![]() | Подводная лодка "М-24" | ![]() |
Серия | VI | |
---|---|---|
Дата закладки | 21.10.1933 | Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-265 Завод № 202 (г. Владивосток) (сборка и испытания) |
Дата спуска на воду | 01.06.1934 | |
Дата подписания приёмного акта | 10.10.1934 {1} | |
Командиры | 01.04.1934 – 08.05.1937 | Валентин Борисович Докукин |
03.1937 – 04.1938 | Константин Ананьевич Куленков | |
28.04.1938 – 1938 | Яков Карпович Мельник | |
15.12.1938 – 31.03.1940 | Василий Васильевич Судейко | |
1940 – ? {2} | Андрей Георгиевич Яйло | |
? – ? {3} | Иван Дмитриевич Резанов | |
Принадлежность | 1934 – 11.01.1935 | |
4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ | ||
11.12.1944 – ? {6} | ||
Боевой результат | В боевых действиях не участвовала. | |
Судьба | 31.05.1946 разоружена и исключена из состава
ВМФ. 26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки передан для использования в опытовых целях. В 1955 году корпус лодки разделан на металл на базе "Главвторчермета" в Батуми. |
21.10.1933
заложена на заводе № 198 в Николаеве под
заводским номером С-265.
01.04.1934 командиром
подводной лодки назначен Валентин Борисович
Докукин.
01.06.1934 спущена на воду.
08.07.1934{7} вместе с
подводными лодками С-264
("М-22") и С-250 ("М-23")
отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на
железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке
восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до
110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением,
рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и
твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором
участке территории завода № 202
осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения,
после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный
выход проводились в Амурском заливе.
10.10.1934{1} подписан
приёмный акт.
18.11.1934 по приказу НКО
вступила в строй, подняла военно-морской флаг и вошла в состав Морских сил Дальнего Востока под наименованием
"М-24". Лодка была включена в 4-й
дивизион подводных лодок 4-й морской бригады МСДВ. {4}
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской
бригады Тихоокеанского флота.
09.04.1935 во время стоянки в
базе был ошибочно открыт спускной клапан главной осушительной магистрали. В
течение некоторого времени забортная вода через открытый спускной клапан
затопила трюм IV-го отсека и залила гребной электродвигатель.
С 10.04.1936 в связи с
приказом командующего Тихоокеанским флотом
№ 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
4-й
морской бригады ТОФ.
В 03.1937 командиром подводной
лодки "М-24" назначен Константин Ананьевич
Куленков.
28.04.1938 командиром
подводной лодки "М-24" назначен Яков Карпович
Мельник.
15.12.1938 командиром
подводной лодки "М-24" назначен Василий
Васильевич Судейко.
С 09.1939{5} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ.
В 1940 году командиром подводной лодки "М-24" назначен старший лейтенант Андрей Георгиевич Яйло.
20.05.1940 на основании
приказа командующего Тихоокеанским флотом
№ 0212 была прикомандирована к 25-му дивизиону подводных лодок
5-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии.
26.12.1940 под командованием
старшего лейтенанта А.Г. Яйло
совместно с подводными лодками "М-2", "М-19" и "М-20" участвовала в первом в
истории групповом подлёдном плавании. На борту "М-24" находился командир 24-го дивизиона подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ капитан-лейтенант Л.М. Сушкин. В отличие от остальных
подводных лодок, успешно выполнивших задачу, "М-24" потеряла ориентировку и не
смогла продолжить плавание. Лодке пришлось всплыть в полынье у одного из
пирсов.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии Тихоокеанского флота.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-24" встретила в Советской Гавани в составе 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии
Тихоокеанского флота.
В 1944 году по решению Государственного Комитета Обороны была начата подготовка
подводной лодки "М-24" к отправке по железной дороге для усиления
Черноморского флота. На территории завода № 202
во Владивостоке лодку подняли из воды плавучим краном и поставили на
стенку. После демонтажных работ, которые позволили уменьшить вес субмарины до
110 тонн, "М-24" была уложена на железнодорожный транспортёр.
06.10.1944 вместе с подводной
лодкой "М-23" была отправлена по железной
дороге в составе эшелона из 21 вагона, который двигался по маршруту
протяжённостью свыше 11 000 километров: Владивосток – Хабаровск –
Новосибирск – Омск – Челябинск – Чкалов – Астрахань –
Кизляр – Тбилиси – Поти. Для пропуска эшелона приходилось останавливать
встречное движение поездов. 15 суток было затрачено на стоянки на разъездах для
пропуска встречных составов в ожидании своей очереди.
11.12.1944 прибыла по
железной дороге в Поти и вошла в состав 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Черноморского флота. Вместе с подводной лодкой
прибыл тихоокеанский экипаж во главе со старшим лейтенантом Иваном Дмитриевичем Резановым.
В боевых действиях не участвовала.
31.05.1946 разоружена и исключена из состава ВМФ.
26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки
передан для использования в опытовых целях.
В 1955 году корпус лодки разделан на металл на базе "Главвторчермета" в Батуми.
Примечания
{1} По одним данным[1][5][12] приёмный акт подводной лодки "М-24" был подписан 10.10.1934; по другим сведениям[3] – 05.12.1934. В книге В.И. Дмитриева[2] присутствуют обе версии.
{2} Точный период нахождения А.Г. Яйло в должности командира подводной лодки "М-24" требует уточнения. Достоверно известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 26.12.1940.
{3} Точный период нахождения И.Д. Резанова в должности командира подводной лодки "М-24" требует уточнения. Достоверно известно, что он командовал субмариной в период с 11.12.1944 по 09.05.1945.
{4} По одним данным[2] подводная лодка "М-24" вошла в состав Морских сил Дальнего Востока 18.11.1934; по другим данным[11] – 16.10.1934; по мнению А.В. Платонова[4] – 05.12.1934.
{5} По данным М.Э. Морозова[6] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.
{6} Точная дата окончания пребывания подводной лодки "М-24" в составе 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ требует уточнения. Достоверно известно, что лодка входила в состав дивизиона как минимум до 09.05.1945.
{7} В большинстве источников[2][4][12] считается, что подводные лодки С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") были отправлены по железной дороге во Владивосток 08.07.1934. По другим сведениям[9] эшелон 611 с подводными лодками С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") убыл во Владивосток 04.07.1934.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 266, 298, 312, 345, 383.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 31, 285, 503.
[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2003. – С. 26.
[6] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.
[7] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.
[8] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 172-173.
[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[10] Мужеников В.Б. Аварии и катастрофы (случаи гибели) подводных лодок 1901-2001 гг. Часть 2. – СПб.: "Галея Принт", 2005. – С. 67.
[11] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.
[12] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |