C-34

 

 

Серия

IX-бис

 

Дата закладки

29.11.1937

Завод № 198, Николаев

Заводской номер 350

Дата спуска на воду

2.9.1939

Дата вступления в строй

29.3.1941

Командиры

1940 – 11.1941

Я.М. Хмельницкий

Карьера

21.4.1941 – 11.1941

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

4 боевых похода в ВОВ (52-55 суток). Выполнила 1 торпедную атаку. Побед нет.

Судьба

11-14.11.1941 пропала без вести у побережья Болгарии, не вернувшись из 4-го боевого похода (51 член экипажа погиб).

К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.

1-й боевой поход (21 сутки):

15.7.1941 в 17.05 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 1 в район юго-западнее мыса Тарханкут.

Встреч с кораблями противника не имела.

5.8.1941 в 10.53 возвратилась в Севастополь.

6-29.8.1941 прошла в Севастополе навигационный ремонт и докование.

2-й боевой поход (17 суток):

4.9.1941 в 15.55 вышла из Севастополя на позицию № 12 в район мыса Шаблер.

Утром 6.9.1941 прибыла на позицию.

7.9.1941 в районе мыса Шаблер обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эскадренных миноносцев "Regele Ferdinand" и "Марашти", 3-х миноносцев (в том числе "Naluka" и "Sborul"), охранявших отряд траления (канонерские лодки "Ghiculescu", "Dumitrescu" и вооруженный буксир "Бессарабия"). После 3-х часов маневрирования (эскадренные миноносцы атаковать не удалось) в 14.41 из подводного положения командир лодки выпустил торпеду с дистанции 7 кабельтовых по румынской канонерской лодке "Dumitrescu". Торпеда прошла мимо цели. В 14.46-15.10 миноносцы "Naluka" и "Sborul" сбросили 6 глубинных бомб, не причинивших субмарине серьезных повреждений (вышло из строя несколько предохранителей цепи освещения). Некоторые глубинные бомбы не взорвались, так как в суматохе румыны не сняли с них предохранители.

9.9.1941 и 14.9.1941 в районе мыса Калиакра имела два случая мнимых касаний минрепов.

19.9.1941 в 21.00 начала возвращение в базу.

21.9.1941 в 12.05 прибыла в Севастополь.

3-й боевой поход (11 суток):

17.10.1941 в 13.40 вышла из Севастополя на позицию № 22 в район мыса Эмине.

Утром 18.10.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

26.10.1941 начала возвращение в базу.

28.10.1941 в 11.48 прибыла в Севастополь.

2.11.1941 вышла из Севастополя и 4.11.1941 прибыла в Поти.

4-й боевой поход (3-6 суток):

8.11.1941 в 13.00 вышла из Поти на позицию № 22 в район мыса Эмине.

В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (51 член экипажа погиб).

14.11.1941 на болгарском побережье в 3-х километрах южнее Созополя (в 20 милях юго-западнее южной границы позиции) были найдены тела двух подводников в гидрокостюмах и приборах ИСА-М из экипажа С-34: помощника командира лодки старшего лейтенанта В.Л. Душина и боцмана главного старшины Ф.Д. Терехова. Скорее всего, люди погибли в результате баротравмы легких при аварийном всплытии с затонувшей субмарины (после войны на месте обнаружения тел подводников был воздвигнут памятник советским морякам-подводникам)

Если взять морские течения с севера в этот период года и место обнаружения тел подводников, можно предполагать, что лодка погибла 11-13.11.1941 где-то в районе Бургасского залива севернее Созополя. На расстоянии 33 километров по пеленгу 57° от места нахождения останков экипажа в точке 42°31,915' с.ш./28°03,885' в.д. на грунте с помощью гидролокации обнаружено препятствие, по размерам схожее с подводной лодкой. Глубина в этой точке составляет 62 метра, возвышение препятствия над грунтом – 6-7 метров.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв на мине болгарского заграждения S-39 восточнее Бургаса 12.11.1941 из-за ошибки в счислении при переходе на позицию.

2. Подрыв на плавающей мине.

3. Подрыв на мине румынского заграждения S-16 восточнее мыса Эмине.

4. Ошибка личного состава или отказ техники.

Неточности и несоответствия в датах:

1. В [3] указывается возможным, что С-34 спущена на воду 30.9.1939, а в [1] опечатка: датой спуска лодки на воду названа 31.9.1939.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

3. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

4. Сайт Великая Отечественная – под водой.

5. Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. – Затонувшие суда Чёрного и Азовского морей. Справочник. – ООО "Дилит", 2003. (материалы книги взяты с сайта http://www.tetis-yug.ru).

Монумент памяти морякам С-34. Находится в Болгарии, в 3 км. южнее г. Созополь в месте обнаружения тел подводников.

Фрол Дмитриевич Терехов, главный старшина, боцман С-34, родился в 1913 в поселке Пролетарский Масольского района Западной области (слева). Виолет Лаврентиевич Душин, старший лейтенант, помощник командира С-34, родился в 1911 в селе Лучки Белгородского района Курской области (справа).

Трупы подводников С-34 в "резиновых костюмах и Дрегеровых аппаратах", вынесенные на берег в районе города Созополь.

Фото болгарской полиции.

Трупы подводников С-34, вынесенные на берег в районе города Созополь.

Фото болгарской полиции.

Все фото – с сайта Великая Отечественная – под водой.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ