Схема позиций подводных лодок ЧФ(11.10.1941 – 22.12.1941) | ||
Главная → Применение → Схемы позиций подводных лодок → ЧФ (11.10.1941 – 22.12.1941) |
|
В начале 10.1941 сухопутные войска Германии и их союзников вели активные наступательные действия на юге советско-германского фронта, продвигаясь к Крыму и северному побережью Азовского моря. Такое развитие событий указывало на то, что в скором времени для противника должно было резко возрасти значение черноморских коммуникаций, как путей подвоза питания армиям, действовавшим на приморском участке фронта. Имелись все основания предполагать, что в октябре вражеские морские перевозки станут более оживлёнными. Следовательно, общая военная обстановка настоятельно требовала более напряжённого использования подводных лодок Черноморского флота, с тем, чтобы неприятельские коммуникации находились под постоянной угрозой.
09.10.1941 Военный Совет Черноморского флота, стремясь увеличить эффективность подводных лодок, директивой № 00689/оп дал указание командирам бригад ПЛ повысить активность субмарин, находящихся на позициях. Предлагалось разделить районы их действия для позиционной службы у баз противника и крейсерства. Было решено приблизить позиции лодок непосредственно к выходам из портов Варна и Бургас, а также увеличить число ПЛ, одновременно действующих на вражеских коммуникациях. В районах крейсерства подводным лодкам разрешалось маневрировать в позиционном положении, организовывать радиосвязь днём, а также проводить взаимную связь по специальной таблице условных сигналов. Это была первая попытка дать инициативу в руки командирам подлодок. С введением крейсерства атаки подводных лодок запрещались.
В западной части Чёрного моря были по-новому нарезаны восемь позиций. Вместо позиций № 16 и № 17 была образована позиция № 18, охватывающая район от знака Бурнас до порта Сулина включительно. На новой позиции № 19 (в районе от маяка Олинька до Констанцы) предполагалось использовать лодки по методу свободного крейсерства. Позиция № 11 у Констанцы осталась без изменений. Далее к югу вместо прежних трёх позиций № 12, № 13 и № 14 были нарезаны пять позиций: № 21 – у Варны; № 23 – у Бургаса; № 20, № 22 и № 24 – в районе от Констанцы до турецкой границы. Особенностью четырёх позиций (№ 19, № 20, № 22 и № 24), предназначенных для одиночного крейсерства, являлась неопределённость их восточной границы. Поскольку не было с точностью выяснено истинное расположение морских путей конвоев противника, надо было предоставить командирам лодок свободу маневрирования по данным наведения, передававшимся им по радио на основе донесений воздушной разведки или иных сведений. Поэтому районы крейсерства не имели ограничения в глубину (в долготном направлении). Если подтверждались сведения о том, что суда противника ходят только в прибрежной мелководной полосе – лодки должны были маневрировать у берега, а если поступала информация о движении конвоев открытым морем – крейсерство субмарин предполагалось переносить в восточную часть позиции.
Новая схема районов действий подводных лодок вступила в силу с 11.10.1941. Чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание позиций, было прекращено несение дозорной службы у Севастополя и Новороссийска.
Позиция № 2
(22.06.1941 – 01.11.1941)
Позиция № 2 в районе юго-западнее мыса Сарыч предназначалась для несения дальнего дозора на подходах к Севастополю. Обслуживалась до 01.11.1941.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«М-34» |
| Встреч с кораблями противника не было. | |||
«М-62» |
| ||||
«М-31» |
| ||||
«М-62» |
| ||||
«М-32» |
| ||||
«М-62» |
| ||||
«Щ-216» |
| Встреч с кораблями противника не было. | |||
«Щ-214» |
| Встреч с кораблями противника не было. | |||
«М-111» |
| ||||
«Д-4» |
| Встреч с кораблями противника не было. | |||
«Л-6» |
|
Позиция № 9
(22.06.1941 – 12.10.1941)
Позиция № 9 предназначалась для несения дальнего дозора на подходах к Керченскому проливу. Обслуживалась до 12.10.1941.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«Щ-203» |
|
Позиция № 10
(22.06.1941 – 12.10.1941)
Позиция № 10 предназначалась для несения дальнего дозора на подходах к Новороссийску. Обслуживалась до 12.10.1941.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«Щ-202» |
|
Позиция № 11
(11.10.1941 – 03.11.1941)
03.11.1941 из-за минной опасности и перебазирования подводных лодок Черноморского флота в порты Кавказа позиция № 11 была закрыта.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«М-58» |
| ||||
«М-34» |
|
Позиция № 18
(11.10.1941 – 19.12.1941)
03.11.1941 из-за минной опасности и перебазирования подводных лодок Черноморского флота в порты Кавказа позиция № 18 была закрыта, однако позднее (с 04.12.1941 по 16.12.1941) в этом районе патрулировала «Щ-203».
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«М-59» |
| ||||
«М-59» |
| ||||
«Щ-203» |
|
Позиция № 19
(11.10.1941 – 03.11.1941)
Позиция № 19 предназначалась для крейсерства.
03.11.1941 была закрыта из-за минной опасности и перебазирования подводных лодок Черноморского флота в порты Кавказа.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«М-60» |
|
Позиция № 20
(11.10.1941 – 22.12.1941)
Позиция № 20 предназначалась для крейсерства.
С 23.12.1941 почти в тех же границах была открыта позиция № 27.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«С-33» |
| ||||
«Д-4» |
|
Позиция № 21
(11.10.1941 – 11.12.1941)
11.12.1941 из-за минной опасности позиция № 21 была закрыта.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«Щ-205» |
|
Позиция № 22
(11.10.1941 – 22.12.1941)
Позиция № 22 предназначалась для крейсерства.
С 23.12.1941 почти в тех же границах была открыта позиция № 28.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«Щ-204» |
|
Позиция № 23
(11.10.1941 – 11.12.1941)
Позиция ограничена параллелью мыса Эмине, меридианом 28°10` в.д. и параллелью 42°20` с.ш.
11.12.1941 из-за минной опасности позиция № 23 была закрыта.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«Щ-210» |
|
Позиция № 24
(11.10.1941 – 22.12.1941)
Позиция № 24 предназначалась для крейсерства.
С 23.12.1941 почти в тех же границах была открыта позиция № 29.
Обслуживание позиции подводными лодками:
Подводная лодка | Период патрулирования | Результат | |||
---|---|---|---|---|---|
«Щ-216» |
| ||||
«Щ-214» |
| ||||
«Щ-215» |
| ||||
«Щ-216» |
| Имела встречи только с турецкими шхунами. |
Примечания
{1} По донесению командира[4], подводная лодка «Щ-215» заняла позицию № 24 15.11.1941 в 21.10; встречается также версия[1], что субмарина прибыла в отведённый ей район утром 16.11.1941.
Использованные источники
[1] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.
[2] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.
[3] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[4] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |