советский военно-морской флаг

Большие подводные лодки типа «Правда» IV серии

(системы и устройства)
советский военно-морской флаг

Часть 3. Системы и устройства

Продольный разрез и план по палубе подводной лодки IV серии (1936 год)
Продольный разрез и план по палубе подводной лодки IV серии (1936 год) [1]
Копия подлинного чертежа (ЦВММ)

Энергетическая установка

Подводные лодки IV серии имели классическую дизель-электрическую энергоустановку. Для надводного хода устанавливались два дизеля M10V49/48 мощностью по 2700 л.с. при 465 об./мин. На отечественных подлодках впервые применялись столь мощные двигатели. Дизели поставлялись германской фирмой «MAN» (Аугсбург) и отличались относительно малым для того времени удельным весом (около 13 кг/л.с.). Стоимость – 500 тыс. руб. за штуку. Изготовление двигателей фирма начала в конце 1931 года, первый двигатель был закончен в середине 1934 года. Это обстоятельство было одной из причин задержки вступления «правд» в строй. Двигатели десятицилиндровые, четырёхтактные бескомпрессорные. Реверс осуществлялся посредством перемещения распределительного вала, имеющего два комплекта шайб (для переднего и заднего хода). Пост управления двигателем находится в его носовой части. Кроме обрыва связей между фундаментной рамой, станиной и блоком цилиндров, двигатель имел значительную зону крутильных колебаний. Фирма, зная о возможности проявления этого дефекта, предусматривала установку ртутного демпфера, с которым и проводила стендовые испытания двигателей. Однако демпферы в комплект поставки в СССР не входили, и от их изготовления под предлогом дефицита ртути фирма уклонилась.

Наибольший расход соляра: на экономическом ходу – 175 кг/ч, на полном ходу – 772 кг/ч. Расход соляра на милю: на экономическом ходу – 16 кг, на полном ходу – 42 кг.

Для движения лодок IV серии под водой использовались одноякорные электромоторы ПГ-21{1} с якорями равной мощности, по одному на каждом гребном валу. Реверс мотора на головной субмарине осуществлялся путём изменения направления тока в шунтовой обмотке, а на остальных – путём изменения направления тока в обмотках якорей.

Движители – два трёхлопастных гребных винта диаметром 1830 мм, шаг винта – 1810 мм. Их форма несколько раз изменялась в процессе эксплуатации подводных лодок.

Аккумуляторная батарея отечественного производства, состоявшая из двух групп по 112 элементов «ЭК», была установлена под настилами II-го и III-го отсеков под щитами по образцу «ленинцев».{2} Соединение групп – параллельное. Скорость хода регулировалась различными вариантами подключения электромоторов и групп (полугрупп) батареи. Вентиляция – общеямовая. В различных режимах аккумуляторная батарея могла работать: 1,85 ч (разрядный ток – 2200 А, ёмкость батареи – 4070 А·ч), 3 часа (разрядный ток – 1400 А, ёмкость – 4200 А·ч), 10 часов (разрядный ток – 590 А, ёмкость – 5900 А·ч), 28 часов (разрядный ток – 250 А, ёмкость – 7000 А·ч). Время зарядки своими дизелями – 13,5 часов (без учёта времени на доливку аккумуляторов).

Средства наблюдения, обнаружения и целеуказания

Перископное устройство подводной лодки IV серии (1936 год)
Перископное устройство эскадренной
подводной лодки IV серии (1936 год) [1]
Копия подлинного чертежа (ЦВММ)

Субмарины IV серии имели по два перископа. Командирский перископ OG-9{3} фирмы «Officine Galileo» имел длину 9 метров, зенитный (также итальянского производства) именовался D-8{4} и имел длину 8 метров. В остальном перископы были аналогичны тем, которые чуть позже начали выпускаться на советских заводах.

В нижней части носовой оконечности «правд» располагались 16 приёмников шумопеленгатора «Марс-ДМ-1», отличавшегося плохой слышимостью и надёжностью. Позднее, в период капитального ремонта 1937–1939 гг., на «П-3» и, возможно, на «П-1» он был заменён на шумопеленгатор «Марс-16»{5}, характеристики которого также были не выдающимися.

Навигационное оборудование {6}

На подводных лодках IV серии устанавливались следующие штурманские приборы:
– гирокомпас ГУ-МI модель 1;
– магнитный 127-мм компас ГУ;
– лаги электромеханические ;
– магнитострикционный эхолот ЗШП.

Средства связи

Из состава систем радиовооружения флота «Блокада-1» и «Блокада-2» на «правды» устанавливалась следующая приёмо-передающая аппаратура:
– длинноволновый передатчик «Шквал» мощностью 500 Вт (позднее заменён на «Окунь»);
– коротковолновый передатчик «Мираж» (позднее заменён на «Щука»);
– приёмник ДВ-диапазона «Дозор»;
– регенеративный приёмник КВ-диапазона «Метель»;
– УКВ-приёмник.

Лодки располагали двумя отдельными антеннами для длинных и коротких волн.

Кроме того, субмарины IV серии оснащались станциями звукоподводной связи «Сириус».

Схема радиосети и леерного устройства подводной лодки IV серии (1933 год)
Схема радиосети и леерного устройства подводной лодки IV серии (1933 год) [1]
Копия подлинного чертежа (ЦВММ)

Торпедное вооружение

Основным оружием субмарин IV серии являлись шесть 533-мм торпедных аппаратов: 4 носовых и 2 кормовых. Они являлись «улучшенной» версией аппаратов английской подводной лодки «L-55», которые начали устанавливать на всех советских субмаринах, начиная с III серии. Конструкцию торпедных аппаратов в целях экономии цветных металлов немного «рационализировали», что отрицательно сказалось на их надёжности. Использовалась традиционная схема стрельбы сжатым воздухом (согласно документам – «характер стрельбы пузырный»): на стальной трубе располагались боевой баллон с запасом сжатого воздуха, боевой и ординарный клапаны, приводы открывания и закрывания передней крышки аппарата. Для носовых торпедных аппаратов имелись 4 запасные торпеды, которые хранились на стеллажах в I-м отсеке. Система беспузырной торпедной стрельбы (БТС) ни на одной из лодок не устанавливалась. Аппараты были оборудованы для стрельбы торпедами типа 53-27Л. Теоретически их было несложно подготовить для стрельбы современными торпедами типа 53-38, но фактически такие работы выполнены не были, по крайней мере до момента окончания войны. Погрузка торпед в аппараты через передние крышки требовала 20 минут, через торпедопогрузочный люк – 1 час 30 минут, установка торпедопогрузочного устройства (специального крана) – 3 часа 30 минут.

Общий вид носовых торпедных аппаратов подводных лодок IV серии
Общий вид носовых торпедных аппаратов подводных лодок IV серии [1]
Копия подлинного чертежа (ЦВММ)

Артиллерийское и стрелковое вооружение

Погреба боезапаса и схема подачи снарядов к 100-мм и 45-мм орудиям на подводной лодке IV серии
Погреба боезапаса и схема подачи снарядов
к 100-мм и 45-мм орудиям на подводной лодке IV серии [1][4]
Копия подлинного чертежа (ЦВММ)

По эскизному проекту артиллерия подводных лодок IV серии предполагалась очень мощная – два 130-мм и одно 37-мм орудия, но в конечном результате «правды» получили по две 100-мм и одной 45-мм пушке.

Первоначально 100-мм орудия главного калибра Б-24-ПЛ устанавливались на поворотных платформах с обтекаемыми щитами (в так называемых «башнях»), но при модернизации для удобства обслуживания установок верхнюю часть башенноподобных щитов срезали и усилили ограждение орудий. Данные артсистемы были сняты с «П-2» и «П-3» в конце 1941 года и назад вернулись только в конце войны.

Зенитное вооружение было представлено размещённой на палубе рубки 45-мм полуавтоматической пушкой 21-К и двумя выносными 7,62-мм пулемётами М-1. «Сорокопятка» оказалась плохой зениткой, а для стрельбы по кораблям имела слишком слабое фугасной воздействие снарядов. Пулемёты «Максим» имели неудовлетворительные характеристики для борьбы с самолётами 40-х годов. Предполагавшееся довооружение «П-2» и «П-3» спаренными установками 12,7-мм пулемётов ДШК не ушло дальше эскизов.

Боезапас «соток» составлял 200, а «сорокапятки» – 500 снарядов, на их приёмку требовалось 8 часов. Кранцы первых выстрелов находились на мостике – 13 и 7 выстрелов для носового и кормового 100-мм орудий соответственно, а также два ящика по десять 45-мм патронов. Выносные пулемёты размещались в специальных гнёздах на ограждении рубки. Первоначально их устанавливали на вертлюгах, от которых позднее отказались из-за крайне неудачной конструкции.

По штату стрелковое вооружение состояло из 24 винтовок, личное оружие комсостава – револьверы (к началу Великой Отечественной войны – пистолеты).

Система регенерации воздуха

Необходимость в системе регенерации воздуха возникла в связи с требованием увеличения до трёх суток длительности непрерывного пребывания под водой новых лодок. Базилевским С. А. была разработана отсечно-автономная система регенерации воздуха, которую наряду с другими типами отечественных подводных лодок получили и «правды». В каждом отсеке размещались индивидуальные машинки регенерации (ЭМРВ), состоящие из центробежного вентилятора мощностью в 40 ватт, соединённого с прямоугольным коллектором, к которому подключались до шести патронов типа РВ-3, достаточных для регенерации воздуха, выдыхаемого шестью человеками. Основной запас патронов хранился в том же отсеке (всего на лодке имелось 1438 патронов РВ-3). Каждая субмарина IV серии получила 13 машинок ЭМРВ. Для полной регенерации воздуха требовалось ещё добавление в него свежего кислорода. Эта задача решалась просто: сжатый до 160 атмосфер кислород хранился в семнадцати 38,5-литровых баллонах и расходовался по мере надобности через редукционные клапаны с калиброванной шайбой. Применение этой шайбы ставило в зависимость расход газа от его давления, что позволяло с большой точностью регулировать подачу кислорода в отсек из расчёта расходовать один стандартный баллон в сутки. Таким образом обеспечивалось нахождение подлодки под водой продолжительностью до 72 часов. Основными недостатками системы, в целом зарекомендовавшей себя положительно, были значительные габариты и шумность.

Часть 4. Основные тактико-технические характеристики


Примечания

{1} По одним данным[2][3], на подводных лодках IV серии были установлены электромоторы ПГ-21, однако в некоторых источниках[1][4] наряду с упоминанием ПГ-21 на других страницах встречается информация об использовании на «правдах» электродвигателей ПГ 84/95.

{2} Сведения о типе аккумуляторной батареи (АБ) на подводных лодках IV серии носят противоречивый характер. По одним данным[1], на «правдах» под настилами II-го и III-го отсеков устанавливалась АБ отечественного производства типа «П», состоявшая из 224 элементов в двух группах; по другой информации[5][2][4], АБ включала в себя две группы по 112 элементов «ЭК»; в работе Ковалёва Э. А.[6] считается, что АБ состояла из трёх групп по 112 элементов «ЭК»; наконец, в книге «Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках»[3] в одном месте указано „Аккумуляторная батарея, состоящая из 336 элементов, установлена под настилом второго отсека“, хотя на другой странице можно прочесть, что на подлодках IV серии использовалась АБ «Лебедь-Э» из 224 элементов, сведённых в две группы.

{3} В литературе встречаются различные обозначения 9-метрового командирского перископа производства итальянской фирмы «Officine Galileo»: OG-9[2] и ОД-9[4].

{4} Можно встретить различные варианты обозначения 8-метрового зенитного перископа итальянского производства: D-8[2], «труба «D»[1] и ПЗ-Д-8[4].

{5} По одним данным[1], на некоторых подводных лодках IV серии шумопеленгаторы «Марс-ДМ-1» были заменены на «Марс-16»; по другой информации[6][2][4], «правды» оснащались шумопеленгаторными станциями «Марс-12».

{6} Информация о составе навигационного оборудования подводных лодок IV серии приведена на основании выводов, сделанных автором сайта, так как имеющиеся по этому вопросу сведения (за исключением наличия 127-мм магнитного компаса) не отличаются достоверностью.
По одним данным[1], на «правдах» устанавливались следующие штурманские приборы:
– гирокомпас ГУ М-VIII модель 1; [гирокомпасов с таким обозначением не существовало, отечественная промышленность выпускала гирокомпасы «ГУ-МI» (модели 1 и 2), прообразом которых послужил американский прибор «Sperry Mark VIII»];
– магнитный 127-мм компас ГУ;
– лаги электромеханические ЭЛ системы Гаусс;
[обозначение ЭЛ относится к навигационному эхолоту, лагов такой модели не существовало; лаг «Гаусс» – гидродинамического типа, а не электромеханического]
– эхолот магнитострикционный ЭШП;
[можно предположить, что это опечатка; правильно – ЗШП; эхолоты данного типа первоначально имели обозначение ЗМИ по названию Завода мореходных инструментов, впоследствии переименованного в Завод штурманских приборов]
В другом источнике[4] приведён следующий состав навигационного оборудования: „гирокомпас марки VII модель 1 [гирокомпасов с таким обозначением не существовало], 127-мм магнитный компас, электрический лаг системы Гаусса, магнитострикционный лаг марки ЗШП-1 [магнитострикционным мог быть только эхолот, а не лаг].
По данным Платонова А. В.[2], «П-1» в 1936 году имела на вооружении гирокомпас «ГУ-Марка VIII», 127-мм магнитный компас, лаг «ГО-Марка I» модель 2 и эхолот ЗШП, а «П-3» в 1943 году – гирокомпас «ГУ-Марка VIII», 127-мм магнитный компас, лаг «Гаусс» и эхолот НЭЛ. Остаётся добавить, что нет никаких подтверждений существования гирокомпасов «ГУ-Марка VIII» и лагов «ГО-Марка I».

Использованные источники

[1] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советские подлодки типов П и К – М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.

[3] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.

[4] Царьков А. Ю. Подводные лодки типа «П» // Морская коллекция – 2010. – № 10 (133).

[5] Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990.

[6] Ковалёв Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

Дата последнего изменения: 15.10.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.