советский военно-морской флаг

Прочие устройства связи советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

Кроме обычной звуковой, ультразвуковой и радиосвязи, в годы Великой Отечественной войны велась разработка устройств, позволявших связаться с подводными лодками, находящимися на большой глубине или расстоянии. Речь идет о так называемой аппаратуре «Вьюн», «Сазан» и «Налим».

Аппаратура «Вьюн» предназначалась для вызова глубоко погрузившейся подлодки на перископную глубину для срочного сеанса связи через выдвижную антенну. Конкретно она представляла собой специальные сигнальные бомбочки весом по 3-3,5 кг, которые сбрасывались с самолёта в пределах позиции лодки. Сначала сбрасывалась бомбочка, означавшая «внимание», затем два раза следовал основной сигнал. Он производился взрывами четырех бомбочек через заранее установленные интервалы. Для того чтобы сбрасывать их через эти самые интервалы, на самолёте имелась специальная аппаратура. Считалось, что лодка сможет услышать подобного рода вызовы при помощи шумопеленгаторов на дистанции до 45 миль.

Производство бомбочек началось в 09.1944, а в 02.1945 на Северном флоте произвели их испытания. Они закончились полным провалом – ни на одной лодке ни разу не удалось принять сигнал уверенно (услышать все четыре взрыва). Связисты винили во всём подводников, а те изначально весьма скептически относились к этой идее – мало ли сколько и каких отдалённых взрывов им приходится слышать за сутки нахождения на позиции в боевом походе. В конечном итоге решили испытать бомбочки, сбрасывая их с крана у пирса. Проведенный эксперимент показал, что примерно 50 % изделий не взрывается. Тому виной были и плохой взрыватель, и низкое качество взрывчатки. Несмотря на это, в 04.1945 специальным постановлением ГКО СССР ставилась задача по изготовлению бомбочек в количестве 30 000 штук и объявлялся новый срок и место испытаний – Краснознамённый Балтийский флот в 06.1945. Результат этих испытаний неизвестен, но по крайней мере до конца 1945 года систему на вооружение не приняли.

Две другие системы обеспечивали связь погружённой подводной лодки с надводным кораблём (аппаратура «Сазан») или между двумя субмаринами (аппаратура «Налим»). Обе они имели в своей основе использование специальных сигнальных буев, которые после сбрасывания или выстреливания через торпедный аппарат в течение определённого времени передавали ультразвуковую кодограмму ёмкостью до 800 условных фраз. Первые испытания системы «Сазан» проводились в 10.1944 на Ладожском озере, повторные – на Балтике с 20.06.1945 по 20.07.1945. Приказ о государственных испытаниях аппаратуры «Налим» народный комиссар ВМФ СССР Кузнецов Н. Г. подписал 24.08.1945. Их следовало провести на Тихом океане, где официально еще не закончилась война с Японией. В любом случае на подводные лодки в период войны ни одна из этих систем попасть не успела.


Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

Дата последнего изменения: 28.02.2018.

Комментарии

Комментариев пока нет.