германский военно-морской флаг

Минные заграждения противника на Чёрном море, установленные в 1941 году

германский военно-морской флаг

Первая минная постановка в 1941 году была произведена противником уже 10.01.1941, когда в полутора милях севернее входа в Сулину в пределах района, уже объявленного ранее опасным{1}, румынский минный заградитель «Aurora» поставил линию «G», состоящую из 62 мин типа «UC».

Помимо румынских военно-морских сил, мины в западной части Чёрного моря ставили и ВМС Болгарии. Ещё в начале 07.1941 болгарское правительство объявило о постановке минных заграждений в обширном районе, расположенном к западу от линии, проведённой от района порта Каварна на расстоянии до 20 миль от побережья Болгарии до параллели мыса Зейтин-Бурну. Согласно болгарскому предупреждению, плавание судов было возможно только вдоль берега, причём суда для совершения перехода по прибрежному фарватеру должны были прибывать в подходные пункты (у порта Каварна на севере и у селения Пригорное на юге) в дневное время, от восхода солнца до 16 часов.

03.07.1941 текст этого извещения стал известен командованию Черноморского флота, однако в штабе флота данная информация была воспринята с оттенком недоверия, так как трудно было допустить, что слабые болгарские военно-морские силы оказались в состоянии минировать район с общей площадью до 1500 квадратных миль. Во всяком случае, в 08.1941, когда было решено развернуть советские подводные лодки для несения позиционной службы у болгарского побережья, предупреждение о постановке мин в районе порт Каварна – мыс Зейтин-Бурну не послужило препятствием для принятия такого решения, а командирам субмарин не давалось никаких специальных указаний о соблюдении каких-либо особых правил борьбы с предполагаемой минной опасностью.

И действительно, ни в июле, ни в августе 1941 года объявленного Болгарией минного поля ещё не существовало. Постановка оборонительных минных заграждений в болгарских водах была начата лишь в конце третьего месяца войны. Точные даты их проведения стали известны в 06.1948 по материалам, полученным от правительства Народной республики Болгарии.

Согласно этим данным в период 19-22.09.1941 на подходах к Бургасу было поставлено минное заграждение «S-39», а с 24.09 по 05.10.1941 на подходах к Варне ставилось минное заграждение «S-38». В обоих заграждениях были использованы преимущественно мины типов «Б-36» и «Б-38». В общей сложности там было поставлено 588 мин, включая 25 германских типа «EMA». Все мины ставились на углубление в 3 метра, минные интервалы составляли 100-140 метров, но зато заграждения «S-38» и «S-39» были прикрыты со стороны моря минными защитниками, поставленными в один ряд с интервалами 56-65 метров на углубление в 4 метра. Процент обеспеченности минных заграждений защитниками достигал показателя 160-177 %.

Краткие сведения о минных заграждениях, установленных в 1941 году

Дата постановки,
обозначение МЗ
Кол-во мин × тип
(углубление, м)
Район
постановки
Координаты
постановки
Минные
заградители
Результат минной постановки
Январь 1941 года
10.01.1941
«G»
62 × «UC» (?)
В 1,5 милях севернее входа в порт Сулина 45°11,1` с.ш. 29°43,8` в.д.
45°11,2` с.ш. 29°46,2` в.д.
45°10,6` с.ш. 29°47,9` в.д.
«Aurora» 11.01.1941 на мине заграждения подорвалась и затонула румынская канонерская лодка «Locotenent Lepri Remus».
Июнь 1941 года
15.06.1941
«S-7»
149 × «Wickers» (2,5)
49 × «UC» (2,5)
339 × МЗ (7)
На подходах к Констанце в 6,5-12 милях от берега 44°19,5` с.ш. 28°47,8` в.д.
44°17,4` с.ш. 28°54,9` в.д.
«Regele Carol I»,
«Amiral Murgescu»
Потерь на минном заграждении нет.
16.06.1941
«S-8»
150 × «Wickers» (2,5)
50 × «UC» (2,5)
400 × МЗ (7)
На подходах к Констанце в 12,5-14,5 милях от берега 44°18,2` с.ш. 28°56,4` в.д.
44°13,4` с.ш. 29°00,2` в.д.
«Regele Carol I»,
«Amiral Murgescu»
Потерь на минном заграждении нет.
17.06.1941
«S-9»
150 × «Wickers» (2,5)
50 × «UC» (2,5)
400 × МЗ (7)
На подходах к Констанце в 13 милях от берега 44°07,3` с.ш. 28°57,3` в.д.
44°12,9` с.ш. 28°57,2` в.д.
«Regele Carol I»,
«Amiral Murgescu»
Потерь на минном заграждении нет.
18.06.1941
«S-10»
148 × «Wickers» (2,5)
49 × «UC» (2,5)
395 × МЗ (7)
На подходах к Констанце в 12-15 милях от берега 44°07,4` с.ш. 29°00,6` в.д.
44°03,2` с.ш. 28°55,9` в.д.
«Regele Carol I»,
«Amiral Murgescu»
26.06.1941 на мине подорвался и затонул советский лидер «Москва».
19.06.1941
«S-11»
150 × «Wickers» (2,5)
50 × «UC» (2,5)
263 × МЗ (7)
На подходах к Констанце в 8,5-13 милях от берега 44°01,8` с.ш. 28°57,7` в.д.
44°00,3` с.ш. 28°50,6` в.д.
«Regele Carol I»,
«Amiral Murgescu»
Потерь на минном заграждении нет.
27.06.1941
«H»
30 × «UC» (?)
Непосредственно у северного мола Сулины 45°09,6` с.ш. 29°44,0` в.д.
45°09,2` с.ш. 29°44,6` в.д.
«Aurora» Потерь на минном заграждении нет.
Сентябрь 1941 года
19.09.1941
«S-39» линия «А»
50 × «Б-36» (3)
На юго-восточных подходах к Бургасу в 2,1-2,5 милях от берега 42°24,9` с.ш. 27°47,5` в.д.
42°21,5` с.ш. 27°50,0` в.д.{2}
? 19.09.1941 на мине заграждения подорвался и затонул болгарский транспорт «Родина».
19.09.1941
«S-39» линия «Б»
50 × «Б-36» (3)
На юго-восточных подходах к Бургасу в 4,1-4,8 милях от берега 42°23,3` с.ш. 27°50,0` в.д.
42°27` с.ш. 27°50` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
20.09.1941
«S-39» линия «В»
50 × «Б-36» (3)
На восточных подходах к Бургасу в 2,1-5,1 милях от берега 42°26,1` с.ш. 27°47,0` в.д.
42°29,4` с.ш. 27°48,9` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
21.09.1941
«S-39» линия «Г»
50 × «Б-36» (3)
На восточных подходах к Бургасу в 4,5-8,2 милях от берега 42°29,4` с.ш. 27°46,7` в.д.
42°31,4` с.ш. 27°50,0` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
21.09.1941
«S-39» линия «Д»
50 × «Б-36» (3)
На восточных подходах к Бургасу в 5,8-6 милях от берега 42°31,8` с.ш. 27°47,0` в.д.
42°34,4` с.ш. 27°50,0` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
22.09.1941
«S-39» линия «Е»
400 × МЗ (4)
На подходах к Бургасу, в 3,1-6,2 милях от берега 42°35,0` с.ш. 27°50,5` в.д.
42°21,0` с.ш. 27°50,5` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
24.09.1941
«S-38» линия «И»
598 × МЗ (4)
На подходах к Варне, в 8,1-9,4 милях от берега 42°59,6` с.ш. 28°03,3` в.д.
43°01,2` с.ш. 28°04,9` в.д.
43°08,5` с.ш. 28°10,8` в.д.
43°08,7` с.ш. 28°12,6` в.д.
43°14,8` с.ш. 28°15,6` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
Октябрь 1941 года
02.10.1941
«S-38» линия «А»
25 × «EMA» (3)
На юго-восточных подходах к Варне, в 5-8,3 милях от берега. 42°59,8` с.ш. 28°03,2` в.д.
43°00,8` с.ш. 28°04,4` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
02.10.1941
«S-38» линия «Б»
25 × «Б-38» (3)
На юго-восточных подходах к Варне, в 5-6,6 милях от берега. 42°59,8` с.ш. 28°03,2` в.д.
43°01,1` с.ш. 28°02,8` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
03.10.1941
«S-38» линия «В»
46 × «Б-38» (3)
На юго-восточных подходах к Варне, в 6,1-8,6 милях от берега. 43°03,0` с.ш. 28°02,5` в.д.
43°03,9` с.ш. 28°05,2` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
03.10.1941
«S-38» линия «Г»
48 × «Б-38» (3)
На юго-восточных подходах к Варне, в 7,5-9,5 милях от берега. 43°04,9` с.ш. 28°05,4` в.д.
43°05,1` с.ш. 28°05,0` в.д.
43°06,0` с.ш. 28°08,3` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
04.10.1941
«S-38» линия «Д»
50 × «Б-38» (3)
На восточных подходах к Варне, в 9,6 милях от берега. 43°07,6` с.ш. 28°09,8` в.д.
43°08,6` с.ш. 28°10,6` в.д.
43°08,9` с.ш. 28°12,4` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
04.10.1941
«S-38» линия «Е»
42 × «Б-38» (3)
На восточных подходах к Варне, в 7,1-7,7 милях от берега. 43°08,4` с.ш. 28°07,6` в.д.
43°10,2` с.ш. 28°10,5` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
05.10.1941
«S-12»
150 × «UMA» (12)
Юго-восточнее маяка Тузла, в 3,5-7 милях от берега 43°55,6` с.ш. 28°49,0` в.д.
43°53,8` с.ш. 28°42,6` в.д.
«Regele Carol I» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
05.10.1941
«S-38» линия «Ж»
51 × «Б-38» (3)
На восточных подходах к Варне, в 9-9,5 милях от берега. 43°10,4` с.ш. 28°13,2` в.д.
43°13,6` с.ш. 28°14,8` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
05.10.1941
«S-38» линия «З»
51 × «Б-38» (3)
На восточных подходах к Варне, в 7,5-9,1 милях от берега. 43°13,2` с.ш. 28°11,6` в.д.
43°14,6` с.ш. 28°15,3` в.д.{2}
? Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
09.10.1941
«S-13»
146 × «UMA» (12)
На подходах к порту Каварна 43°17,9` с.ш. 28°22,5` в.д.
43°18,0` с.ш. 28°16,5` в.д.
«Regele Carol I» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
10.10.1941
«S-16»
150 × «UMA» (12)
В районе мыса Эмине, в 7-8 милях от берега 42°43,3` с.ш. 28°05,0` в.д.
42°39,9` с.ш. 28°04,0` в.д.
«Dacia» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.{3}
11.10.1941
«S-17»
154 × «UMA» (12)
В районе мыса Зейтин-Бурну, в 4,5-6 милях от берега 42°16` с.ш. 27°52` в.д.
42°19,7` с.ш. 27°54,4` в.д.
«Dacia» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
16.10.1941
«S-18»
120 × «UMA» (12)
Восточнее мыса Кара-бурну в 7-9 милях от берега 42°53,4` с.ш. 28°03,5` в.д.
42°56,4` с.ш. 28°07,1` в.д.
«Dacia» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
16.10.1941
«S-14»
63 × «UMA» (12)
Южнее мыса Калиакра, в 3,5 милях от берега 43°18,3` с.ш. 28°28,7` в.д.
43°19,0` с.ш. 28°31,4` в.д.
«Dacia» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
Ноябрь 1941 года
11.11.1941
«S-19»
100 × «UMA» (12)
На подходах к Очаковскому гирлу Дуная, в 5 милях от берега 45°22,5` с.ш. 29°52,0` в.д.
45°25,1` с.ш. 29°53,0` в.д.
«Amiral Murgescu» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.
Декабрь 1941 года
07.12.1941
«S-15»
100 × «UMA» (12)
Восточнее мыса Шаблер в 2,5-5,5 милях от берега 43°31` с.ш. 28°40` в.д.
43°33,2` с.ш. 28°44,0` в.д.
«Amiral Murgescu» Подтверждённых потерь на минном заграждении нет.

Примечания

{1} 07.07.1940 румынское королевское правительство официально объявило о вошедших в силу с 30.06.1940 ограничениях свободы торгового мореплавания в румынских водах. Согласно этому извещению, все маяки на берегу Румынии были потушены, а в районах портов Сулина и Констанца была учреждена лоцманская служба для проводки судов в опасных районах. Объявленный румынами опасный район у входа в порт Сулина был ограничен с норда и зюйда параллелями 45°14,0` с.ш. и 44°50,0` с.ш., с оста – меридианом 29°57,0` в.д. и с веста – береговой линией. У входа в Констанцу опасный район ограничивался параллелями 44°24,0` с.ш. и 44°00,0` с.ш., с востока – меридианом 28°56,0` в.д. и с запада – побережьем.

{2} Координаты линий болгарского минного заграждения указаны с точностью ± 5 кабельтовых.[1]

{3} Учитывая, что северная часть минного заграждения «S-16» находилась в пределах позиции № 22, на которой в 11.1941 пропала без вести советская подводная лодка «С-34», можно предположить, что причиной гибели субмарины послужил подрыв на мине, выставленной румынским минным заградителем «Dacia».

Использованные источники

[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

Дата последнего изменения: 12.11.2013.

Комментарии

Комментариев пока нет.