болгарский военно-морской флаг

'Линии «А» и «Б» минного заграждения «S-39», выставленные болгарским флотом 19.09.1941'

болгарский военно-морской флаг
'Район постановки минного заграждения «S-39»'

19.09.1941 в 15.00 болгарский флот приступил к постановке оборонительного минного заграждения «S-39»{1}. До 15.30 на юго-восточных подходах к Бургасу были установлены две линии, каждая из которых включала 50 мин типа «Б-36», установленных в один ряд на углубление 3 метра. Линия «А» располагалась в 2,1-2,5 милях от берега между точками с координатами 42°24,9` с.ш. 27°47,5` в.д. и 42°21,5` с.ш. 27°50,0` в.д.{2} (минный интервал – 140 метров, глубина моря в месте постановки – 38-44 метра, протяжённость линии – 3,1 мили). При постановке линии «А» две мины взорвались. Линия «Б» располагалась в 4,1-4,8 милях от берега между точками с координатами 42°23,3` с.ш. 27°50,0` в.д. и 42°27` с.ш. 27°50` в.д.{2} (минный интервал – 140 метров, глубина моря в месте постановки – 38 метров, протяжённость линии – 4 мили).

Постановка первых двух линий минного заграждения была обнаружена советской подводной лодкой «Щ-208» (командир – Н. М. Беланов), c 10.09.1941 занимавшей позицию № 14.

Утром 19.09.1941 «Щ-208» подошла к району мыса Зейтин-Бурну. Сперва, как обычно, были встречены парусники, а после полудня, когда лодка патрулировала в районе Созополя, на позиции было замечено необычное оживление. В 12.25 был обнаружен самолёт. В 13.00 лодка обнаружила сторожевой катер, затем ещё два сторожевых катера и снова самолёт. В 14.35 заметили два катера и баржу. В 15.00 «Щ-208», находясь в трёх милях восточнее Созополя, шла курсом вест, когда в двух милях за кормой была обнаружена буксируемая катером баржа, с которой ставились мины на курсе норд с временным интервалом в 4-5 секунд. Через четверть часа заметили самоходную баржу, с которой также ставились мины; в носовой части баржи была видна пушка калибром примерно 130-мм. Минная постановка производилась под прикрытием двух самолётов, двухтрубного миноносца типа «Храбрый», катеров «Беломорец» и «Черноморец». Командир «Щ-208» принял решение атаковать обнаруженные корабли, но вскоре отказался от этого намерения, рассудив, что торпедная атака против мелкосидящих барж будет безуспешна, а лодка в случае её обнаружения будет зажата между берегом и только что поставленным минным заграждением. Поэтому, около 16 часов «Щ-208», подойдя вплотную к берегу в районе мыса Колокит, повернула на юг с тем, чтобы, идя по прибрежному фарватеру, который, по-видимому, остался не заграждённым минами, продолжать наблюдение за катерами и баржами и определить границы минного поля. По замеченным дымам катеров и сделанным ранее наблюдениям Беланов c некоторым преувеличением пришёл к выводу, что минное заграждение было поставлено в пределах района длиной до 12 миль и шириной до 6 миль.{3} Уходя на зюйд по прибрежному фарватеру, «Щ-208» на всём пути не встретила больше ни одного парусника, что ещё более убедило командира лодки в правильности определённых им границ опасного района. Поэтому он предпочёл пройти ещё 5 миль к югу и только тогда повернуть в море.


19.09.1941 в 13.00{4} болгарские транспорты «Балкан» и «Родина» (капитан – В. Попов) вышли из Варны в Стамбул в сопровождении двух миноносцев и двух торпедных катеров. Конвой двигался с воздушным прикрытием по фарватеру, предварительно протраленному военно-морским учебным отрядом «Болгария» (Marinelehrverband Bulgarien). С наступлением темноты болгарские корабли из-за навигационной ошибки попали на только что выставленную линию «А» минного заграждения «S-39». В 20.50{4} транспорт «Родина» после двух подводных взрывов затонул в районе Созополя в точке с координатами 42°23,85` с.ш. 27°47,10` в.д. 3 болгарских моряка и германский радист пропали без вести. Корабли охранения подобрали 37 уцелевших членов экипажа.

08.01.1942 штабу Черноморского флота из текста официального предупреждения болгарского королевского правительства стало известно о постановке минного заграждения «S-39». До этого времени заграждение в 48 известных случаях было пересечено советскими подводными лодками, причём дважды происходили случаи взрыва мин, один раз – взрыв минного защитника, а один раз подлодка подсекла мину прибором «Краб».

Маневрирование подводной лодки<br> «Щ-208» 19.09.1941 во время постановки<br> линий «А» и «Б» минного поля «S-39»
Маневрирование подводной лодки
«Щ-208» 19.09.1941 во время постановки
линий «А» и «Б» минного поля «S-39» [1]

Примечания

{1} По существовашей в советском флоте терминологии минное заграждение «S-39», состоявшее из нескольких линий мин, представляло собой минное поле. С 1943 года данное минное поле обозначалось противником как опасный район «SM2/43M» («SМ» означает, что в районе поставлены морские мины; 5 – порядковый номер опасного района; 43 – год контрольной проверки опасного района, произведенной для определения степени разрежения минного заграждения; значение литеры «M» не установлено).[1]

{2} Координаты линий болгарского минного заграждения указаны с точностью ± 5 кабельтовых.[1]

{3} Выводы, сделанные командиром «Щ-208», были неточными, но, тем не менее, они принесли пользу в том отношении, что в пределы опасного района была «авансом» включена линия минного заграждения «S-17», поставленного румынами почти на месяц позже. Наши подводные лодки, действовавшие впоследствии на позиции у Бургаса, обходили опасный район, определённый «Щ-208», и поэтому лишь в редких единичных случаях попадали на заграждение «S-17». В то же время, минное заграждение «S-39» было почти полностью поставлено за пределами показанного Белановым опасного района. В этом отношении произведённая «Щ-208» минная разведка оказалась неполноценной. Впрочем, Беланов донёс, что по его мнению, противник ещё ранее 19.09.1941 поставил мины также и к норду от опасного района, непосредственно у входа в Бургасский залив. Основанием для такого предположения послужило то, что в этот день там не было видно парусников, в то время как в предыдущие дни они встречались в районе всей позиции по 7-8 единиц ежедневно. Однако командир 1-й бригады подводных лодок ЧФ не согласился с этим выводом, считая его сомнительным по той причине, что «Щ-208» 19.09.1941 ушла из своего района и не вела дальнейших наблюдений за входом в Бургасский залив. [1]

{4} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

Использованные источники

[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[2] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Varna 1.9.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[3] Kriegstagebuch des Marineverbindungsstabes Bulgarien 26.07.1941 – 20.09.1941 (предоставлено Морозовым М. Э.).

[4] Kriegstagebuch des Seetransportstelle Burgas 1.8.-31.10.1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.