военно-морской флаг Великобритании

Подводные минные заградители
типа "Kalev"

военно-морской флаг Великобритании

Часть 2. Описание конструкции

Схема подводного минного заградителя "Лембит"
Схема подводного минного заградителя "Лембит" [6]
1 – кормовой отсек; 2 – дизель-электромоторный отсек; 3 – прочная шахта артустановки; 4 – прочная шахта для артрасчета; 5 – прочная рубка; 6 – центральный пост; 7 – жилой, аккумуляторный отсек; 8 – торпедный отсек; 9 – торпедный аппарат; 10 – запасная торпеда; 11 – аккумуляторная батарея; 12 – дизель; 13 – гребной электродвигатель; 14 – минная шахта; 15 – мина.

Корпус

Архитектурный тип лодки: полуторакорпусная с булевыми цистернами, конструкции корпуса соединялись клёпкой. Прочный корпус длиной 46,4 метров{1} расположен между 16½ и 107 шпангоутами, носовая и кормовая оконечности имеют коническую форму. Сечения прочного корпуса – круговой формы (максимальный диаметр без обшивки – 4,2 метра{1}). Прочный корпус набран из стальных листов (толщина в средней части составляет 16 мм, в оконечностях – 12 мм) на 120 шпангоутах. Шпангоуты расположены внутри корпуса, имеют нумерацию с носа и сделаны из швеллеров. Концевые переборки прочного корпуса – плоские. Четыре прочные переборки (также плоские), расположенные на 41, 55, 75 и 94 шпангоутах, делят корпус на пять отсеков общим объёмом 530 м3. Переборочные двери – овальной формы. I, III и V отсеки оборудованы как отсеки-убежища, их переборки рассчитаны на давление 5,3 атм. Прочная рубка, размещённая между 58 и 62 шпангоутами, имеет цилиндрическую форму. Далее в ограждении рубки помещались спасательная камера, используемая также для выхода артиллерийского расчёта (63 – 66 шпангоуты), и прочная шахта для "скрывающейся" артиллерийской установки (69 – 71 шпангоуты).

Схема габаритных размеров подводной лодки "Лембит"
Схема габаритных размеров подводной лодки "Лембит" (с подлинного рисунка) [2]
I – кормовая цистерна главного балласта; II – кормовая дифферентная цистерна; III – кормовая палубная цистерна; IV – масляная система; V – цистерны пресной воды; VI – артпогреб; VII – носовая дифферентная цистерна; VIII – носовая цистерна главного балласта; IX – носовая палубная цистерна.
Поперечный разрез подводной лодки "Лембит"
Поперечный разрез
подводной лодки "Лембит" [2]

Внутри прочного корпуса располагались цистерны: торпедозаместительная (25 – 30 шпангоуты), топливные (№№ 1-3 между 30 и 41 шпангоутами и №№ 4-7 между 80 и 94 шпангоутами), пресной питьевой воды (57 – 64½ и 70½ – 75 шпангоуты), масляная (75 – 80 шпангоуты). Основная часть цистерн главного балласта находилась в булях круговой формы. В средней их части установлены минные шахты (группами по две и по три). В средней части булей выгорожены бортовые уравнительные цистерны и цистерны быстрого погружения (друг под другом по вертикали). Интересно отметить, что первоначально уравнительных цистерн не предусматривалось и вывеску подлодки планировалось осуществлять, только задействуя дифферентные цистерны. Лишь по опыту эксплуатации в эстонском флоте это признали неправильным и создали уравнительные цистерны за счет отделения части объема цистерн быстрого погружения. Носовая (форштевень – 17 шпангоут) и кормовая (107 шпангоут – ахтерштевень) части легкого корпуса выполнены проницаемыми для воды. Там же расположены цистерны главного балласта и дифферентные, соответственно. Конструкция лёгкого корпуса для плавания в ледовых условиях усилена в районе ватерлинии.

Надстройка простиралась от носовой оконечности до 108 шпангоута. С левого борта находился клюз надводного якоря, форма которого соответствовала форме надводного якоря Холла. В надстройке располагались две палубные цистерны плавучести. На верхней палубе, там, где это необходимо (в районе шпиля, торпедопогрузочного люка, шлюпки и т.д.), поставлены откидные листы, выполненные на шарнирах и закрывающиеся при помощи задраек.

Киль коробчатого сечения устанавливался в средней части для усиления продольной прочности корпуса лодки, а также для постановки подводной лодки на кильблоки при доковании. Обоим концам киля придавалась обтекаемая форма.

В целях уменьшения сопротивления воды при подводном ходе прочная рубка, а также спасательная камера и шахта артиллерийской установки имели общее легкое ограждение, которое одновременно служило ограждением для двух шахт лодочной вентиляции, тумб обоих перископов и вводов радиоантенн. Ограждение рубки располагалось между 55 и 75 шпангоутами. Палуба ограждения находилась на уровне комингса рубочного люка и люка спасательной камеры, служа ходовым мостиком при надводном плавании. Установленные там магнитный компас и пост управления вертикальным рулем имели фальшборт и защитный козырек. По бортам козырька предусматривались стеклянные иллюминаторы. В корму от рубки в ограждении находился надводный камбуз, оборудование которого к моменту передачи лодок советскому флоту было демонтировано. По бортам ограждения в носовой части располагались ходовые огни, а в кормовой – гакобортный огонь.

Назначение отсеков

Торпедный отсек подводной лодки "Lembit", 1937 год
Торпедный отсек. "Lembit", 1937 год [3]

I отсек являлся торпедным. В нём находились торпедные аппараты с запасными торпедами; торпедо-погрузочные и перезарядные устройства; пост торпедной стрельбы и аварийного управления носовыми горизонтальными рулями. Кроме этого, имелись койки и рундуки для 16 человек, в советском флоте дополнительно использовали подвесные койки (по советским штатам экипаж увеличился, поэтому всем категориям личного состава пришлось потесниться). I отсек являлся убежищем, выдерживавшим давление до 5,3 атм, и обеспечивал выход под водой по два человека через каждый торпедный аппарат и тубус аварийного люка. Из отсека выпускался носовой сигнально-телефонный буй.

Офицерская кают-компания подводной лодки "Lembit", 1937 год
Офицерский отсек. "Lembit", 1937 год [3]

II отсек – офицерский. Отделанный красным деревом с гардинами у диванов и ковром на палубе, он служил местом отдыха и кают-компанией для офицеров. Здесь находилась каюта командира и четыре дивана (в 1941 году добавили две верхние койки), умывальник и туалет (на подводной лодке "Лембит" с 1943 года туалет не работал ввиду установки шумопеленгаторной станции "Марс-12"). Под настилом палубы находилась первая группа аккумуляторных батарей (60 элементов) и артиллерийский погреб.

Центральный пост подводной лодки "Lembit", 1937 год
Центральный пост. "Lembit", 1937 год [3]

III отсек – центральный пост. Здесь находилась рубка радиста и акустика (последняя существовала на подводной лодке "Лембит" до 1942 года); камбуз и четыре койки для радистов и акустиков. Под палубным настилом находилась вторая группа аккумуляторных батарей (60 штук), компрессор сжатого воздуха (275 атм) и пост постановки мин. За прочным корпусом, по бортам в булях размещались побортно по пять минных шахт. Этот отсек также являлся убежищем, выдерживавшим давление 5,3 атм и обеспечивавшим спасение личного состава II, III и IV отсеков через две шахты выхода на мостик, одновременно являвшимися шлюзами.

Электромеханический отсек подводной лодки "Lembit", 1936 год
Электромеханический отсек. "Lembit", 1936 год [3]

IV отсек – моторный (электромеханический). Здесь размещались два шестицилиндровых четырёхтактных дизеля фирмы "Vickers-Armstrong's Limited" и две электростанции с электромоторами-генераторами "Metropolitan Vickers Electrical Company".

V отсек – компрессорный (или старшинский). Также был отделан красным деревом, гардины закрывали умывальник, туалет, диваны и койки восьми старших специалистов. Служил местом отдыха и кают-компанией старшин команд. Здесь же имелось аварийное управление рулями и компрессор сжатого воздуха (275 атм). Это ещё один отсек-убежище, выдерживавший давление 5,3 атм{2} и обеспечивавший выход под водой через тубус аварийного люка. Из отсека могла поддерживаться связь по кормовому сигнально-телефонному бую.

Общекорабельные системы и устройства

Для заполнения цистерн главного балласта, двух дифферентных и двух уравнительных цистерн служили трубопроводы, кингстоны и клапаны вентиляции с гидравлическими приводами, управляемые манипуляторами из центрального поста и концевых отсеков, а также ручными приводами.

Дифферентная система служила для приведения лодки в подводном положении к заданной величине дифферента и глубины. Пользуясь этой системой, можно было производить заполнение дифферентных и уравнительных цистерн; перекачивание воды турбонасосом или перегонку воды воздухом среднего давления из одной дифферентной цистерны в другую, перекачивание воды из любой дифферентной цистерны в уравнительную и обратно, а также их осушение. Уравнительные цистерны приходилось использовать в качестве балластных, что сильно затрудняло дифферентовку лодки.

Для всплытия служила система, состоявшая из воздухопроводов высокого (аварийное продувание) и низкого давления с арматурой из красной меди. Продувание главного балласта могло осуществляться как непосредственно воздухом высокого давления через магистрали высокого давления, так и через трубопровод низкого давления, а также воздухом низкого давления, получаемым от компрессоров. Время заполнения цистерн главного балласта – 45 секунд, время их продувания воздухом высокого давления – 2 минуты, воздухом низкого давления – 11 минут.

Воздух высокого давления на лодке предназначался для продувания балластных цистерн, создания противодавления в отсеках, пуска дизелей. Весь запас воздуха высокого давления на подводной лодке равнялся 3400 литрам при давлении в 200 атмосфер и размещался в девяти группах баллонов. Группы распределялись следующим образом; I отсек – 2 группы, II – 3 группы, в III и IV отсеках – по одной группе, в V – 2 группы. Для пополнения запаса воздуха на лодке было установлено два компрессора высокого давления фирмы "Recwell"{3}. Производительность каждого компрессора 3,7 л/мин при давлении 245 атмосфер (4 л/мин при давлении 225 атмосфер). Для привода компрессоров использовался электромотор, также обслуживавший компрессоры низкого давления.

Воздухопровод низкого давления обслуживал цистерны главного балласта, подводные гальюны, торпедные аппараты, пневматические инструменты в отсеках. Воздухопровод собирался из труб красной меди с бронзовой арматурой. Источником воздуха низкого давления служили компрессоры ротативного типа с характеристиками: производительность 12,75 м3/мин, давление 0,75-1 атм.

Осушительная система состояла из двух центробежных насосов производительностью 10 т/ч при давлении водяного столба 75 метров. {4} При параллельном соединении они могли достигать противодавления 13,7 метров. Эти насосы также обслуживали дифферентовочную систему.

Пост управления горизонтальными рулями подводной лодки "Lembit", 1937 год
Пост управления горизонтальными рулями.
"Lembit", центральный пост, 1937 год [3]

Для управления лодкой по курсу и глубине служили вертикальный руль и две пары горизонтальных рулей – носовые и кормовые. Вертикальный руль – полубалансирного типа. Горизонтальные рули – балансирные, носовые – заваливающиеся в надводном положении. Привод рулей – гидравлический. Ручное управление осуществлялось из центрального поста. Через верхнюю часть носовых горизонтальных рулей проведены тросовые сетевые отводы.

"Kalev" и "Lembit" отличало использование развитой системы гидравлики. Она использовалась для открывания кингстонов и клапанов вентиляции цистерн главного балласта, управления вертикальным и горизонтальными рулями, подъёма и опускания перископов, открывания передних крышек торпедных аппаратов, сброса мин, подъема и складывания радиомачт, открытия крышки орудийной шахты. Развитая система гидравлических аккумуляторов обеспечивала высокую гибкость и живучесть системы, позволяя при необходимости отключать главный гидронасос на время до получаса. При необходимости ремонта отдельных секций они могли быть выключены из общей системы. Плюсами гидравлических приводов являлись бесшумность работы и значительная экономия электроэнергии в подводном положении. Гидравлическая система занимала внутри прочного корпуса меньший объём, чем электрическая.

На лодке имелся надводный якорь системы Холла, выбираемый шпилем с электроприводом. В I, III и V отсеках хранились буйки с буйрепами длиной по 60 метров с мусингами и системой продувания цистерн главного балласта водолазами. Имелось пять отечественных и четыре британских огнетушителя.

Энергетическая установка

Дизель подводной лодки типа "Kalev"
Дизель подводной лодки типа "Kalev" [3]

Главные дизели – фирмы "Vickers-Armstrong's Limited", реверсивные, шестицилиндровые, бескомпрессорные. От отечественных дизелей их отличали отсутствие регулятора числа оборотов, автономная установка топливного, масляного и водяного насосов, причем топливо подается к насосу под давлением замещающей системы или от сепараторов (установлено два сепаратора с шестеренчатыми насосами производительностью 4,54 л/мин), подача воды и масла осуществляется комбинированным центробежным водо-масляным насосом. Запретных зон по крутильным колебаниям двигатель не имеет. Отвод отработанных газов осуществлялся с помощью глушителя. Для предотвращения искрения в глушители вставлены перфорированные цилиндры. Захлопки установлены в конце глушителя и имеют резиновое уплотнение, погружаемое в открытом положении в ванну с водой.

Изначально общий запас топлива составлял 22,35 тонны. Балластные цистерны в качестве топливных использовать не предполагалось, что положительно сказывалось на скрытности лодки. Впоследствии в ходе ремонта в 1942 году булевые цистерны переоборудовали под топливо, что увеличило его общий запас до 30,7 тонн. Запас пресной воды не превышал 2,9 тонн (III отсек); после реконструкции он возрос до 6 тонн.{5}

Пост управления электромоторами подводной лодки "Lembit"
Пост управления электромоторами.
"Lembit", электромеханический отсек, 1937 год [3]

Главные электромоторы "Metropolitan Vickers Electrical Company" имели мощность 395 л.с.{6} при 417 об/мин. Для соединения дизеля с электромотором и электромотора с гребным валом использованы кулачковые муфты с ручным приводом. Подключение гребных электродвигателей производилось через расположенную в центральном посту станцию параллельно-последовательного включения групп, затем на главные станции гребных электромоторов обоих бортов. При необходимости каждый двигатель мог запитываться от станции противоположного борта, для чего имелся запасной кабель. Главные гребные электродвигатели служили для следующих целей: работа на винт и в качестве генераторов на зарядку аккумуляторной батареи.

Аккумуляторная батарея расположена в двух герметических изолированных ямах в трюмах II отсека и центрального поста (по 60 элементов в каждой, в 9 рядов по 7 элементов в каждом). Причем для обслуживания аккумуляторов 2-й, 5-й и 8-й ряды имели на один элемент меньше ("пропущенное место"). Аккумуляторы – трубчатого типа; соединение групп возможно как последовательное, так и параллельное. Соединение внутри групп параллельное. Для доступа предусматривались по три люка на батарею. Внутренняя поверхность ям окрашивалась антикислотной краской. Вентиляция – общеямовая, по два вытяжных электровентилятора на группу.

Каждая группа аккумуляторной батареи питала свою отсечную подстанцию, обеспечивающую работу вспомогательных механизмов и цепи освещения отсеков (I-III – от станции № 1, IV-V – от станции № 2). В аварийных ситуациях станции могли переключаться между собой. Электрические приводы использовались для шпиля, вентиляции батареи и общесудовой, трюмных, дифферентовочных и водоотливных насосов, подъема и опускания орудия, рефрижераторной установки. Указатели, ревуны, звонки и сигнализация питались от слаботочной цепи, получавшей ток от двух кислотных батарей.

Вооружение

"Kalev" и "Lembit" имели пневматические трубчатые торпедные аппараты, их внутренний диаметр – 533 мм, длина – 7,1 метров. Устанавливалась простейшая система беспузырной торпедной стрельбы с выпуском воздуха в отсек. Закрепляемые в трубе аппарата вкладыши позволяли производить стрельбу 18-дюймовыми (457-мм) британскими торпедами. Передние крышки имели гидравлический привод, задние открывались вручную и имели кремальерный запор и две дополнительных задрайки. Плоские волнорезные щиты были взаимозаменяемы. Боекомплект составлял восемь торпед (4 – в аппаратах, 4 – на стеллажах в I отсеке). Время перезарядки одного аппарата – 1 час, время приема боезапаса – 7 часов (4 часа – в аппараты и 3 часа – на стеллажи).

Центральный пост эстонской подводной лодки "Lembit"
Центральный пост подводной
лодки "Lembit" (конец 1930-х гг.) [7]

При инвентаризации вооружения советскими специалистами в 1940 году на эстонских складах и самих кораблях нашлось только восемь британских 21-дюймовых и три 18-дюймовых торпеды, купленных вместе с подлодками. Кроме того, нашлись 13 21-дюймовых торпед, снятых в 1939 году с польской подводной лодки "Orzeł", часть из которых была разукомплектована. Эти торпеды имели большую длину (7200 мм), чем внутренняя длина аппаратов, но эстонские инженеры приспособили их к нижним трубам за счет того, что сделали в передних крышках специальные шаровые выточки на глубину 40 мм.

Комиссия Минно-торпедного управления ВМФ, обследовавшая подлодки в 04.1941, пришла к выводу, что лодки можно вооружить не только торпедами типа 53-27 длиной 6980 мм, но и новыми типа 53-38 длиной 7200 мм. Разница между старыми и новыми торпедами была принципиальной: они имели большую массу взрывчатого вещества, скорость и дальность хода, лучшую устойчивость на глубине и курсе. К этому времени все торпеды типа 53-27 предполагалось вывести в резерв 2-й очереди и отправить на тыловые склады с последующим полным снятием с вооружения. Все корабли планировалось вооружить торпедами типа 53-38 или даже 53-38У с усиленным до 400 кг зарядом и общей длиной 7450 мм. Для эстонских подлодок последние не годились, но обычные 53-38 могли быть использованы при условии расточки передних крышек верхних аппаратов (хранить на подлодке два образца торпед считалось тактически нецелесообразным). Эти работы планировалось выполнить на подлодках в конце кампании 1941 года, после выполнения ими программы боевой подготовки.

С началом войны обе лодки были переведены в Кронштадт для окончательного решения вопроса с торпедным вооружением. Поскольку корабли требовалось отправить в боевой поход как можно скорее, от сложных работ по растачиванию передних крышек верхних аппаратов отказались. В конечном итоге приняли самое простое, но не самое лучшее решение – оснастить все аппараты курковыми зацепами и прочими приспособлениями для стрельбы торпедами типа 53-27. В кампанию 1941 года они ещё применялись, но, начиная со следующего года, единственной подводной лодкой ВМФ СССР, использовавшей данные устаревшие и неудачные по конструкции торпеды, остался "Лембит". Возможно, что это стало одной из причин срыва нескольких его торпедных атак.

Электромеханический отсек эстонской подводной лодки "Lembit"
Электромеханический отсек подводной
лодки "Lembit" (конец 1930-х гг.) [7]

Кроме торпедного вооружения эстонские подводные минные заградители "Kalev" и "Lembit" имели минное устройство британского образца, аналогичное с использовавшимся в первую мировую войну на лодках типа "L". По бортам корпуса располагались булевые цистерны, в которых находились вертикальные шахты – по пять шахт системы "Normand-Fenaux" с каждого борта – на две мины каждая. Верхняя часть шахт закрывалась откидными листами, нижние крышки отсутствовали. Для удержания мин служили стопоры с гидравлическим приводом, управление ими осуществлялось из прочного корпуса. Хранение было "мокрое", то есть шахты постоянно сообщались с забортным пространством. При постановке, после отдачи стопоров, мины выпадали из шахт под действием отрицательной плавучести. Устройство отличалось простотой и надежностью конструкции.

На вооружении эстонских лодок находились мины БГЛ, которые вместе субмаринами достались Краснознамённому Балтийскому флоту. К 01.01.1942 все мины были израсходованы, а также брошены при отступлении в Лиепае и Таллине, поэтому в 1943 году минные шахты "Лембита" начали переделывать под отечественные якорные мины ЭП. Успели переоборудовать 2 шахты, когда выяснилось, что необходимость в переделке отпала, так как по ленд-лизу стали поступать британские подлодочные мины Vickers T Mk IV.

На ограждении рубки была установлена 40-мм автоматическая артиллерийская установка "Bofors". Зенитный автомат был "скрывающийся", то есть убираемый в специальную прочную шахту при помощи электропривода с червячными винтами. Крышка шахты закрывалась гидравлическим приводом. Цикл подъема/спуска орудия занимал 60 секунд. Подача боеприпасов – ручная. Боекомплект составлял 500 патронов, в том числе 20 – в кранцах первых выстрелов. Советские моряки отметили, что в целом обслуживание пушки по сравнению артиллерийскими установками лодок отечественной постройки несколько проще, так как перед погружением не требовалось обеспечивать герметизацию канала ствола орудия и демонтировать оптические прицелы. Проблемы с эксплуатацией из-за отсутствия запасных частей и принадлежностей возникли на "Лембите" в 1944 году: после обнаружения трещины в стволе пришлось подбирать подходящий из числа трофеев, захваченных в боях с финнами на Карельском перешейке. При восстановлении субмарины в качестве корабля-музея на ней появилась отечественная 45-мм артустановка 21-КМ.

Кроме того, имелись выносные 20-мм зенитный автомат "Madsen" с боекомплектом 1000 выстрелов и ручной 7,71-мм пулемёт "Lewis" с боекомплектом 200 патронов, которые хранились во второй (артиллерийской) шахте выхода на мостик. Но в 1941 году автомат "Madsen" изъяли для формирующихся частей морской пехоты, заменив его выносным пулемётом "Максим".{7}

Мореходность и дальность плавания

Прототип эстонских субмарин "Vetehinen" по проекту должен был сохранять возможность движения 10-узловым ходом и использования оружия в надводном положении при силе ветра 6-8 баллов по шкале Бофорта. Радиус циркуляции – менее 200 метров. Видимо, "Kalev" и "Lembit" имели аналогичные характеристики, тем более, что жалоб на их мореходность со стороны советских моряков не поступало. Дальность плавания вполне удовлетворяла составителей оперативно-тактического задания, которые предполагали, что лодки смогут временно базироваться в многочисленных бухтах Эстонии и Финляндии, и поэтому не требовалось иметь излишних запасов топлива, воды и продовольствия. Однако с точки зрения советского командования, ставившего перед подводными лодками в 1942 году задачу скрытного форсирования Финского залива и продолжительных действий за его пределами, дальность плавания была недостаточной. Её удалось увеличить в результате переделки минно-балластных цистерн, что позволило "Лембиту" совершить поход продолжительностью 36 суток. В 1944-1945 гг. автономность субмарины в гораздо большей степени лимитировалась её техническим состоянием, нежели запасами топлива.

Средства наблюдения, навигации и связи

В центральном посту лодок типа "Kalev" стояли по два перископа фирмы "Barr & Stroud": командирский (увеличение – 6, возвышение – 20°, снижение – 10°) и зенитный (увеличение – 1,5, возвышение – 90°, снижение – 10°). В качестве недостатка следует отметить сильную вибрацию головок перископов на полном подводном ходу. Изначально на субмаринах имелись британские шумопеленгаторные станции, но в 1943 году на "Лембите" из-за отсутствия запасных частей к иностранному оборудованию пришлось установить отечественную станцию "Марс-12".

Навигационное оборудование включало гирокомпас "Sperry" Мk VIII mod. 23, магнитные компасы ГОН{8}, шлюпочный компас. Имелись также эхолот "Atlas Werke" и лаг Черникеева. Для связи с берегом на перископной глубине служили две заваливающиеся 10-метровые радиомачты. Их складывание производилось изнутри корпуса гидравлическим приводом.

Экипаж, автономность и обитаемость

Экипаж эстонской подводной лодки "Lembit"
Экипаж эстонской подводной лодки "Lembit" [7]

В эстонском флоте комплектация экипажа лодки состояла из пяти офицеров и 29 унтер-офицеров (сверхсрочнослужащих), а также одного матроса (кок, он же вестовой). В советском ВМФ она изменилась. 08.10.1940 нарком ВМФ утвердил штаты личного состава на бывшие прибалтийские подлодки, для "Калева" и "Лембита" – штат №4/22-А. Согласно ему, на лодках должно было служить шесть средних командиров (командир, комиссар, старший помощник, штурман, минер, механик), 17 младших командиров и 14 краснофлотцев – всего 37 человек. К 1943 году в категорию офицеров вместо комиссара ввели командира группы движения и добавили военфельдшера. Число младших командиров, напротив, сократили до пяти, зато количество краснофлотцев выросло до 26 – в сумме 38 человек. Размещался личный состав традиционно: в I отсеке – матросы, в III – старшины (там же находился и камбуз), во II – офицеры (здесь имелась отделка красным деревом, гардины у диванов и ковёр на палубе) и капитан, имевший отдельную каюту. В 1941 году во II отсек добавили две верхние койки. Умывальники и гальюны размещались в отсеках II и V.

Личный состав располагал стандартным набором индивидуальных спасательных приборов: первоначально в Эстонии аппараты Davis, впоследствии ИСА-М и легководолазные комбинезоны.

В системе регенерации воздуха первоначально для удаления углекислого газа использовался содовый раствор, также применялись перекачивание "плохого" воздуха в баллоны и выпуск кислорода из других баллонов. Затем на лодке была смонтирована стандартная советская система, включавшая отсечные регенерационные машинки ЭМРВ (7 штук с запасом патронов 500 РВ-2 и 240 РВ-3 {9}). Количество кислородных баллонов составляло пять штук объемом по 36 литров каждый при давлении газа 120 атмосфер. Продолжительность работы системы регенерации – 50 часов.

Читать дальше (Часть 3.)

Примечания

{1} По одним данным[2] прочный корпус имел длину 46,4 метров, а максимальный диаметр без обшивки – 4,2 метра; по другим данным[1] прочный корпус имел длину 46,5 метров, а диаметр – 4,25 метра.

{2} В книге А.В. Платонова[1] указано, что V отсек выдерживал давление 3,5 атм. Вероятно опечатка, поскольку остальные отсеки-убежища выдерживали 5,3 атм.

{3} По одним данным[2] на подводных лодках типа "Kalev" установливались компрессоры высокого давления фирмы "Recwell"; по другим данным[5] – "Равель".

{4} По одним сведениям[2] осушительная система подводных лодок типа "Kalev" состояла из двух центробежных насосов производительностью 10 т/ч при давлении водяного столба 75 метров; по другим данным[1] подводные лодки типа "Kalev" имели два трюмных центробежных насоса производительностью 40 т/ч при напоре 22 метров водяного столба и 10 т/ч при напоре 35 метров водяного столба.

{5} По одним данным[2] после реконструкции запас пресной воды на подводной лодке "Лембит" возрос до 6 тонн; по другим сведениям[1] – до 6,8 тонн.

{6} Согласно большинству источников[2][4][5] мощность электромоторов подводных лодок типа "Kalev" составляла 395 л.с.; по данным А.В. Платонова[1] – 385 л.с.

{7} По одним данным[2] на вооружении подводных лодок типа "Kalev" находился выносной 20-мм зенитный автомат "Madsen" с боекомплектом 1000 выстрелов, который в 1941 году был заменён на выносной пулемёт "Максим"; другие источники[1], не упоминая об автомате "Madsen", указывают, что из Швейцарии ожидалось получение 20-мм автомата "Oerlikon".

{8} По одной информации[2] навигационное оборудование эстонских подводных лодок включало магнитные компасы ГОН; по другой информации[1] – 101,6-мм магнитный компас.

{9} По одним данным[2] запас регенерационных патронов составлял 500 патронов РВ-2 и 240 – РВ-3; по другой информации[1] – 740 патронов РВ-2.

Использованные источники

[1] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 398-407.

[2] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 11-32.

[3] The Vickers Photographic Archive – Дата обращения: 06.09.2009.

[4] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 71-72.

[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 153-157.

[6] Гусев А.Н. Советские подводные лодки 1922-1945 гг.: Справочник: Ч. 2: Малые подводные лодки и подводные минные заградители. – СПб. Галея Принт, 2004. – 92 с.

[7] Сайт http://www.online.ee/~peeprada/ – Дата обращения: 14.09.2009.

Дата последнего изменения: 24.09.2009.