Подводная лодка "М-22" |
06.10.1933 заложена на заводе
№ 198 в Николаеве под заводским номером С-264{1}.
08.03.1934 командиром
подводной лодки назначен Иван Иванович
Курносов.
15.05.1934 спущена на
воду.
08.07.1934{5} вместе с
подводными лодками С-250
("М-23") и С-265 ("М-24")
отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на
железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке
восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до
110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением,
рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и
твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором
участке территории завода № 202
осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения,
после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный
выход проводились в Амурском заливе.
10.10.1934{2}
был подписан приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под
наименованием "М-22" вошла в состав 4-го
дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока.
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской
бригады Тихоокеанского флота.
26.03.1935 по приказу
командующего Тихоокеанским флотом № 007
вошла в состав сформированного сводного отряда подводного плавания под
командованием Г.Н. Холостякова.
Помимо "М-22" в сводный отряд вошли подводные лодки "М-19", "М-21" и 5-й
дивизион подводных лодок 2-й морской бригады ("Щ-117", "Щ-118", "Щ-119" и "Щ-120"). Для обеспечения
боевой подготовки отряду придали плавбазу подводных лодок "Саратов", водолазную
партию ЭПРОНа и тральщик № 11 "Пластун".
С 10.04.1936 в связи с
приказом командующего Тихоокеанским флотом
№ 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
4-й
морской бригады ТОФ.
28.03.1937 командиром
подводной лодки "М-22" назначен Пётр
Мефодиевич Марченко.
14.04.1938 командиром
подводной лодки "М-22" назначен Алексей
Васильевич Яковлев.
15.12.1938 командиром
подводной лодки "М-22" назначен Николай
Павлович Нечаев.
С 09.1939{4} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ.
29.10.1939 командиром
подводной лодки "М-22" назначен Константин
Иванович Назаревский.
05.07.1940 на основании
приказа командующего Тихоокеанским флотом
№ 0300 вошла в состав дивизиона
подводных лодок при Учебном отряде
подводного плавания ТОФ.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-22" встретила во Владивостоке в составе дивизиона подводных лодок при Учебном отряде подводного плавания Тихоокеанского флота.
С 04.1945 в связи с решением
НК ВМФ № 0048 о переформировании подводных соединений Тихоокеанского флота вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.
Советско-японская война 1945 года.
09.08.1945
"М-22" встретила во Владивостоке в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием
капитан-лейтенанта Анатолия Георгиевича
Сизинцева.
В боевых действиях не участвовала.
24.10.1945 вошла в состав Сахалинской военной флотилии.
17.01.1947 вошла в состав 7-го ВМФ.
12.01.1949 отнесена к подклассу малых подводных лодок.
28.11.1950 выведена из боевого состава и законсервирована.
18.01.1951 разоружена, исключена из состава ВМФ и передана аварийно-спасательной
службе флота для обеспечения боевой подготовки.
Примечания
{1} По одним данным[3][4] – заводской № 264; по другим[7] – С-264; по мнению В.И. Дмитриева[2] – № 264/567.
{2} В большинстве источников[1][3][4][7] считается, что приёмный акт подводной лодки "М-22" был подписан 10.10.1934; в книге В.И. Дмитриева[2] кроме этой даты есть версия об утверждении приёмного акта 23.09.1934.
{3} Точный период нахождения А.Г. Сизинцева в должности командира подводной лодки "М-22" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 09.08.1945.
{4} По данным М.Э. Морозова[5] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.
{5} В большинстве источников[2][4][7] считается, что подводные лодки С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") были отправлены по железной дороге во Владивосток 08.07.1934. По другим сведениям[9] эшелон 611 с подводными лодками С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") убыл во Владивосток 04.07.1934.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 291, 297-298, 318.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 26-34, 285.
[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.
[6] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.
[7] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
[8] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.
[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |