Минные заграждения противника на Чёрном море, установленные в 1941 году | ||
Главная → Применение → Заграждения противника → Чёрное море (1941 год) |
|
Первая минная постановка в 1941 году была произведена противником уже 10.01.1941, когда в полутора милях севернее входа в Сулину в пределах района, уже объявленного ранее опасным{1}, румынский минный заградитель «Aurora» поставил линию «G», состоящую из 62 мин типа «UC».
Помимо румынских военно-морских сил, мины в западной части Чёрного моря ставили и ВМС Болгарии. Ещё в начале 07.1941 болгарское правительство объявило о постановке минных заграждений в обширном районе, расположенном к западу от линии, проведённой от района порта Каварна на расстоянии до 20 миль от побережья Болгарии до параллели мыса Зейтин-Бурну. Согласно болгарскому предупреждению, плавание судов было возможно только вдоль берега, причём суда для совершения перехода по прибрежному фарватеру должны были прибывать в подходные пункты (у порта Каварна на севере и у селения Пригорное на юге) в дневное время, от восхода солнца до 16 часов.
03.07.1941 текст этого извещения стал известен командованию Черноморского флота, однако в штабе флота данная информация была воспринята с оттенком недоверия, так как трудно было допустить, что слабые болгарские военно-морские силы оказались в состоянии минировать район с общей площадью до 1500 квадратных миль. Во всяком случае, в 08.1941, когда было решено развернуть советские подводные лодки для несения позиционной службы у болгарского побережья, предупреждение о постановке мин в районе порт Каварна – мыс Зейтин-Бурну не послужило препятствием для принятия такого решения, а командирам субмарин не давалось никаких специальных указаний о соблюдении каких-либо особых правил борьбы с предполагаемой минной опасностью.
И действительно, ни в июле, ни в августе 1941 года объявленного Болгарией минного поля ещё не существовало. Постановка оборонительных минных заграждений в болгарских водах была начата лишь в конце третьего месяца войны. Точные даты их проведения стали известны в 06.1948 по материалам, полученным от правительства Народной республики Болгарии.
Согласно этим данным в период 19-22.09.1941 на подходах к Бургасу было поставлено минное заграждение «S-39», а с 24.09 по 05.10.1941 на подходах к Варне ставилось минное заграждение «S-38». В обоих заграждениях были использованы преимущественно мины типов «Б-36» и «Б-38». В общей сложности там было поставлено 588 мин, включая 25 германских типа «EMA». Все мины ставились на углубление в 3 метра, минные интервалы составляли 100-140 метров, но зато заграждения «S-38» и «S-39» были прикрыты со стороны моря минными защитниками, поставленными в один ряд с интервалами 56-65 метров на углубление в 4 метра. Процент обеспеченности минных заграждений защитниками достигал показателя 160-177 %.
Краткие сведения о минных заграждениях, установленных в 1941 году
Дата постановки, обозначение МЗ | (углубление, м) | Район постановки | Координаты постановки | Минные заградители | Результат минной постановки |
---|---|---|---|---|---|
Январь 1941 года | |||||
10.01.1941 «G» | 62 × «UC» (?) | В 1,5 милях севернее входа в порт Сулина | «Aurora» | 11.01.1941 на мине заграждения подорвалась и затонула румынская канонерская лодка «Locotenent Lepri Remus». | |
Июнь 1941 года | |||||
15.06.1941 «S-7» | 149 × «Wickers» (2,5) 49 × «UC» (2,5) 339 × МЗ (7) | На подходах к Констанце в 6,5-12 милях от берега | «Regele Carol I», «Amiral Murgescu» | Потерь на минном заграждении нет. | |
16.06.1941 «S-8» | 150 × «Wickers» (2,5) 50 × «UC» (2,5) 400 × МЗ (7) | На подходах к Констанце в 12,5-14,5 милях от берега | «Regele Carol I», «Amiral Murgescu» | Потерь на минном заграждении нет. | |
17.06.1941 «S-9» | 150 × «Wickers» (2,5) 50 × «UC» (2,5) 400 × МЗ (7) | На подходах к Констанце в 13 милях от берега | «Regele Carol I», «Amiral Murgescu» | Потерь на минном заграждении нет. | |
18.06.1941 «S-10» | 148 × «Wickers» (2,5) 49 × «UC» (2,5) 395 × МЗ (7) | На подходах к Констанце в 12-15 милях от берега | «Regele Carol I», «Amiral Murgescu» | 26.06.1941 на мине подорвался и затонул советский лидер «Москва». | |
19.06.1941 «S-11» | 150 × «Wickers» (2,5) 50 × «UC» (2,5) 263 × МЗ (7) | На подходах к Констанце в 8,5-13 милях от берега | «Regele Carol I», «Amiral Murgescu» | Потерь на минном заграждении нет. | |
27.06.1941 «H» | 30 × «UC» (?) | Непосредственно у северного мола Сулины | «Aurora» | Потерь на минном заграждении нет. | |
Сентябрь 1941 года | |||||
19.09.1941 «S-39» линия «А» | 50 × «Б-36» (3) | На юго-восточных подходах к Бургасу в 2,1-2,5 милях от берега | ? | 19.09.1941 на мине заграждения подорвался и затонул болгарский транспорт «Родина». | |
19.09.1941 «S-39» линия «Б» | 50 × «Б-36» (3) | На юго-восточных подходах к Бургасу в 4,1-4,8 милях от берега | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
20.09.1941 «S-39» линия «В» | 50 × «Б-36» (3) | На восточных подходах к Бургасу в 2,1-5,1 милях от берега | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
21.09.1941 «S-39» линия «Г» | 50 × «Б-36» (3) | На восточных подходах к Бургасу в 4,5-8,2 милях от берега | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
21.09.1941 «S-39» линия «Д» | 50 × «Б-36» (3) | На восточных подходах к Бургасу в 5,8-6 милях от берега | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
22.09.1941 «S-39» линия «Е» | 400 × МЗ (4) | На подходах к Бургасу, в 3,1-6,2 милях от берега | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
24.09.1941 «S-38» линия «И» | 598 × МЗ (4) | На подходах к Варне, в 8,1-9,4 милях от берега | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
Октябрь 1941 года | |||||
02.10.1941 «S-38» линия «А» | 25 × «EMA» (3) | На юго-восточных подходах к Варне, в 5-8,3 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
02.10.1941 «S-38» линия «Б» | 25 × «Б-38» (3) | На юго-восточных подходах к Варне, в 5-6,6 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
03.10.1941 «S-38» линия «В» | 46 × «Б-38» (3) | На юго-восточных подходах к Варне, в 6,1-8,6 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
03.10.1941 «S-38» линия «Г» | 48 × «Б-38» (3) | На юго-восточных подходах к Варне, в 7,5-9,5 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
04.10.1941 «S-38» линия «Д» | 50 × «Б-38» (3) | На восточных подходах к Варне, в 9,6 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
04.10.1941 «S-38» линия «Е» | 42 × «Б-38» (3) | На восточных подходах к Варне, в 7,1-7,7 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
05.10.1941 «S-12» | 150 × «UMA» (12) | Юго-восточнее маяка Тузла, в 3,5-7 милях от берега | «Regele Carol I» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
05.10.1941 «S-38» линия «Ж» | 51 × «Б-38» (3) | На восточных подходах к Варне, в 9-9,5 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
05.10.1941 «S-38» линия «З» | 51 × «Б-38» (3) | На восточных подходах к Варне, в 7,5-9,1 милях от берега. | ? | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
09.10.1941 «S-13» | 146 × «UMA» (12) | На подходах к порту Каварна | «Regele Carol I» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
10.10.1941 «S-16» | 150 × «UMA» (12) | В районе мыса Эмине, в 7-8 милях от берега | «Dacia» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.{3} | |
11.10.1941 «S-17» | 154 × «UMA» (12) | В районе мыса Зейтин-Бурну, в 4,5-6 милях от берега | «Dacia» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
16.10.1941 «S-18» | 120 × «UMA» (12) | Восточнее мыса Кара-бурну в 7-9 милях от берега | «Dacia» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
16.10.1941 «S-14» | 63 × «UMA» (12) | Южнее мыса Калиакра, в 3,5 милях от берега | «Dacia» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
Ноябрь 1941 года | |||||
11.11.1941 «S-19» | 100 × «UMA» (12) | На подходах к Очаковскому гирлу Дуная, в 5 милях от берега | «Amiral Murgescu» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. | |
Декабрь 1941 года | |||||
07.12.1941 «S-15» | 100 × «UMA» (12) | Восточнее мыса Шаблер в 2,5-5,5 милях от берега | «Amiral Murgescu» | Подтверждённых потерь на минном заграждении нет. |
Примечания
{1} 07.07.1940 румынское королевское правительство официально объявило о вошедших в силу с 30.06.1940 ограничениях свободы торгового мореплавания в румынских водах. Согласно этому извещению, все маяки на берегу Румынии были потушены, а в районах портов Сулина и Констанца была учреждена лоцманская служба для проводки судов в опасных районах. Объявленный румынами опасный район у входа в порт Сулина был ограничен с норда и зюйда параллелями
{2} Координаты линий болгарского минного заграждения указаны с точностью ± 5 кабельтовых.[1]
{3} Учитывая, что северная часть минного заграждения «S-16» находилась в пределах позиции № 22, на которой в 11.1941 пропала без вести советская подводная лодка «С-34», можно предположить, что причиной гибели субмарины послужил подрыв на мине, выставленной румынским минным заградителем «Dacia».
Использованные источники
[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |