советский военно-морской флаг

Большие подводные лодки типа «Правда» IV серии

(общая оценка проекта)
советский военно-морской флаг

Часть 5. Общая оценка проекта

На протяжении всех 1920-х годов советские моряки не прекращали разработку оперативно-тактического задания (ОТЗ) на эскадренную подводную лодку. Трудно объяснить это стремление иначе, чем «военно-морской модой». РКВМФ в то время не имел и в ближайшей перспективе не планировал иметь эскадр крупных артиллерийских кораблей, для взаимодействия с которыми могла возникнуть необходимость в таких субмаринах.

Требования, предъявленные к «правдам», поражают сочетанием взаимоисключающих характеристик: большая подводная лодка с минимальной осадкой (это ещё можно объяснить предполагаемым театром военных действий – Финским заливом), но при всём этом быстроходная. С вооружением получился ещё больший казус: опыт прошедшей войны однозначно выводил на передний план торпеды и мины, здесь же требовалось в первую очередь установить артиллерию пригодную для боя с надводными кораблями, а торпедные аппараты размещались по остаточному принципу. Создание устойчивой артиллерийской платформы требовало большой ширины корпуса, но требование высокой скорости, наоборот, диктовало его сужение.

Надо отдать должное советским инженерам – они смогли почти все эти требования воплотить в металле. Военморы получили то, что заказывали, но сами поразились созданному. Крупнейшие на момент сдачи отечественные субмарины типа «П» имели осадку меньше, чем «малютки». По надводной скорости им также не было равных, как и по бортовой артиллерии. Оборотной стороной успеха стали отвратительные мореходные качества, особенно в подводном положении. Всё это усугублялось целым букетом «детских болезней» механизмов и устройств, многие из которых не использовались в отечественном подводном кораблестроении ни до, ни после. Создание компактных и мощных дизелей в течение всего межвоенного периода было сложной задачей даже для немецких инженеров. За их высокие качества приходилось платить низкими эксплуатационными характеристиками, в первую очередь ресурсом и прочностью частей двигателя. Наши инженеры из-за отсутствия необходимого опыта недооценили проблему крутильных колебаний, упростили конструкцию аккумуляторных ям, и только «нелюбовь» «правд» к плаванию под водой уберегла их от взрывов батарей, аналогичных тем, что происходили на «ленинцах». Продолжительные ремонты, по объёмам сходные с капитальными, позволили довести надежность механизмов субмарин IV серии до приемлемого уровня, но никак не повлияли на отвратительную мореходность и управляемость под водой. В результате после 1,5 лет номинального вхождения в состав боевого соединения «правды» переклассифицировали в учебные корабли.

Недостатки ОТЗ и проекта предопределили неиспользование «правд» в Великой Отечественной войне. Было бы самоубийством использовать их в соответствии с предназначением, предусмотренным ОТЗ, а выполнению наиболее характерных задач для подлодок – нарушение коммуникаций противника – мешали плохие подводные характеристики, избыточные размеры, малый радиус плавания и слабость торпедного вооружения. Привлечение к решению спецзадач – транспортных перевозок и обстрела побережья – также не сопровождалось успехом. Как выяснилось из опыта подготовки к единственному походу «П-1», по своим транспортным возможностям она сильно уступала остальным типам больших подлодок («ленинцы» и «декабристы» за раз перевозили в блокированный Севастополь от 50 до 65 тонн сыпучих грузов, на «П-1» же удалось разместить только 21 тонну). «П-2» вполне могла обстрелять побережье противника, если бы в ходе этого похода ей не пришлось погружаться. Попытка же удифферентоваться при наличии начального дифферентующего момента привела к аварии, заставившей вернуться в базу. В результате «белые слоны» РККФ превратились в «чемоданы без ручки». С конца 1941 года и до момента окончания войны уцелевшие «П-2» и «П-3» простояли в Ленинграде, имитируя ремонт, который из-за отсутствия свободных доков и запасных частей до конца 1943 года фактически не осуществлялся. При этом корабли не консервировались, а напротив, обладали полными штатами экипажа. Вероятно, командование флота просто не решалось в открытую поставить вопрос об этом, поскольку к началу войны субмаринам едва исполнилось пять лет с момента вступления в строй, а в боевых действиях вплоть до 1945 года использовались «декабристы», «ленинцы» и «щуки» первых серий. В конечном итоге «правды» вернули в разряд учебных кораблей, в котором они провели почти весь срок своей службы.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советские подлодки типов П и К – М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.

Дата последнего изменения: 28.02.2018.

Комментарии

Комментариев пока нет.