советский военно-морской флаг

Магнитные компасы советских подводных лодок

советский военно-морской флаг

В 1920-1930 гг. продолжалось усовершенствование магнитных компасов. Проблеме создания картушек с рациональной системой стрелок компаса, обеспечивавшей как отсутствие девиаций{1} высших порядков, так и высокие механические свойства, в отечественном флоте уделялось первостепенное внимание. Поэтому советские магнитные компасы зачастую выгодно отличались от полученных по ленд-лизу и трофейных.

Схема 127-мм магнитного компаса
Схема 127-мм магнитного компаса: [1]
1 – котелок; 2 – поддерживающая
жидкость (водка 40°);
3 – картушка с магнитным элементом;
4 – съёмный пеленгатор

На подводных лодках довоенной постройки устанавливался такой же, как на надводных кораблях, 127-мм магнитный компас с девиационным прибором. Он размещался внутри прочного корпуса. На лодке имелись специальные приборы для девиационных работ (дефлектор Де-Колонга, наклонная картушка, креновой котелок и т.п.), позволявшие производить береговые наблюдения, уничтожать в подводном положении полукруговую и креновую девиации, а также определять четыре (из пяти) коэффициента остаточной девиации, не наблюдая самих девиаций, то есть без использования эталонного направления меридиана. Естественно, возможность уничтожения и определения девиации по сличению с гирокомпасом в подводном положении также имелась. Кроме этого, под водой можно было производить мелкий ремонт прибора (замена шпильки, удаление пузырька воздуха).

В 1938 году на Заводе мореходных инструментов (Ленинград) специально для подводных лодок был разработан ГОН (герметичный оптический нактоуз) – дистанционный магнитный компас в герметическом нактоузе{2} с оптической передачей показаний в боевую рубку. В этом приборе магнитный узел (котелок, девиационный прибор, мягкое железо) был вынесен из прочного корпуса на мостик, что несколько улучшало магнитные условия его работы. Котелок компаса, заполненный прозрачной жидкостью, имел прозрачные крышки и дно. Он был размещён в верхней части вертикального колена трубы герметичного нактоуза, находящегося вне боевой рубки субмарины. Горизонтальное колено трубы вводилось через уплотнённое отверстие в передней стенке рубки в её внутренний объём. На торце горизонтального колена были размещены источник света (сменная лампа накаливания) и матовый экран. Световой поток, собранный в параллельный пучок с помощью конденсора, был направлен вдоль горизонтального колена трубы внутрь её полости, затем, с помощью призмы, вдоль полости вертикального колена вверх. После этого направление потока было изменено на обратное с помощью крышеобразной призмы, и поток проходил через прозрачные элементы котелка компаса сверху вниз. В поле зрения оптической системы находился сектор картушки в 65° с ценой деления в 1°. Изображение сектора шкалы передавалось по вертикальному колену световым потоком, падающим на вторую призму, преломляющую поток в направлении горизонтального колена. Затем изображение увеличивалось с коэффициентом 2,7 линзовой оптической системой и проецировалось на матовый экран.

Управление рулем по ГОН могло осуществляться не только из боевой рубки, но и с мостика. Прибор практически не требовал никакого обслуживания. Методика использования этого компаса штурманом, то есть учёт остаточной девиации и склонения, осталась прежней (вручную). Определение остаточной девиации производилось как в надводном, так и в подводном положении по сличению с гирокомпасом, уничтожение девиации – только в надводном. Как и 127-мм магнитный компас, ГОН не имел компенсирующих устройств для уничтожения электромагнитной девиации, так как на лодках отсутствовали обмотки размагничивающих устройств.

Оба типа магнитных компасов у подводников популярностью не пользовались и считались резервными приборами, к которым прибегали только в случае отказа основного курсоуказателя – гирокомпаса. Такое отношение не было случайным, так как в их конструкции и размещении на подводных лодках имелся ряд недоработок. На некоторых субмаринах главный магнитный компас был установлен рядом с 45-мм артиллерийской установкой 21-К: при изменении угла возвышения орудия до 80° показания компаса отклонялись на 30°. В неудовлетворительных магнитных условиях находились и рубочные компасы. Магнитные компасы типа ГОН на всех подводных лодках были установлены таким образом, что пеленгаторное устройство находилось ниже среза ограждения рубки, поэтому использовать его для пеленгования было невозможно.

Условия войны потребовали изучения приёмов и методов упрощённой работы по уничтожению девиации и определению остаточных поправок, а также соответствующей подготовки штурманов. Основной сложностью в эксплуатации магнитных компасов являлось изменение их девиации за время боевого похода (15-20 суток) на 10-15°, резкое изменение девиации после бомбежек глубинными бомбами и неустойчивые показания при зарядке аккумуляторной батареи подлодки. Поэтому магнитный компас требовал регулярного уничтожения девиации. Подчас элементы геометрической оптики ГОН не выдерживали ударных перегрузок от взрывов глубинных бомб, после бомбометания и взрывных контузий компас мог давать погрешность до 35-50°, что также не повышало доверия к нему. Кроме того, из-за конструктивных недостатков при движении в подводном положении оптическая система компасов типа ГОН сильно запотевала, и изображение картушки в боевой рубке представляло собой матовый круг без оцифровки. Впрочем, история знает примеры успешного возвращения в базу по магнитному компасу после боевых повреждений, а подводная лодка «Д-3» из-за неисправности гирокомпаса весь 5-й боевой поход (22.11.1941 – 15.12.1941) патрулировала только по данным ГОН. Как обычно, всё зависело от квалификации личного состава, в руках которого самые ненадежные приборы могли превращаться в дееспособные и наоборот.

Котелок 127-мм магнитного компаса системы ГУ Пеленгатор 127-мм магнитного компаса
Котелок 127-мм магнитного компаса системы ГУ: [6]
1 – отражатель света; 2 – шпилька; 3 – магнитные стрелки;
4 – курсовая черта; 5 – карданное кольцо; 6 – цапфа;
7 – картушка; 8 – топка; 9 – поплавок; 10 – стекло;
11 – азимутальный круг; 12 – резиновая прокладка;
13 – верхняя камера; 14 – нижняя камера; 15 – диафрагма;
16 – световое окно; 17 – кольцо для вытаскивания патрона;
18 – патрон; 19 – электрическая лампочка
Пеленгатор 127-мм магнитного компаса: [6]
1 – стойка для проворачивания пеленгатора; 2 – индекс;
3 – чашка пеленгатора; 4 – откидное зеркало; 5 – пеленгаторная нитка;
6 – предметная мишень; 7 – глазная мишень; 8 – откидной щиток;
9 – щель для дневного пеленгования; 10 – призма,
11 – откидной щиток призмы; 12 – винтики, крепящие оправу призмы;
13 – цветные стекла; 14 – лапки

Примечания

{1} Девиация магнитного компаса – это отклонение чувствительного элемента компаса от плоскости меридиана под воздействием внешних сил (инерции, намагничивания железа и т.д.).[1]

{2} Нактоуз – это устройство для установки корабельного компаса на необходимой высоте и размещения компенсаторов девиации, вспомогательных и регулируемых устройств.[1]

Использованные источники

[1] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[2] Сайт ОАО «Штурманские приборы».

[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

[4] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[5] Борцов А. С. Развитие навигационно-гидрографического обеспечения боевой деятельности отечественных подводных лодок в период 1914 – 1945 гг. – Сайт «Штурманская книжка» – Дата обращения: 14.11.2012.

[6] Карлов Б. И., Певзнер В. А., Слепенков П. П. Учебник судоводителя любителя (Управление маломерными судами). – М.: Издательство ДОСААФ, 1972.

Дата последнего изменения: 15.03.2023.

Комментарии

Комментариев пока нет.