военно-морской флаг Великобритании

Подводные минные заградители
типа "Kalev"

военно-морской флаг Великобритании

Часть 3. Общая оценка проекта

"Kalev" и "Lembit" в период постройки
"Kalev" (на заднем плане) и "Lembit" в период постройки.
Судоверфь "Vickers-Armstrong's Limited", 1936 год. [3]

19.11.1940 вышел приказ наркома № 0871, согласно которому специалистам ВМФ предписывалось глубоко изучить конструкцию эстонских и латвийских подводных лодок. В конце месяца комиссия приступила к работе, побывала как на самих кораблях, так и в учреждениях и архивах, где собрала все относящиеся к делу документы, организовала перевод их на русский язык и беседы с бывшими офицерами флотов прибалтийских республик. В результате 22.03.1941 на имя наркома был подготовлен 69-страничный доклад, где подробно освещалась не только конструкция подлодок, но и многочисленные вопросы по тактике и организации боевой подготовки зарубежных флотов того времени. Доклад был внимательно изучен в Управлении подводного плавания ВМФ, и часть его положений отправили на флоты в качестве рекомендаций, но начавшаяся война помешала их реализовать. Главным же выводом комиссии было то, что «наличие на подлодке водоизмещением в 665 тонн указанного выше торпедного и минного вооружения позволяет считать подлодки "Лембит" и "Калев" вполне современными подлодками. Однако, необходимо отметить, что надводная максимальная скорость 13,5 узлов и глубина погружения 75 метров недостаточны и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к подлодкам».

Те, кто делал эти выводы, очевидно, оценивали ситуацию, не имея в виду условий плавания на закрытом и мелководном Балтийском театре. Зато в годы войны командование Краснознамённого Балтийского флота весьма ценило небольшой, но хорошо вооруженный "Лембит". Хотя он и уступал по автономности и боезапасу средним подводным лодкам, тем не менее, мог выставить число мин, равное намного более крупным лодкам типа "Ленинец". Для мелководной Балтики использование минного оружия было особенно актуальным. Отмечались удобство и рациональность компоновки механизмов и систем внутри прочного корпуса и по отдельным отсекам, общее высокое качество постройки корабля и изготовления механизмов. Как большой плюс оценивалось и наличие малошумной гидравлической системы приводов, в то время как лодки отечественного производства обладали "грохочущей на всё море" электросистемой.

В целом подводные минные заградители типа "Kalev" могут считаться одним из наиболее удачных проектов подлодок, находившихся на вооружении ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. Бывшие "эстонцы" полностью соответствовали условиям театра, для которого они строились. Наиболее же слабое место – некоторая слабость вооружения и комплекса средств обнаружения и целеуказания – было свойственно для всех субмарин отечественного подводного флота.

"Kalev" и "Lembit", Эстония, 1938 год
Подводные минные заградители "Kalev" и "Lembit". Эстония, 1938 год. [3]

Читать дальше (Часть 4.)

Использованные источники

[1] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Англичане" в Красном флоте. Подводные лодки британской постройки в составе КБФ. // Морская коллекция. – 2008. – № 10. – С. 11-32.

[2] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 153-157.

[3] Цусимские форумы – Дата обращения: 24.09.2009.


Дата последнего изменения: 24.09.2009.