военно-морской флаг СССР

Подводная лодка "М-23"

военно-морской флаг СССР

Серия VI  
Дата закладки      весна 1933 {1} Завод № 200{2} (г. Николаев)
заводской номер: С-250

Завод № 202 (г. Владивосток)
(сборка и испытания)
Дата спуска на воду 16.05.1934
Дата подписания приёмного акта 10.10.1934
Командиры           1934 – 15.08.1936 Иван Николаевич Тузов {3}
15.08.1936 – 03.04.1938 Нил Васильевич Тимофеюк
03.04.1938{4} – 26.02.1939     Анисим Евстафьевич Емец
15.03.1939 – 23.09.1940 Алексей Николаевич Михайлов
23.09.1940 – 09.09.1942 Василий Митрофанович Александров
     ? – ? {5} Моисей Львович Шлионский
Принадлежность

     10.10.1934 {6}

10.10.1934 – 11.01.1935

Морские силы Дальнего Востока

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады МСДВ

11.01.1935

11.01.1935 – 10.04.1936

10.04.1936 – 09.1939{7} 

 09.1939{7} – 20.05.1940

20.05.1940 – 11.02.1941

11.02.1941 – 06.10.1944

Тихоокеанский флот

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ

25-й дивизион подводных лодок 5-й бригады ПЛ СТОВФ ТОФ

9-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ СТОВФ ТОФ

11.12.1944

11.12.1944 – ? {8}           

Черноморский флот

5-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ

Боевой результат В боевых действиях не участвовала.
Судьба 31.05.1946 разоружена и исключена из состава ВМФ.
26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки передан для использования в опытовых целях.

Весной 1933 года{1} заложена на заводе № 200{2} в Николаеве под заводским номером С-250.
16.05.1934 спущена на воду.
В 1934 году командиром подводной лодки назначен Иван Николаевич Тузов{3}
08.07.1934{9} вместе с подводными лодками С-264 ("М-22") и С-265 ("М-24") отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до 110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением, рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором участке территории завода № 202 осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения, после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный выход проводились в Амурском заливе.
10.10.1934 был подписан приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием "М-23" вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока{6}
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Тихоокеанского флота.
С 10.04.1936 в связи с приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ.
15.08.1936 командиром подводной лодки "М-23" назначен капитан-лейтенант Нил Васильевич Тимофеюк.
С 03.04.1938{4} по 26.02.1939 подводной лодкой "М-23" командовал старший лейтенант Анисим Евстафьевич Емец.
15.03.1939 командиром подводной лодки "М-23" назначен старший лейтенант Алексей Николаевич Михайлов.
С 09.1939{7} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ.
20.05.1940 на основании приказа командующего Тихоокеанским флотом № 0212 была прикомандирована к 25-му дивизиону подводных лодок 5-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии.
23.09.1940 командиром подводной лодки "М-23" назначен старший лейтенант Василий Митрофанович Александров.
В конце 11.1940 в условиях раннего ледостава осуществила выход из базы в подводном положении, успешно форсировав подо льдом узкости без навигационных обсерваций.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии Тихоокеанского флота.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 "М-23" встретила в Советской Гавани в составе 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии Тихоокеанского флота под командованием В.М. Александрова.
В 1944 году по решению Государственного Комитета Обороны была начата подготовка подводной лодки "М-23" к отправке по железной дороге для усиления Черноморского флота. На территории завода № 202 во Владивостоке лодку подняли из воды плавучим краном и поставили на стенку. После демонтажных работ, которые позволили уменьшить вес субмарины до 110 тонн, "М-23" была уложена на железнодорожный транспортёр.
06.10.1944 вместе с подводной лодкой "М-24" была отправлена по железной дороге в составе эшелона из 21 вагона, который двигался по маршруту протяжённостью свыше 11 000 километров: Владивосток – Хабаровск – Новосибирск – Омск – Челябинск – Чкалов – Астрахань – Кизляр – Тбилиси – Поти. Для пропуска эшелона приходилось останавливать встречное движение поездов. 15 суток было затрачено на стоянки на разъездах для пропуска встречных составов в ожидании своей очереди.
11.12.1944 прибыла по железной дороге в Поти и вошла в состав 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Черноморского флота. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Моисеем Львовичем Шлионским.
В боевых действиях не участвовала.
31.05.1946 разоружена и исключена из состава ВМФ.
26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки передан для использования в опытовых целях.

Примечания

{1} Большинство источников[1][2][3][4][11] указывают только год закладки подводной лодки "М-23" – 1933; М.Э. Морозов[5] конкретизирует, что закладка состоялась весной 1933 года.

{2} По одним данным[4][11] подводная лодка под заводским номером С-250 строилась в Николаеве на заводе № 200; по другим данным[5] лодка была построена на заводе № 198 (г. Николаев); Э.А. Ковалёв[3] считает, что лодка строилась в Николаеве на судостроительном заводе имени Марта (так в книге Э.А. Ковалёва) № 200; по некоторым сведениям[9] субмарина строилась на Николаевском государственном заводе имени "61" (будущий завод № 200).

{3} По одним сведениям[9] И.Н. Тузов с 1934 по 15.08.1936 командовал подводной лодкой С-250 (в дальнейшем – "М-23"). По данным Э.А. Ковалёва[3, с.202] Тузов в 04.1936 командовал подводной лодкой "М-23", в другом месте книги[3, с.349] указано, что он командовал подводной лодкой "М-21" с 09.03.1934 по 10.04.1936 (номер лодки автор ставит под сомнение).

{4} По одним сведениям[9] старший лейтенант А.Е. Емец возглавлял экипаж "М-23" с 03.04.1938. По данным Э.А. Ковалёва[3] А.Е. Емец командовал лодкой с 07.05.1938.

{5} Точный период нахождения М.Л. Шлионского в должности командира подводной лодки "М-23" требует уточнения. Известно, что он командовал субмариной в период с 11.12.1944 по 09.05.1945.

{6} По одним данным[2] подводная лодка "М-23" вошла в состав Морских сил Дальнего Востока 09.11.1934; по другим[4][9] – 10.10.1934.

{7} По данным М.Э. Морозова[6] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.

{8} Точная дата окончания пребывания подводной лодки "М-23" в составе 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ требует уточнения. Известно, что лодка входила в состав дивизиона как минимум до 09.05.1945.

{9} В большинстве источников[2][4][11] считается, что подводные лодки С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") были отправлены по железной дороге во Владивосток 08.07.1934. По другим сведениям[9] эшелон 611 с подводными лодками С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") убыл во Владивосток 04.07.1934.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 234, 271, 386.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 31, 285, 503.

[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2003. – С. 26.

[6] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.

[7] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.

[8] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 171-172.

[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.

[10] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.

[11] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.

Learn more about like and its benefits by reading articles online.
Дата последнего изменения: 14.07.2009.