советский военно-морской флаг

Большие подводные лодки типа «Правда» IV серии

(проектирование и строительство)
советский военно-морской флаг

Часть 1. Проектирование и строительство

В середине 1930 года репресированный инженер Асафов А. Н., работавший в «Остехбюро» (в 30-е годы оно находилось в ведении Экономического управления при полномочном представителе ОГПУ в Ленинградском военном округе), выдвинул идею создания эскадренной подводной лодки. Она предназначалась для ведения морского боя совместно с эскадрой надводных артиллерийских кораблей, а также для противодесантных действий.

Эскизный проект эскадренной двухкорпусной подводной лодки IV серии предусматривал установку на ней двух 130-мм орудий в башнях, 37-мм зенитного автомата и увеличение надводной скорости до 23-24 уз, что соответствовало полной скорости находившихся в строю линейных кораблей. Дальность плавания надводной скоростью 11 уз должна была составлять 9650 миль, дальность плавания той же скоростью под водой – 23 мили. Торпедное вооружение оставалось таким же, как у средних подводных лодок типа «Щука»: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, всего на борту 10 торпед.

11.10.1930 после рассмотрения в Управлении Военно-морских сил РККА проект эскадренной подводной лодки IV серии был одобрен начальником ВМС РККА Муклевичем Р. А. и 23.11.1930 по его представлению утверждён Реввоенсоветом СССР.

Из-за неясности в вопросе размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним разработка общего проекта задержалась. Тем не менее, в середине 01.1931 началось изготовление рабочих чертежей, в ходе чего возникли серьёзные разногласия между автором проекта и многими специалистами подводного плавания. Для достижения большой надводной скорости Асафов постарался придать подводной лодке обводы эскадренного миноносца – наиболее быстроходного в то время из надводных кораблей. Но для миноносцев характерны абсолютно не свойственные субмаринам отношения длины к ширине и ширины к осадке.

Автор проекта считал, что для улучшения мореходных качеств подводной лодки, которой предстоит действовать совместно с надводными кораблями, следует значительно уменьшить её осадку. Поэтому запас плавучести подводной лодки оказался необычным – 92 процента. Но это резко увеличило её массу и затруднило процесс погружения и всплытия. Субмарина получила чрезвычайно высокий надводный борт. Между тем артиллерия продолжала оставаться одним из главных средств борьбы с подводными лодками, а способность их к быстрому погружению являлась важнейшим тактическим элементом.

Складывалось впечатление, что прообразом проекта Асафова, по сути дела, послужил незавершённый Бубновым И. Г. проект подводной лодки водоизмещением 950 тонн (1914 год), забракованный в своё время. При этом Асафов А. Н. не только не увеличил водоизмещение предложенной им подводной лодки по сравнению с прототипом, но, наоборот, несколько уменьшил его. Избранная им глубина погружения (50-60 метров), к тому времени превзойдённая почти вдвое на подводных лодках советской постройки, при длине лодки IV серии 90 метров очень затрудняла маневрирование под водой. Более того, даже такая ограниченная глубина погружения не была обеспечена расчётами прочности.

Часть 2. Описание конструкции


Использованные источники

[1] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

Дата последнего изменения: 15.10.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.