лейтенанту Савину за непродуманность и поспешность, неверное использование машины при швартовке, приведшее к поломке винта, учитывая его неопытность ещё в управлении кораблём – объявить выговор.

2. Командиру 22-го ДПЛ капитан-лейтенанту Ларичеву – проводить командирскую учёбу.

<…>

Зам. начальника 2-го отд. Шт. ЧФ

  капитан-лейтенант Домнин

Пом. начальника 1-го отделения 2-го отд. Шт. ЧФ

  лейтенант Котанов

{7} По мнению Елисеева, взрыв был вызван сбросом глубинной бомбы. Однако более вероятно, что вблизи лодки произошёл самоврзыв якорной мины, отделившейся от минрепа. Не исключено, что причиной этого была сама «М-58», маневрировавшая в опасной близости от минного заграждения.[6]

{8} Предположение Елисеева Н. В. оказалось верным – 05.10.1941 румынский минный заградитель «Regele Carol I» выставил в этом месте противолодочное минное заграждение «S-12».[6]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.

[3] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.

[4] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[5] Игнатьев Э. П. Подводные лодки XII серии // Библиотека «Гангут». Корабли Отечества. – № 9. – СПб.: Издательство «Гангут», 1996.

[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.

[7] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[8] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

[9] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

[10] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 24.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.