![]() | Подводная лодка "М-21" | ![]() |
Серия | VI | |
---|---|---|
Дата закладки | 17.09.1933 {1} | Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-263 {2} Завод № 202 (г. Владивосток) (сборка и испытания) |
Дата спуска на воду | 20.03.1934 {3} | |
Дата подписания приёмного акта | 23.09.1934 | |
Командиры {4} | 28.03.1937 – 08.01.1938 | Герман Юльевич Кузьмин |
16.03.1938 – 13.04.1939 | Василий Исаакович Комаров | |
13.04.1939 – 28.10.1941 | Григорий Михайлович Непомнящий | |
? – ? {5} | Михаил Иванович Блажин | |
Принадлежность | ||
04.1945 – 24.10.1945 24.10.1945 – 17.01.1947 | 4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ дивизион подводных лодок УОПП ТОФ 7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ Сахалинская военная флотилия ТОФ | |
17.01.1947 | 7-й ВМФ | |
Боевой результат | В боевых действиях не участвовала. | |
Судьба | 28.11.1950 выведена из боевого состава и
законсервирована. 28.08.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл. 08.09.1951 расформирована. |
17.09.1933{1} заложена на заводе
№ 198 в Николаеве под заводским номером С-263{2}.
20.03.1934{3} спущена на воду.
16.06.1934 вместе с
подводными лодками С-258
("М-19") и С-262 ("М-20")
отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на
железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке
восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до
110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением,
рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и
твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором
участке территории завода № 202
осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения,
после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный
выход проводились в Амурском заливе.
23.09.1934 был подписан
приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием
"М-21" вошла в состав 4-го дивизиона
подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока.
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской
бригады Тихоокеанского флота.
26.03.1935 по приказу
командующего Тихоокеанским флотом № 007
вошла в состав сформированного сводного отряда подводного плавания под
командованием Г.Н. Холостякова.
Помимо "М-21" в сводный отряд вошли подводные лодки "М-19", "М-22" и 5-й
дивизион подводных лодок 2-й морской бригады ("Щ-117", "Щ-118", "Щ-119" и "Щ-120"). Для обеспечения
боевой подготовки отряду придали плавбазу подводных лодок "Саратов", водолазную
партию ЭПРОНа и тральщик № 11 "Пластун".
С 10.04.1936 в связи с
приказом командующего Тихоокеанским флотом
№ 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
4-й
морской бригады ТОФ.
С 28.03.1937 по 08.01.1938 подводной лодкой
"М-21" командовал Герман Юльевич
Кузьмин.
16.03.1938 командиром
подводной лодки "М-21" назначен Василий
Исаакович Комаров.
13.04.1939 командиром
подводной лодки "М-21" назначен Григорий
Михайлович Непомнящий.
С 09.1939{6} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ.
05.07.1940 на основании
приказа командующего Тихоокеанским флотом
№ 0300 вошла в состав дивизиона
подводных лодок при Учебном отряде
подводного плавания ТОФ.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-21" встретила во Владивостоке в составе дивизиона подводных лодок при Учебном отряде подводного плавания Тихоокеанского флота под командованием Г.М. Непомнящего.
С 04.1945 в связи с решением
НК ВМФ № 0048 о переформировании подводных соединений Тихоокеанского флота вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.
Советско-японская война 1945 года.
09.08.1945
"М-21" встретила во Владивостоке в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием
капитан-лейтенанта Михаила Ивановича
Блажина.
В боевых действиях не участвовала.
24.10.1945 вошла в состав Сахалинской военной флотилии.
17.01.1947 вошла в состав 7-го ВМФ.
12.01.1949 отнесена к подклассу малых подводных лодок.
28.11.1950 выведена из боевого состава и законсервирована.
28.08.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел
фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
08.09.1951 расформирована.
Примечания
{1} В большинстве источников[2][3][4][7] считается, что подводная лодка с заводским номером С-263 (будущая "М-21") была заложена 17.09.1933; по мнению С.С. Бережного[1] – 27.09.1933.
{2} По одним данным[3][4] – заводской № 263; по другим[7] – С-263; по мнению В.И. Дмитриева[2] – № 263/566.
{3} По одним данным[2][7] подводная лодка с заводским номером С-263 (будущая "М-21") была спущена на воду 20.03.1934; по другим[1] – 11.05.1934. Также в некоторых источниках[3][4] встречается опечатка – 20.03.1933.
{4} По одним сведениям[9] И.Н. Тузов с 1934 по 15.08.1936 командовал подводной лодкой "М-23". По данным Э.А. Ковалёва[3, с.202] Тузов в 04.1936 командовал подводной лодкой "М-23", в другом месте книги[3, с.349] указано, что он командовал подводной лодкой "М-21" с 09.03.1934 по 10.04.1936 (номер лодки автор ставит под сомнение).
{5} Точный период нахождения М.И. Блажина в должности командира подводной лодки "М-21" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 09.08.1945.
{6} По данным М.Э. Морозова[5] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 291, 297-298, 318.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 26-34, 285.
[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.
[6] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.
[7] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
[8] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.
[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ |