военно-морской флаг СССР

Подводная лодка "М-21"

военно-морской флаг СССР

Серия VI  
Дата закладки      17.09.1933 {1} Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-263 {2}

Завод № 202 (г. Владивосток)
(сборка и испытания)
Дата спуска на воду      20.03.1934 {3}
Дата подписания приёмного акта 23.09.1934
Командиры {4} 28.03.1937 – 08.01.1938 Герман Юльевич Кузьмин
16.03.1938 – 13.04.1939 Василий Исаакович Комаров
13.04.1939 – 28.10.1941 Григорий Михайлович Непомнящий
     ? – ? {5} Михаил Иванович Блажин
Принадлежность

23.09.1934

23.09.1934 – 11.01.1935

Морские силы Дальнего Востока

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады МСДВ

11.01.1935

11.01.1935 – 10.04.1936

10.04.1936 – 09.1939{6} 

 09.1939{6} – 05.07.1940

05.07.1940 – 04.1945     

     04.1945 – 24.10.1945

24.10.1945 – 17.01.1947

Тихоокеанский флот

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ

дивизион подводных лодок УОПП ТОФ

7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ

Сахалинская военная флотилия ТОФ

17.01.1947 7-й ВМФ
Боевой результат В боевых действиях не участвовала.
Судьба 28.11.1950 выведена из боевого состава и законсервирована.
28.08.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
08.09.1951 расформирована.

17.09.1933{1} заложена на заводе № 198 в Николаеве под заводским номером С-263{2}.
20.03.1934{3} спущена на воду.
16.06.1934 вместе с подводными лодками С-258 ("М-19") и С-262 ("М-20") отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до 110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением, рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором участке территории завода № 202 осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения, после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный выход проводились в Амурском заливе.
23.09.1934 был подписан приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием "М-21" вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока.
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Тихоокеанского флота.
26.03.1935 по приказу командующего Тихоокеанским флотом № 007 вошла в состав сформированного сводного отряда подводного плавания под командованием Г.Н. Холостякова. Помимо "М-21" в сводный отряд вошли подводные лодки "М-19", "М-22" и 5-й дивизион подводных лодок 2-й морской бригады ("Щ-117", "Щ-118", "Щ-119" и "Щ-120"). Для обеспечения боевой подготовки отряду придали плавбазу подводных лодок "Саратов", водолазную партию ЭПРОНа и тральщик № 11 "Пластун".
С 10.04.1936 в связи с приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ.
С 28.03.1937 по 08.01.1938 подводной лодкой "М-21" командовал Герман Юльевич Кузьмин.
16.03.1938 командиром подводной лодки "М-21" назначен Василий Исаакович Комаров.
13.04.1939 командиром подводной лодки "М-21" назначен Григорий Михайлович Непомнящий.
С 09.1939{6} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ.
05.07.1940 на основании приказа командующего Тихоокеанским флотом № 0300 вошла в состав дивизиона подводных лодок при Учебном отряде подводного плавания ТОФ.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 "М-21" встретила во Владивостоке в составе дивизиона подводных лодок при Учебном отряде подводного плавания Тихоокеанского флота под командованием Г.М. Непомнящего.
С 04.1945 в связи с решением НК ВМФ № 0048 о переформировании подводных соединений Тихоокеанского флота вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.

Советско-японская война 1945 года.

09.08.1945 "М-21" встретила во Владивостоке в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием капитан-лейтенанта Михаила Ивановича Блажина.
В боевых действиях не участвовала.
24.10.1945 вошла в состав Сахалинской военной флотилии.
17.01.1947 вошла в состав 7-го ВМФ.
12.01.1949 отнесена к подклассу малых подводных лодок.
28.11.1950 выведена из боевого состава и законсервирована.
28.08.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
08.09.1951 расформирована.

Примечания

{1} В большинстве источников[2][3][4][7] считается, что подводная лодка с заводским номером С-263 (будущая "М-21") была заложена 17.09.1933; по мнению С.С. Бережного[1] – 27.09.1933.

{2} По одним данным[3][4] – заводской № 263; по другим[7] – С-263; по мнению В.И. Дмитриева[2] – № 263/566.

{3} По одним данным[2][7] подводная лодка с заводским номером С-263 (будущая "М-21") была спущена на воду 20.03.1934; по другим[1] – 11.05.1934. Также в некоторых источниках[3][4] встречается опечатка – 20.03.1933.

{4} По одним сведениям[9] И.Н. Тузов с 1934 по 15.08.1936 командовал подводной лодкой "М-23". По данным Э.А. Ковалёва[3, с.202] Тузов в 04.1936 командовал подводной лодкой "М-23", в другом месте книги[3, с.349] указано, что он командовал подводной лодкой "М-21" с 09.03.1934 по 10.04.1936 (номер лодки автор ставит под сомнение).

{5} Точный период нахождения М.И. Блажина в должности командира подводной лодки "М-21" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 09.08.1945.

{6} По данным М.Э. Морозова[5] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 291, 297-298, 318.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 26-34, 285.

[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.

[6] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.

[7] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.

[8] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.

[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.


Дата последнего изменения: 14.07.2009.