военно-морской флаг СССР

Подводная лодка "М-19"

военно-морской флаг СССР

Серия VI  
Дата закладки      20.07.1933 {1} Завод № 198 (г. Николаев)
заводской номер: С-258

Завод № 202 (г. Владивосток)
(сборка и испытания)
Дата спуска на воду 14.05.1934
Дата подписания приёмного акта 29.08.1934
Командиры 01.04.1934 – 05.05.1937 Илья Иосифович Беляев
05.05.1937 – 23.07.1937 Михаил Евсеевич Гуткин
05.08.1937 – 31.07.1938 Владимир Александрович Дроздов
31.07.1938 – 26.10.1939 Виктор Андреевич Ермилов
26.10.1939 – 06.06.1942 Владимир Иванович Авдашев
     ? – ? {2} Николай Александрович Стариков
Принадлежность

29.08.1934

29.08.1934 – 11.01.1935

Морские силы Дальнего Востока

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады МСДВ

11.01.1935

11.01.1935 – 10.04.1936

10.04.1936 – 09.1939{3} 

 09.1939{3} – 11.02.1941

11.02.1941 – 24.10.1945

24.10.1945 – 17.01.1947

Тихоокеанский флот

4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ

24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ

7-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ

Сахалинская военная флотилия ТОФ

17.01.1947 7-й ВМФ
Боевой результат В боевых действиях не участвовала.
Судьба 28.11.1950 выведена из боевого состава и передана аварийно-спасательной службе 7-го ВМФ для обеспечения тренировок водолазов.
18.01.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

20.07.1933{1} заложена на заводе № 198 в Николаеве под заводским номером С-258.
01.04.1934 командиром подводной лодки назначен Илья Иосифович Беляев.
14.05.1934 спущена на воду.
16.06.1934 вместе с подводными лодками С-262 ("М-20") и С-263 ("М-21") отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до 110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением, рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором участке территории завода № 202 осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения, после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный выход проводились в Амурском заливе.
29.08.1934 был подписан приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием "М-19" вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока.
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской бригады Тихоокеанского флота.
26.03.1935 по приказу командующего Тихоокеанским флотом № 007 вошла в состав сформированного сводного отряда подводного плавания под командованием Г.Н. Холостякова. Помимо "М-19" в сводный отряд вошли подводные лодки "М-21", "М-22" и 5-й дивизион подводных лодок 2-й морской бригады ("Щ-117", "Щ-118", "Щ-119" и "Щ-120"). Для обеспечения боевой подготовки отряду придали плавбазу подводных лодок "Саратов", водолазную партию ЭПРОНа и тральщик № 11 "Пластун".
С 10.04.1936 в связи с приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ.
С 05.05.1937 по 23.07.1937 подводной лодкой "М-19" командовал Михаил Евсеевич Гуткин.
05.08.1937 командиром подводной лодки "М-19" назначен Владимир Александрович Дроздов.
31.07.1938 командиром подводной лодки "М-19" назначен Виктор Андреевич Ермилов.
С 09.1939{3} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ.
26.10.1939 командиром подводной лодки "М-19" назначен Владимир Иванович Авдашев.
03-04.12.1940 в условиях раннего ледостава осуществила выход из базы в подводном положении, успешно форсировав подо льдом узкости без навигационных обсерваций.
26.12.1940 совместно с подводными лодками "М-2", "М-20" и "М-24" участвовала в первом в истории групповом подлёдном плавании. "М-19" успешно выполнила задачу, выйдя подо льдом из базы.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

22.06.1941 "М-19" встретила в бухте Малый Улисс в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием В.И. Авдашева.

Советско-японская война 1945 года.

09.08.1945 "М-19" встретила во Владивостоке в составе 7-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Тихоокеанского флота под командованием капитан-лейтенанта Николая Александровича Старикова.
В боевых действиях не участвовала.
24.10.1945 вошла в состав Сахалинской военной флотилии.
17.01.1947 вошла в состав 7-го ВМФ.
01.06.1948 при отработке задач боевой подготовки затонула в районе Советской Гавани на глубине 26 метров в результате столкновения с подводной лодкой "М-12". Жертв среди личного состава не было.
02.06.1948 спасательное судно "Песчаный" и два плавучих крана подняли затонувшую подводную лодку "М-19". От момента аварии до подъема на поверхность прошло 16 часов. Впоследствии субмарина была восстановлена и вновь введена в строй.
12.01.1949 отнесена к подклассу малых подводных лодок.
28.11.1950 выведена из боевого состава и передана аварийно-спасательной службе 7-го ВМФ для обеспечения тренировок водолазов.
18.01.1951 разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Примечания

{1} В большинстве источников[2][3][4][10] считается, что подводная лодка с заводским номером С-258 (будущая "М-19") была заложена 20.07.1933; по мнению С.С. Бережного[1] – 12.07.1933.

{2} Точный период нахождения Н.А. Старикова в должности командира подводной лодки "М-19" требует уточнения. Известно, что он являлся командиром субмарины по состоянию на 09.08.1945.

{3} По данным М.Э. Морозова[5] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 266, 298, 312, 345, 383.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 30, 32, 284.

[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.

[6] Самко Ю.Г. История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт "Российский подводный флот" – Дата обращения: 25.05.2009.

[7] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 172-173.

[8] Сайт "Музей морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.

[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.

[10] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.


Дата последнего изменения: 14.07.2009.