Парогазовая торпеда 53-38

 

В 1935 – 1936 осуществлялись попытки разработать новую торпеду 53-36 калибра 533,4 мм для замены торпед 53-27. Однако созданные Остехбюро торпеды Д-4, Д-5 и Д-6 оказались неудовлетворительными по своим эксплуатационным характеристикам и в серию не пошли. Разработку торпеды 53-36 прекратили и пошли по пути копирования, приняв в 5.1939 на вооружение новую торпеду 53-38, являвшуюся адаптированной к возможностям отечественной промышленности копией торпеды 53-Ф, выпускаемой заводом Уайтхеда в Фиуме. В отличие от 4-режимного прототипа, торпеда имела три режима хода, а короткий срок ее "переработки" обусловил наличие ряда недостатков, которые в основном в течение 1939 – 1941 устранили. Но ряд конструктивных недоработок фиумской торпеды, проявившихся в ходе пристрелки на пристрелочной станции и эксплуатации торпед 53-38 на флотах, пришлось устранять уже в ходе войны. В 1939 вес заряда торпеды 53-38 увеличили до 400 кг без изменения скорости и дальности хода. Эта модификация торпеды получила обозначение 53-38У.

К началу войны личный состав хорошо освоил эксплуатацию торпед 53-38, и она стала самой массовой советской торпедой Великой Отечественной войны. Часть торпед использовалась с неконтактным взрывателем НВС. Всего подводники трех европейских флотов выпустили не менее 1471 торпеды 53-38, из которых не менее 124 (8,4%) попали в цель, правда пять не взорвались. А всего по разным причинам, в том числе по вине неконтактного взрывателя, отказало не менее 43 торпед.

 

Тактико-технические данные торпед 53-38:

Образец

53-38

53-38У

Калибр, мм

533

533

Длина, мм

7200

7450

Общий вес, кг

1615

1725

Вес заряда, кг

300

400

Дальность хода, м

при скорости хода, уз

и мощности двигателя, л.с.

4000

44,5

318

8000

34,5

160

10000

30,5

112

4000

44,5

318

8000

34,5

160

10000

30,5

112

Глубина хода, м

0,5-14

0,5-14

Давление ВВД, атм

190

190

Примечания:

1. Торпеды 53-38 – двухрежимные, то есть на базе может быть установлен режим 4000 и 8000 м или 4000 и 10000 м.

2. Торпеда 53-38У могла применяться с неконтактным взрывателем, но вес взрывчатого вещества при этом составлял 370 кг.

Использованные источники:

[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

Транспортировка торпед 53-38 к месту погрузки на подводную лодку.

Фото из книги А.В. Платонова "Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945."

 

Продольный разрез парогазовой торпеды 53-38:

1 – взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 – инерционные взрыватели с запальными стаканами;

3 – воздушный резервуар; 4 – водяной отсек; 5 – масляный баллон; 6 – керосиновый баллон;

7 – гидростатический аппарат; 8 – подогревательный аппарат; 9 – цилиндр главной машины; 10 – рулевая машина;

11 – шатунно-кривошипный и распределительный механизмы главной машины, заключенные в картер;

12 – прибор Орби; 13 – хвостовая часть с двумя винтами, рулями глубины и направления.

Схема из книги А.В. Платонова "Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945."

 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ