Подводная лодка «Щ-204»(до 15.09.1934 – «Минога») | ||
Главная → Лодки → Типы → V-бис-2 серии → Подводная лодка «Щ-204» («Минога») |
Тип | V-бис-2 серии |
| ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата закладки | 15.04.1934{1} | ССЗ им. А. Марти (Ленинград, СССР) заводской (стапельный) номер – 216 | ||||||||||||||||||||
Дата перезакладки | 15.06.1934 | ССЗ им. 61 коммунара (Николаев, СССР) заводской (стапельный) номер – 1040 | ||||||||||||||||||||
Дата спуска на воду | 31.12.1934 | |||||||||||||||||||||
Дата подписания приёмного акта | 30.12.1935 | |||||||||||||||||||||
Командиры |
|
| ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
Принадлежность |
|
| ||||||||||||||||||||
Боевой результат | Совершила 3 боевых похода в Великой Отечественной войне (42,2 суток). Предположительно, выполнила 1 безрезультатную торпедную атаку (2 торпеды). | |||||||||||||||||||||
Судьба | В 12.1941 «Щ-204» погибла в районе мыса Ак-Бурну (Свети-Атанас) в точке с координатами |
1. Довоенный период
15.04.1934{1} на судостроительном заводе имени Андре Марти (Ленинград, СССР) была заложена подводная лодка V-бис-2 серии c заводским номером 216, получившая наименование «Минога».
В 1934 году подлодка была перевезена секциями по железной дороге в Николаев для сборки и достройки.
15.06.1934 «Минога» была перезаложена на судостроительном заводе имени 61 коммунара (Николаев, СССР) под заводским номером 1040.
15.09.1934 лодка получила литерно-цифровое обозначение «Щ-204».
31.12.1934 субмарина была спущена на воду реки Буг.
В 1935 году командиром подводной лодки был назначен командир РККФ Соловьёв Михаил Георгиевич.
01.04.1935 командиром «Щ-204» назначен командир РККФ Дмитрий Егорович Емельянов.
30.12.1935 государственной комиссией был подписан приёмный акт «Щ-204». Субмарина была зачислена в 4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ ЧФ. {2}
09.01.1936 «Щ-204» подняла военно-морской флаг и вошла в состав Черноморского флота.
В 11.1936 подводная лодка «Щ-204» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 13-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ.
08.02.1937 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром «Щ-204» назначен старший лейтенант Борис Иванович Шалашенко.
29.01.1938 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром «Щ-204» назначен старший лейтенант Василий Яковлевич Бондаренко.
19.03.1939 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром «Щ-204» назначен капитан-лейтенант Иван Михайлович Гриценко.
В 04.1939 подводная лодка «Щ-204» в результате реорганизации подводных сил Черноморского флота вошла в состав 31-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ ЧФ.
23.10.1940 «Щ-204» в районе Пицунды в результате ошибочных действий командира лодки капитан-лейтенанта Гриценко И. М. погрузилась на глубину 97 метров, что превышает предельную глубину погружения для субмарин данного типа (рабочая глубина погружения – 75 метров, предельная – 90 метров). Личный состав «Щ-204» действовал правильно и уверенно. Повреждений корпуса нет. Гриценко был объявлен выговор. {5}
В начале 1941 года на «Щ-204» для проведения корабельных испытаний был установлен опытный образец 76-мм артиллерийской установки Ф-35. После успешного окончания испытаний орудие было оставлено на лодке.
В 02.1941 подводная лодка «Щ-204» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ.
В начале 06.1941 прошла докование.
2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941 подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант И. М. Гриценко) находилась в Севастополе. Субмарина входила в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ, числилась в 1-й линии, считаясь одной из наиболее боеготовых лодок Черноморского флота. «Щ-204» встретила войну с шумопеленгаторной станцией устаревшего типа.
1-й боевой поход (11,1 суток)
25.06.1941 в 22.46 «Щ-204» вышла из Севастополя для разведки на позицию в районе Синоп – Самсун. {6}
07.07.1941 в 02.00 возвратилась в Феодосию. Встреч с кораблями противника не имела.
21.07.1941 «Щ-204» перешла из Феодосии в Севастополь в Севастополь.
2-й боевой поход (17,8 суток)
Утром 22.07.1941 «Щ-204» вышла из Севастополя в район мыса Шаблер (позиция № 4).
Утром 24.07.1941 лодка прибыла на позицию.
В ночь на 01.08.1941 «Щ-204» согласно полученному по радио приказанию перешла на позицию в 50-60 милях к северо-востоку от пролива Босфор. Данное приказание было вызвано необходимостью освобождения позиции № 4 для действий советской подводной лодки «Л-5» (командир – капитан-лейтенант А. С. Жданов), которой предстояло выполнить минную постановку в районе Мангалии.
04.08.1941 и 05.08.1941 произвела разведку болгарского побережья от Созополя до турецкой границы. Встреч с кораблями противника не имела.
07.08.1941 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу.
09.08.1941 в 00.35 возвратилась в Севастополь.
22.10.1941 «Щ-204» завершила в Севастополе аварийный и текущий ремонт.
06.11.1941 вышла из Севастополя и 09.11.1941 прибыла в Поти.
19.11.1941 в 10.00 командир 1-й бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Болтунов П. И. передал в Туапсе на борт плавбазы «Нева» следующее приказание: „Выслать ПЛ Щ-204 на позицию [№] 22 [,] выход из базы [назначить на] 22 Ноября [в] 17.00[.] Занять позицию с рассветом 25 ноября. Оставить позицию с наступлением темноты 8 декабря[; быть в] подходной точке [в районе населённого пункта] Лазаревка [ныне – Лазаревское] 11 декабря [к] 10 ч[асам] 00 м[инутам]“. Командиру «Щ-204» была поставлена боевая задача „решительными, смелыми и дерзкими действиями, идя на разумный риск, уничтожать корабли и транспорты противника всеми имеющимися средствами“.
21.11.1941 с 16.08 по 19.20 «Щ-204» в сопровождении сторожевого катера № 032 совершила выход из Туапсе в район мыса Кадош для проведения боевой подготовки.
3-й боевой поход (13,3 суток)
22.11.1941 в 17.35{7} «Щ-204» вышла из Туапсе в район мыса Эмине (позиция № 22). Выход субмарины в море обеспечивал сторожевой катер № 032.
25.11.1941 в 05.00 должна была по плану похода занять позицию и патрулировать её до 19.00 08.12.1941. Возвращение подлодки в Туапсе предполагалось в 12.00 11.12.1941.
В течение похода «Щ-204» на связь не выходила и в базу не вернулась.{3} Вместе с подводной лодкой погибли 42 члена экипажа. {4}
30.11.1941 в 21.15{8} около Иракли{9} (к северу от мыса Эмине) по иностранным данным торпедной атаке подвергся болгарский транспорт «Цар Фердинанд», шедший из Бургаса в Николаев в охранении двух болгарских торпедных катеров (конвой «Urlaubstörn»). Одна торпеда прошла перед самым носом парохода, а другая – за кормой. Несмотря на то, что субмарина не была обнаружена, один из торпедных катеров сбросил глубинную бомбу. Атака была выполнена на позиции № 22, поэтому можно предположить, что торпеды выпустила «Щ-204». {10}
05.12.1941 в 03.30 подводная лодка «Щ-205» (командир – капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов, обеспечивающий – капитан 3-го ранга Г. Ю. Кузьмин) в точке с координатами
11.02.1942 «Щ-204» официально исключена из списков Черноморского флота.
3. Послевоенное время
04.06.1983 болгарский рыболовный траулер «Алка» случайно обнаружил корпус затонувшей «Щ-204» в 15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свети-Атанас. При установке сетей они постоянно цеплялись за подводное препятствие. Спущенные в воду аквалангисты установили, что в точке
Схема положения остова подводной лодки «Щ-204» на грунте (по данным водолазного обследования) [16] |
---|
Эскиз затонувшей подводной лодки «Щ-204» [17] |
---|
Примечания
{1} Дата и место закладки подводной лодки «Минога» вызывает у исследователей большие разногласия. По одним данным[3][5][6][7][10], субмарина была заложена 15.06.1934; по другой информации[2][8][9][11] – 15.04.1934. По одним данным[3][6][7][10][2][8][9], подлодка была заложена на судостроительном заводе имени Андре Марти (ССЗ № 194); по другим[11] – на Балтийском судостроительном и механическом заводе (Балтийский ССЗ № 189 им. С. Орджоникидзе).
В раннем справочнике Бережного С. С.[4] указано, что закладка состоялась 03.11.1933, там же он ошибочно относит лодку к V-бис серии.
По мнению Стрельбицкого К. Б.[1], «Минога» была заложена 15.04.1934 „на заводе № 194 НКСП (Балтийский судостроительный завод имени Серго Орджоникидзе) в Ленинграде“ после чего в разобранном виде была перевезена по железной дороге в Николаев, где была 15.06.1934 перезаложена „на заводе № 200 НКСП (Судостроительный завод имени 61 коммунара)“.
На дополнительные размышления наводит и тот факт, что подлодки V-бис-2 серии с соседними стапельными номерами 215 («Угорь») и 217 («Муксун») были заложены на судостроительном заводе имени Андре Марти 20.12.1933.
{2} В книге Муженикова В. Б. и Иващенко В. Н.[3] указано, что «Щ-204» „вступила в строй 30 декабря 1935 г. с зачислением в состав 4-го ДПЛ 3-й БПЛ ЧФ.“. Между тем, в указанное время подводные силы Черноморского флота состояли из одной единственной бригады ПЛ (без номера). В личной переписке Иващенко В. Н.[18] склоняется к мнению, что после вступления в строй «Щ-204» имела бригадный номер «51», то есть входила в состав 5-го дивизиона подводных лодок БПЛ, хотя и не исключает окончательно вероятности того, что подлодка имела бригадный номер «44» и числилась в 4-м ДПЛ.
{3} Несмотря на то, что остов затонувшей «Щ-204» был найден у берегов Болгарии в 1983 году, водолазное обследование не позволило установить точную причину гибели подлодки. Наибольшее распространение получила версия о потоплении «Щ-204» германским гидросамолётом. По некоторым данным, утром 06.12.1941 радиопеленгаторная станция в Варне зафиксировала работу радиостанции подводной лодки, и в 11.00 с гидроаэродрома Чайка на Варненском озере взлетел Heinkel He 59 с 50- и 100-кг авиабомбами. Вскоре была обнаружена советская подводная лодка, на палубе которой были видны две человеческие фигуры. В трёх заходах на лодку были сброшены бомбы, и экипаж самолета через прозрачную толщу воды наблюдал погружение субмарины на грунт. На следующий день был произведен контрольный осмотр положения потопленной подлодки.[1]
Другими возможными причинами гибели субмарины принято считать:
– атаку 06.12.1941 болгарского самолёта;
– повреждение в результате атаки самолёта противника и последующий подрыв на мине румынского минного заграждения «S-18»;
– атаку болгарских сторожевых катеров «Беломорец» и «Черноморец» 06.12.1941 к юго-востоку от Варны; согласно этому предположению тяжело повреждённая глубинными бомбами лодка всплыла и была потоплена артиллерийским огнем.[2]
{4} Список погибших на подводной лодке «Щ-204»:
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Год рожд. | Должность | Звание |
---|---|---|---|---|
1 | Гриценко Иван Михайлович | 1903 | командир | капитан-лейтенант |
2 | Мясковский Зуня Меерович | 1911 | военный комиссар | политрук |
3 | Курандин Борис Алексеевич | 1910 | командир БЧ-1 | старший лейтенант |
4 | Светличный Леонид Степанович | 1913 | помощник командира | старший лейтенант |
5 | Антипин Сергей Георгиевич | 1912 | дублёр командира БЧ-5 | воентехник 2-го ранга |
6 | Сизов Терентий Осипович | 1913 | командир БЧ-5 | воентехник 2-го ранга |
7 | Климов Николай Борисович | 1920 | начальник санитарной службы | военфельдшер |
8 | Артемьев Александр Максимович | 1914 | командир БЧ-3 | лейтенант |
9 | Кормильцев Иван Ефимович | 1913 | боцман | главный старшина |
10 | Мальцев Иван Фёдорович | 1913 | старшина группы электриков | главный старшина |
11 | Шульга Андрей Никифорович | 1914 | старшина группы торпедистов | главный старшина |
12 | Баевский Пётр Афанасьевич | 1914 | старшина группы радистов | старшина 1-й статьи |
13 | Елисеев Павел Петрович | 1913 | старшина группы мотористов | старшина 1-й статьи |
14 | Казанов Иван Фёдорович | 1914 | старшина группы трюмных | старшина 1-й статьи |
15 | Ведерников Иван Григорьевич | 1917 | командир отделения электриков | старшина 2-й статьи |
16 | Гаврилин Василий Константинович | 1917 | командир отделения трюмных | старшина 2-й статьи |
17 | Дмитриев Ефим Григорьевич | 1915 | командир отделения рулевых | старшина 2-й статьи |
18 | Доценлов Фёдор Созонович (Сазонтович, Сазонович) | 1915 | командир отделения мотористов | старшина 2-й статьи |
19 | Плахотин Василий Григорьевич | 1916 | командир отделения электронавигационных приборов | старшина 2-й статьи |
20 | Репин Николай Васильевич | 1919 | командир отделения скрытой корабельной связи | старшина 2-й статьи |
21 | Соловьёв Филипп Филиппович | 1914 | командир отделения торпедистов | старшина 2-й статьи |
22 | Шкель Виктор Яковлевич | 1916 | командир отделения радистов | старшина 2-й статьи |
23 | Афоньев Александр Петрович | 1915 | старший рулевой | старший краснофлотец |
24 | Беспалов Михаил Иванович | 1917 | старший электрик | старший краснофлотец |
25 | Боргун Фёдор Фёдорович | 1916 | старший гидроакустик | старший краснофлотец |
26 | Жерлицын Захар Александрович | 1915 | старший моторист | старший краснофлотец |
27 | Якушев Анатолий Николаевич | 1917 | старший моторист | старший краснофлотец |
28 | Барамыков Николай Дмитриевич | 1920 | трюмный | краснофлотец |
29 | Бугрин Валентин Диамидович | 1917 | электрик | краснофлотец |
30 | Буданов Владимир Павлович | 1920 | электрик | краснофлотец |
31 | Воробьёв Михаил Николаевич | 1919 | радист | краснофлотец |
32 | Какулин Василий Иванович | 1920 | строевой | краснофлотец |
33 | Касьянов Владимир Иванович | 1919 | командир отделения комендоров | краснофлотец |
34 | Кислый Иван Тимофеевич | 1920 | рулевой | краснофлотец |
35 | Кочерга Михаил Григорьевич | 1920 | трюмный | краснофлотец |
36 | Ласков Михаил Михайлович | 1921 | торпедист | краснофлотец |
37 | Масловский Николай Данилович | 1920 | моторист | краснофлотец |
38 | Орешкин Тихон Селивёрстович (Сильверстович) | 1920 | торпедист | краснофлотец |
39 | Петров Николай Николаевич | 1921 | рулевой | краснофлотец |
40 | Середенко Дмитрий Петрович | 1920 | моторист | краснофлотец |
41 | Сидельцев Михаил Васильевич | 1918 | электрик | краснофлотец |
42 | Спирин Иван Васильевич | 1921 | кок | краснофлотец |
{5} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222 (Штаб ЧФ, 2-й отдел БП. Отчёт об авариях по 3-й БПЛ ЧФ за период ноябрь-декабрь 1940 г.), л. 423[3]:
23 октября 1940 г. ПЛ Щ-204. Происшествие. Погружение ПЛ Щ-204 на глубину 97 м – свыше предельной в районе Пицунды. Личный состав действовал правильно и уверенно. Повреждения корпуса и материальной части нет. Причина: Безграмотные действия командира ПЛ капитан-лейтенанта Гриценко, который не принял своевременно и соответствующие обстановке меры. Капитан-лейтенанту Гриценко объявлен выговор. | ||
Начальник штаба 3-й БПЛ ЧФ | капитан 2 ранга А. Крестовский |
{6} Направление подводной лодки «Щ-204» для разведки турецкого побережья была вызвано тем, что командование Черноморского флота допускало возможность вступления Турции в войну и ожидало прохода через черноморские проливы главных сил итальянского флота. Версии о том, что «Щ-204» была выделена в оперативное подчинение НКВД и неоднократно высаживала диверсантов на берега нейтральных стран, архивными документами не подтверждаются. [9]
{7} По одним данным[2], подводная лодка «Щ-204» вышла в 3-й боевой поход в 17.35; по другой информации[1] – в 17.25.
{8} Указано берлинское (среднеевропейское) время.
{9} Большинство германских документов[19][20] в качестве места проведения торпедной атаки по транспорту «Цар Фердинанд» указывают район около населённого пункта “Erekli“ (Иракли) на расстоянии 31,5 мили от Бургаса. В то же время, журнал боевых действий германского военно-морского учебного командования «Румыния» (Deutsches Marinelehrkommando Rumänien)[21] местом торпедной атаки считает точку «grün 7» на «зелёном» фарватере противника, которая находится в северной части Варненского залива. Последнее утверждение представляется маловероятным, так как скорость болгарского парохода не позволяла ему достигнуть данного района к 21.15 (берлинское время).
{10} По мнению Морозова М. Э.[2], «Щ-204» выпустила торпеды из кормовых торпедных аппаратов, так как по данным обследования затонувшей «щуки» в 1983 году кормовые торпедные аппараты субмарины были пустые.
Использованные источники
[1] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.
[2] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[3] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.
[4] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.
[5] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.
[6] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
[7] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
[8] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.
[9] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (III, V, V-бис и V-бис-2 серии) // Морская коллекция – 2002. – № 2 (44).
[10] Платонов А. В. Советские боевые корабли 1941 – 1945 гг. III. Подводные лодки. – СПб.: Альманах «Цитадель», 1996.
[11] Бережной С. С. Корабли Отечества. Выпуск I. Подводные лодки. Часть 2 (I – IX-бис серии) – Харьков: Издательство «АТФ», 1997.
[12] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
[13] Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса – Мн.: Харвест, 2000.
[14] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.
[15] Kriegstagebüches des Marinesonderkommandos Bulgarien 23.11.1941 – 03.12.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).
[16] Невернувшиеся из глубин: сборник материалов о подводных лодках Черноморского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны / составитель Костриченко В. В. Приложение к журналу «Страницы морской истории» (редактор: Простокишин А. А.) – Севастополь, 1999.
[17] Сайт
[18] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[19] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.12.-15.12.41. (предоставлено Морозовым М. Э.).
[20] Kriegstagebuch des Marinemission in Rumänien 16.11.1941 – 30.11.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).
[21] Kriegstagebuch des Marinelehrkommando Rumänien vom 26.11.-1.12.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |