Подводная лодка «М-59»(с 15.11.1939 по 13.01.1940 – «М-56») | ||
Главная → Лодки → Типы → XII серии → Подводная лодка «М-59» |
Тип | XII серии |
| ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата закладки | 25.10.1937 | ССЗ «Красное Сормово» (Горький, СССР) заводской (стапельный) номер – 250 | ||||||||||||
Дата перезакладки | 1939 | ССЗ № 198 имени А. Марти (Николаев, СССР) | ||||||||||||
Дата спуска на воду | 13.06.1939 | |||||||||||||
Дата подписания приёмного акта | 03.06.1940 | |||||||||||||
Командиры |
|
| ||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
Принадлежность |
|
| ||||||||||||
Боевой результат | Совершила 3 боевых похода в Великой Отечественной войне (15-21 суток). Побед нет. | |||||||||||||
Судьба | В 11.1941 «М-59» пропала без вести во время боевого похода на позицию № 18 (район Сулины).{3} Вместе с подводной лодкой погибли 20 членов экипажа. |
1. Довоенный период
25.10.1937 на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Горький, СССР) была заложена подводная лодка XII серии c заводским номером 250.
В 1939 году лодка на железнодорожном транспортёре была перевезена с судостроительного завода «Красное Сормово» (Горький) на судостроительный завод № 198 имени А. Марти (Николаев) для сборки и проведения испытаний. Для перевозки по железной дороге были демонтированы: прочная рубка (частично), щиты аккумуляторных ям, койки и мебель, съёмные полы, ограждение рубки, трапы, аккумуляторы, баллоны воздуха высокого давления (ВВД), система регенерации, якорное устройство, рулевое устройство вместе с приводами и перьями рулей, винт, перископ, торпедное вооружение, артиллерийское вооружение, твёрдый балласт, главный электродвигатель, компрессор ВВД.
19.03.1939 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром подводной лодки c заводским номером 250 назначен старший лейтенант Тихон Игнатьевич Лысов.
13.06.1939 субмарина была спущена на воду реки Буг.
15.11.1939 приказом командующего Черноморским флотом подводная лодка получила новое обозначение – «М-56».
13.01.1940 приказом народного комиссара ВМФ СССР субмарине возвращено прежнее наименование – «М-59».
29.03.1940 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром «М-59» назначен капитан-лейтенант Василий Иванович Казак.
03.06.1940 государственной комиссией был подписан приёмный акт «М-59».
19.06.1940 народный комиссар ВМФ СССР приказом № 0382{4} утвердил приёмный акт.
20.06.1940 подводная лодка «М-59» в соответствии с приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0383 от 19.06.1940{5} зачислена в состав 2-й бригады подводных лодок ЧФ с содержанием по штату № 36/732А.
03.07.1940 «М-59» (командир – капитан-лейтенант С. П. Буль) при среднем ходе на глубине 14 метров на циркуляции кормовой частью коснулась грунта. В результате удара был повреждён вертикальный руль и перо кормового горизонтального руля.{6}
09.09.1940 к исполнению должности командира «М-59» временно допущен старший лейтенант Георгий Андреевич Матвеев.
10.09.1940 Матвеев Г. А. утверждён в должности командира подводной лодки.
16.12.1940 подводная лодка «М-59» во время перехода из Новороссийска в Севастополь в условиях малой видимости при неспособности штурманом ведения прокладки из-за укачивания потеряла место счисления и вблизи берега коснулась носовой оконечностью грунта в районе к югу от Херсонесского маяка.{7}
К концу кампании 1940 года «М-59» перешла из организационного периода во 2-ю линию по уровню боевой подготовки.
В 02.1941 подводная лодка «М-59» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
В середине 04.1941 начала гарантийный ремонт на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе (Севастополь).
2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941 подводная лодка «М-59» (командир – капитан-лейтенант Г. А. Матвеев) находилась в Севастополе в гарантийном ремонте на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе. Субмарина входила в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
06.09.1941 вступила в строй после завершения гарантийного ремонта.
1-й боевой поход (6,9 суток)
17.09.1941 в 18.07 «М-59» вышла из Севастополя в дозор в район юго-западнее мыса Тарханкут (позиция № 1).
24.09.1941 в 15.30 возвратилась в Балаклаву. Встреч с кораблями противника не имела.
2-й боевой поход (7,2 суток)
08.10.1941 в 13.05 «М-59» вышла из Балаклавы в район Сулины (позиция № 17).
11.10.1941 после вступления в силу новой нарезки позиций начала действовать в районе северо-восточнее Сулины (позиция № 18). Плохая погода и сильное волнение, характерное для этого времени года, сильно затрудняли действия подлодки в этом мелководном районе.
15.10.1941 в 17.05 возвратилась в Балаклаву. Встреч с кораблями противника не имела.
3-й боевой поход (1-7 суток)
26.10.1941 в 13.21{8} «М-59» вышла из Балаклавы в район северо-восточнее Сулины (позиция № 18). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась.{3} Вместе с подводной лодкой погибли 20 членов экипажа.
27.10.1941 должна была по плану занять позицию и патрулировать её до 01.11.1941.
02.11.1941 в 04.05 командиру «М-59» была передана радиограмма следующего содержания: „Оставить позицию [и] следовать в Балаклаву, ФВК [корабельный фарватер Главной базы ЧФ] № 6 закрыт[,] следовать [по] ФВК № 1. Подходная точка [– район мыса] Ай-тодор [Айтодор, время подхода –] 15 ч[асов 3 ноября,] встречает СКА [сторожевой катер]. Обстановка изменилась [:] Евпаторию [занял] пр[отивни]к. Подтвердите получение радиограммы.“. Квитанции о получении радиограммы с борта подлодки не поступило.
08.11.1941 истёк срок автономности лодки.
17.12.1941 «М-59» официально исключена из списков Черноморского флота.
Примечания
{1} Точная дата требует уточнения. Указана дата первого упоминания в данном качестве.
{2} Точная дата требует уточнения. Указана дата последнего упоминания в данном качестве.
{3} С большой долей уверенности можно предположить, что подводная лодка «М-59» погибла в период 27.10-02.11.1941 от подрыва на мине британского образца «Wickers» или германского – «UC», из которых состояли румынские заграждения «D», «E» и «F», выставленные северо-восточнее Сулины. Другими причинами гибели субмарины могли послужить:
– подрыв на плавающей мине,
– отказ техники или ошибка личного состава.[1][6][9]
{4} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 88[2]:
Приказ НК ВМФ СССР | ||
---|---|---|
19 июня 1940 г | № 0382 | г. Москва |
Приёмные акты на подводные лодки XII серии М-59 (зав. № 250) и М-60 (зав. № 252), построенные заводом № 112 для Черноморского флота – утверждаю. | ||
Нарком ВМФ СССР | адмирал Кузнецов |
{5} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 128, л. 92[2]:
Приказ НК ВМФ СССР | ||
---|---|---|
19 июня 1940 г | № 0383 | г. Москва |
Военному Совету Черноморского флота зачислить с 20 июня 1940 г. в состав 2-й бригады подводных лодок ЧФ подводные лодки М-59 и М-60 с содержанием по штату № 36/732А. | ||
Нарком ВМФ СССР | адмирал Кузнецов |
{6} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 298[2]:
03 августа 1940 г. | № 120 | г. Севастополь |
---|---|---|
Военному Совету ЧФ, начальнику ТО ЧФ. При сём препровождаю АКТ о повреждении 03 июля 1940 г. вертикального руля и пера руля на ПЛ М-59 22-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ. | ||
Командир 22-го ДПЛ | капитан-лейтенант Д. Ларичев | |
Военком 22-го ДПЛ | полковой комиссар Саливон |
Там же, л. 299[2]:
2-й отдел штаба ЧФ | 08 августа 1940 г. | № 02/2309 |
---|---|---|
АКТ | ||
Комиссия установила, что при ходе ПЛ М-59 на глубине 14 м 03 июля 1940 г. при работе ГЭД средний вперёд на циркуляции кормовой частью ПЛ получила удар. | ||
Флагманский инженер-механик 2-й БПЛ ЧФ | военинженер 2 ранга Селихов | |
Командир ПЛ М-59 | капитан-лейтенант Буль | |
Командир БЧ-5 ПЛ М-59 | воентехник 1 ранга Буковшин |
Там же, л. 338 (Учёт аварий и катастроф за август 1940 г., п 8)[2]:
03 июля М-59 2-й БПЛ ЧФ.
{7} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222, л. 423[2]:
Внесрочное донесение об аварии 16 декабря 1940 г. ПЛ М-59 2-й БПЛ ЧФ. Командир старший лейтенант Матвеев. Касание грунта носовой частью. Район Херсонесского маяка к Зюйду, море 7 баллов, ветер Вест 7 баллов, видимость 100-200 м. Пурга снежная. ПЛ М-59 следовала в ГБ и [так в источнике[2], вероятно – „из“] г. Новороссийск. Следуя курсом 320°, ход 5,5 уз. малый, видимость 100-200 м с закрытым рубочным люком, так как большая зыбь покрывала лодку, связь с мостика с ЦП отсутствовала, прокладка не велась, штурман был не работоспособен – укачался, вышли из строя репитеры, а также магнитный компас, имелась ошибка в месте, обнаружили берег в 100-150 м, дал самый полный ход назад, но по инерции коснулся носом грунта. Через 4 минуты был на чистой воде. Имеются повреждения в киле и 2-3 вмятины в ЛК очень малого размера, сорван обтекатель винта зыбью. Пострадавших нет. Виновные в аварии. Точной прокладки не имел, отсутствовала прокладка, сильный ветер со снегом забивал глаза, что совершенно не давало возможности более точно наблюдать. Контроль за гирокомпасом внизу в это время отсутствовал – сперрист укачался. Малая видимость с мостика, который всё время заливался водой. Выводы: перед ухудшением видимости точного места не имели, фактически курс проходил значительно ближе к берегу. Потеря наблюдения за основным гирокомпасом (укачался сперрист). Рассогласование репитеров привело лодку на мель. Действия после посадки правильные и энергичные. | ||
17 декабря 1940 г. | Командир ПЛ М-59 старший лейтенант Матвеев |
{8} По плану подводная лодка «М-59» должна была выйти в 3-й боевой поход в 13.00[9]
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.
[3] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.
[4] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.
[5] Игнатьев Э. П. Подводные лодки XII серии // Библиотека «Гангут». Корабли Отечества. – № 9. – СПб.: Издательство «Гангут», 1996.
[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
[7] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
[8] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
[9] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.
[10] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |