Подводная лодка «М-58»(с 15.11.1939 по 13.01.1940 – «М-55») | ||
Главная → Лодки → Типы → XII серии → Подводная лодка «М-58» |
Тип | XII серии |
| ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата закладки | 25.10.1937 | ССЗ «Красное Сормово» (Горький, СССР) заводской (стапельный) номер – 251 | ||||||||||||
Дата перезакладки | 1939 | ССЗ № 198 имени А. Марти (Николаев, СССР) заводской (стапельный) номер – 9695/2 | ||||||||||||
Дата спуска на воду | 28.04.1939 | |||||||||||||
Дата подписания приёмного акта | 20.09.1939{1} | |||||||||||||
Командиры |
|
| ||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
Принадлежность |
|
| ||||||||||||
Боевой результат | Совершила 6 боевых походов в Великой Отечественной войне (39-43 суток). Побед нет. | |||||||||||||
Судьба | В 10.1941 «М-58» пропала без вести во время 6-го боевого похода в район Констанцы.{3} Вместе с подводной лодкой погибли 19 членов экипажа. |
1. Довоенный период
25.10.1937 на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Горький, СССР) была заложена подводная лодка XII серии c заводским номером 251.
22.06.1938 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром подводной лодки c заводским номером 251 назначен старший лейтенант Аким Алексеевич Керн.
В 1939 году лодка на железнодорожном транспортёре была перевезена с судостроительного завода «Красное Сормово» (Горький) на судостроительный завод № 198 имени А. Марти (Николаев) для сборки и проведения испытаний. Для перевозки по железной дороге были демонтированы: прочная рубка (частично), щиты аккумуляторных ям, койки и мебель, съёмные полы, ограждение рубки, трапы, аккумуляторы, баллоны воздуха высокого давления (ВВД), система регенерации, якорное устройство, рулевое устройство вместе с приводами и перьями рулей, винт, перископ, торпедное вооружение, артиллерийское вооружение, твёрдый балласт, главный электродвигатель, компрессор ВВД. На ССЗ № 198 имени А. Марти подлодке был присвоен заводской номер 9695/2.
28.04.1939 субмарина была спущена на воду реки Буг.
20.09.1939{1} государственной комиссией был подписан приёмный акт подводной лодки c заводским номером 9695/2.
10.10.1939 подводная лодка «М-58» в соответствии с приказом народного комиссара ВМФ СССР № 00147 от 16.10.1939{4} вошла в состав 22-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
15.11.1939 приказом командующего Черноморским флотом подводная лодка получила новое обозначение – «М-55».
В 12.1939 капитан-лейтенант Керн А. А. был откомандирован для участия в формировании Одесской ВМБ. Временно исполняющим должность командира «М-55» был по совместительству назначен старший лейтенант Савин С. С., командовавший строившейся подводной лодкой «М-60».
17.12.1939 по вине командира БЧ-5 Севастьянова лодка вышла в море на ходовые испытания без термометра. В результате были сожжены передние сухари упорного подшипника «Митчеля».{5}
25.12.1939 при подходе к бонам для швартовки подводная лодка «М-55» в результате ошибочных действий своего командира (старший лейтенант Савин С. С.) столкнулась с подводной лодкой «А-1». Вследствие аварии на «М-55» произошла поломка винта, а «А-1» почти не пострадала.{6}
13.01.1940 приказом народного комиссара ВМФ СССР субмарине возвращено прежнее наименование – «М-58».
29.03.1940 приказом народного комиссара ВМФ СССР командиром «М-58» назначен старший лейтенант Николай Васильевич Елисеев.
К концу кампании 1940 года Елисеев Н. В. сумел вывести экипаж лодки из организационного периода в 1-ю линию по уровню боевой подготовки и в отчёте 2-й бригады ПЛ ЧФ назывался в числе трёх лучших командиров соединения. После окончания кампании субмарина начала гарантийный ремонт, который осуществлялся из-за нехватки судоремонтных мощностей не на заводе № 201 имени Серго Орджоникидзе (Севастополь), а при мастерской Техотдела Черноморского флота № 19.
В 02.1941 подводная лодка «М-58» в результате переформирования подводных сил Черноморского флота вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
В середине 06.1941 субмарина завершила гарантийный ремонт.
2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941 подводная лодка «М-58» (командир – капитан-лейтенант Н. В. Елисеев) находилась в Севастополе в организационном периоде. Субмарина входила в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ.
В ночь на 23.06.1941 перешла из Севастополя в Балаклаву.
1-й боевой поход (7,9 суток)
05.07.1941 в 17.15 «М-58» вышла из Балаклавы в дозор на позицию № 1 (район юго-западнее мыса Тарханкут).
13.07.1941 в 13.45 возвратилась в Балаклаву. Встреч с кораблями противника не имела.
2-й боевой поход (8,2 суток)
27.07.1941 в 13.30 «М-58» вышла из Балаклавы в дозор на позицию № 6 (район северо-восточнее острова Змеиный).
04.08.1941 в 18.01 возвратилась в Балаклаву. Встреч с кораблями противника не имела.
3-й боевой поход (6,6 суток)
20.08.1941 в 16.40 «М-58» вышла из Балаклавы на позицию № 17 (район Сулины). Командиру лодки было предписано провести минную разведку у Сулины.
Вечером 21.08.1941 лодка прибыла в назначенный район. Командир сразу решил проникнуть на рейд Сулины, но из-за тумана и временного отказа гирокомпаса от этой попытки пришлось отказаться.
23.08.1941 была предпринята вторая попытка проникнуть на рейд Сулины. Несмотря на мелководье и рыболовные сети, при попадании в которые корабль несколько раз временно терял управление, к вечеру Елисееву удалось осмотреть порт, но судов в нём обнаружено не было.
24.08.1941 лодка попала в рыболовные сети, освободиться из которых из-за опутывания носовых горизонтальных рулей удалось с трудом.
27.08.1941 в 06.40 возвратилась в Балаклаву. Командир лодки доложил, что подход к Сулине вполне возможен, а минное заграждение, вероятнее всего, отсутствует. За время похода подлодка имела встречи исключительно с рыболовными судами.
4-й боевой поход (7,2 суток)
08.09.1941 в 14.00 «М-58» вышла из Балаклавы на позицию № 17 (район Сулины).
10.09.1941 лодка прибыла на позицию.
12.09.1941 «М-58» в подводном положении ударилась ограждением носовых горизонтальных рулей о препятствие, которым, по мнению командира, являлся минреп якорной мины.
13.09.1941 лодка начала возвращение в базу. Встреч с кораблями противника не имела.
15.09.1941 в 18.15 возвратилась в Балаклаву.
5-й боевой поход (7,9 суток)
26.09.1941 в 17.30 «М-58» вышла из Балаклавы на позицию № 11 (район Констанцы).
28.09.1941 лодка прибыла на позицию. Рано утром, когда по расчётам штурмана «М-58» находилась в 30 милях восточнее порта, она погрузилась и направилась в подводном положении к маяку Тузла. Спустя 5 часов, когда до берега по счислению оставалось ещё 19 миль, внезапно в перископ на небольшом расстоянии была обнаружена Констанца. Оказалось, что под влиянием ветра и течений ошибка счислимого места составила 21 милю к северо-западу, и утром субмарина погружалась прямо на минном поле. Днём на небольшом расстоянии от подводной лодки произошёл взрыв, вызвавший сильное сотрясение корпуса.{7}
Днём 30.09.1941 за кормой «М-58» произошёл сильный взрыв, не причинивший субмарине серьёзных повреждений.{7}
Днём 01.10.1941 обнаружила буксир, но из-за дифферента не смогла выйти в атаку. Вечером при всплытии для зарядки аккумуляторной батареи за кормой «М-58» произошёл взрыв (по-видимому, взорвалась румынская мина, минреп которой зацепился за корпус субмарины при форсировании заграждения в районе Констанцы). Подводная лодка повреждений не получила.
03.10.1941 «М-58» начала возвращение в базу. За время патрулирования встреч с кораблями противника не было. К югу от Констанцы, там, где у Тузлы находился разведанный «М-33» проход в минном заграждении, Елисеев обнаружил ранее отсутствовавшие буи и вехи красного цвета, которые, по мнению командира, являлись навигационными ориентирами для постановки нового минного поля.{8}
04.10.1941 в 15.05 возвратилась в Балаклаву.
6-й боевой поход (1-5 суток)
16.10.1941 в 07.10 «М-58» вышла из Балаклавы на позицию № 11 (район Констанцы). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась.{3} Вместе с подводной лодкой погибли 19 членов экипажа.
22.10.1941 в 20.00 командиру «М-58» была передана радиограмма следующего содержания: „[В] 23 часа оставить позицию [и] возвратиться [в] Балаклаву“. Квитанции о получении радиограммы с борта подлодки не поступило.
17.12.1941 «М-58» официально исключена из списков Черноморского флота.
Примечания
{1} По одним данным[4][5][6], приёмный акт подводной лодки c заводским номером 9695/2 был подписан 20.09.1939; по другой информации[1][4] – 27.08.1939; также есть версии[3][2], что это произошло 27.09.1939.
{2} Керн А. А. оставался официальным командиром подводной лодки «М-58» до 29.03.1940.
{3} С большой долей уверенности можно предположить, что подводная лодка «М-58», пытаясь проникнуть на внешний рейд Констанцы, погибла от подрыва на мине «UMA» румынского заграждения «S-12» в период 17-21.10.1941. Другими причинами гибели субмарины могли послужить:
– подрыв на плавающей мине во время зарядки аккумуляторной батареи,
– случайный подрыв на мине румынского или советского заграждения в районе Констанцы в результате навигационной ошибки,
– отказ техники или ошибка личного состава.[1][6]
{4} РГА ВМФ, ф. р-1678, оп. 1, д. 69, л. 126[2]:
Приказ НК ВМФ СССР | ||
---|---|---|
16 октября 1939 г | № 00147 | г. Москва |
Включить с 10 октября 1939 г. подводную лодку М-58 (зав. № 9695/2) в состав 22-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Черноморского флота. | ||
Нарком ВМФ СССР | флагман флота 1 ранга Кузнецов |
{5} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222 (Штаб ЧФ, 2-й отдел БП), л. 23[2]:
17 декабря. ПЛ М-55. Сожжены передние сухари подшипника «Митчеля». ПЛ вышла в море без термометра. Виновник командир БЧ-5 воентехник 1 ранга Севастьянов.
Там же, л. 29[2]:
Ведомость п. 84. ПЛ М-51 [так в источнике[2], правильно – „М-55“]. 17 декабря 1939 г. Сожжены сухари подшипника «Митчеля».
Там же, л. 36[2]:
17 декабря на ходовых испытаниях ПЛ М-55 сожжены сухари упорного подшипника «Митчеля». Причина – не было наблюдения за подшипником, замерить температуру было нечем, так как термометр при выходе в море был оставлен в базе. Подшипники были заправлены циркуляционным маслом, а не чистым.
Виновники – командир ПЛ М-55 старший лейтенант Савин. Приказ командира 2-й БПЛ – ставлю на вид. О командире БЧ-5 воентехнике 1 ранга Севастьянове за недисциплинированность и халатность возбуждено ходатайство перед ВС ЧФ о снятии с командира БЧ-5 с понижением в должности. На к/о мотористов Денисова и старшину группы электриков Олдырева командиру 22-го ДПЛ наложить взыскание своей властью.
{6} РГА ВМФ, ф. р-397, оп. 2, д. 222 (Штаб ЧФ, 2-й отдел БП), л. 25[2]:
25 декабря 1939 г. ПЛ М-55 22-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ
При подходе к бонам, к ПЛ А-1 произошла поломка винта. Авария произошла в самых элементарных условиях обстановки и явилась следствием исключительно слабой продуманности действий командира ПЛ М-55 старшего лейтенанта Савина. ПЛ М-55 при подходе к ПЛ А-1 имела слабую инерцию, были поданы носовой и кормовой концы, инерцию [так в источнике[2], правильно – „инерция“] поданными концами полностью погашалась, но командир дал задний ход, что совершенно не нужно было делать.
Л/с был по боевым постам. Командир ПЛ М-55 старший лейтенант Савин управлял подлодкой.
Вследствие аварии произошла поломка винта.
Причина аварии и виновник. Непродуманность (действий) командира, давшего задний ход машинами.
Командиру ПЛ М-55 старшему лейтенанту Савину за непродуманность и поспешность неверного использования машины при швартовке, учитывая его неопытность ещё в управлении кораблём – объявить выговор.
Там же, л. 26, 28, 30[2]:
НК ВМФ Управление БП | 19 января 1940 г | № 200084с |
---|---|---|
Начальнику штаба ЧФ | капитану 1 ранга Харламову | |
Нарком приказал донести, кем и как реагировано на нижеперечисленные аварии и происшествия и в соответствии с приказом НК ВМФ № 0240 прошу выслать материалы расследования в УБП. <…> Ведомость п. 65. ПЛ М-55 25 декабря 1939 г. Повреждены винты при швартовке. <…> | ||
Начальник Управления БП РКВМФ | флагман 2 ранга Ралль | |
Военный комиссар Управления БП | полковой комиссар Молодцов |
Там же, л. 31, 34, 45[2]
Начальнику Управления БП флагману 2 ранга Ралль. Доношу на Ваш № 200084с от 19 января 1940 г. <…> Ведомость п. 18. ПЛ М-55 25 декабря 1939 г. Повреждены винты при швартовке. Приказ командира 2-й БПЛ: 1. Временному командиру ПЛ М-55 старшему лейтенанту Савину за непродуманность и поспешность, неверное использование машины при швартовке, приведшее к поломке винта, учитывая его неопытность ещё в управлении кораблём – объявить выговор. 2. Командиру 22-го ДПЛ капитан-лейтенанту Ларичеву – проводить командирскую учёбу. <…> | ||
Зам. начальника 2-го отд. Шт. ЧФ | капитан-лейтенант Домнин | |
Пом. начальника 1-го отделения 2-го отд. Шт. ЧФ | лейтенант Котанов |
{7} По мнению Елисеева, взрыв был вызван сбросом глубинной бомбы. Однако более вероятно, что вблизи лодки произошёл самоврзыв якорной мины, отделившейся от минрепа. Не исключено, что причиной этого была сама «М-58», маневрировавшая в опасной близости от минного заграждения.[6]
{8} Предположение Елисеева Н. В. оказалось верным – 05.10.1941 румынский минный заградитель «Regele Carol I» выставил в этом месте противолодочное минное заграждение «S-12».[6]
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.
[2] Мужеников В. Б., Иващенко В. Н. Аварии и катастрофы подводных лодок. Часть III. – СПб.: ООО «Галея Принт», 2009.
[3] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988.
[4] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.
[5] Игнатьев Э. П. Подводные лодки XII серии // Библиотека «Гангут». Корабли Отечества. – № 9. – СПб.: Издательство «Гангут», 1996.
[6] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
[7] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
[8] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
[9] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.
[10] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |