болгарский военно-морской флаг

'Минное заграждение «S-38», выставленное болгарским флотом в 09-10.1941'

болгарский военно-морской флаг
'Район постановки минного заграждения «S-38»'

24.09.1941 болгарский флот приступил к постановке оборонительного минного заграждения «S-38»{1} для прикрытия подходов к Варне. В этот день в 8,1-9,4 милях от берега была выставлена линия «И», состоящая из 598 минных защитников, расположенных в один ряд (минный интервал – 56 метров, углубление минных защитников – 4 метра, глубина моря в месте постановки – 20-30 метров, протяжённость линии – 15,8 миль). Координаты минной постановки: 42°59,6` с.ш. 28°03,3` в.д. – 43°01,2` с.ш. 28°04,9` в.д. – 43°08,5` с.ш. 28°10,8` в.д. – 43°08,7` с.ш. 28°12,6` в.д. – 43°14,8` с.ш. 28°15,6` в.д.{2}

02.10.1941 в 17.00 постановка минного заграждения «S-38» была продолжена. До 17.30 на юго-восточных подходах к Варне были установлены две линии мин. Линия «А» состояла из 25 германских мин типа «EMA», расположенных в один ряд в 5-8,3 милях от берега между точками с координатами 42°59,8` с.ш. 28°03,2` в.д. и 43°00,8` с.ш. 28°04,4` в.д.{2} (минный интервал – 111 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 25-27 метров, протяжённость линии – 1,2 мили). При постановке линии «А» две мины всплыли и были взорваны. Линия «Б» состояла из 25 мин типа «Б-38», расположенных в один ряд в 5-6,6 милях от берега между точками с координатами 42°59,8` с.ш. 28°03,2` в.д. и 43°01,1` с.ш. 28°02,8` в.д.{2} (минный интервал – 115 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 25-27 метров, протяжённость линии – 1,3 мили).

03.10.1941 в 17.00 болгарский флот приступил к постановке ещё двух линий мин на юго-восточных подходах к Варне. В 17.30 операция была завершена. Линия «В» состояла из 46 мин типа «Б-38», расположенных в один ряд в 6,1-8,6 милях от берега между точками с координатами 43°03,0` с.ш. 28°02,5` в.д. и 43°03,9` с.ш. 28°05,2` в.д.{2} (минный интервал – 115 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 30 метров, протяжённость линии – 3,2 мили). Линия «Г» состояла из 48 мин типа «Б-38», расположенных в один ряд в 7,5-9,5 милях от берега между точками с координатами 43°04,9` с.ш. 28°05,4` в.д., 43°05,1` с.ш. 28°05,0` в.д. и 43°06,0` с.ш. 28°08,3` в.д.{2} (минный интервал – 100 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 35 метров, протяжённость линии – 2,8 мили).

04.10.1941 в 17.00 болгары начали постановку очередных двух линий минного заграждения «S-38» на восточных подходах к Варне. К 17.30 все мины были установлены. Линия «Д» состояла из 50 мин типа «Б-38», расположенных в один ряд в 9,6 милях от берега между точками с координатами 43°07,6` с.ш. 28°09,8` в.д. , 43°08,6` с.ш. 28°10,6` в.д. и 43°08,9` с.ш. 28°12,4` в.д.{2} (минный интервал – 110 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 30 метров, протяжённость линии – 2,8 мили). Линия «Е» состояла из 42 мин типа «Б-38», расположенных в один ряд в 7,1-7,7 милях от берега между точками с координатами 43°08,4` с.ш. 28°07,6` в.д. и 43°10,2` с.ш. 28°10,5` в.д.{2} (минный интервал – 100 метров, углубление мин – 3 метра, глубина моря в месте постановки – 30 метров, протяжённость линии – 2,9 мили).

05.10.1941 в 17.00 на восточных подходах к Варне была начата постановка последних двух линий минного заграждения, каждая из которых состояла из 51 мины типа «Б-38», установленных в один ряд с углублением 3 метра. В 17.30 болгарский флот завершил операцию. Линия «Ж» располагалась в 9-9,5 милях от берега между точками с координатами 43°10,4` с.ш. 28°13,2` в.д. и 43°13,6` с.ш. 28°14,8` в.д.{2} (минный интервал – 125 метров, глубина моря в месте постановки – 25 метров, протяжённость линии – 3,6 мили). Линия «З» располагалась в 7,5-9 милях от берега между точками с координатами 43°13,2` с.ш. 28°11,6` в.д. и 43°14,6` с.ш. 28°15,3` в.д.{2} (минный интервал – 110 метров, глубина моря в месте постановки – 20-25 метров, протяжённость линии – 3,4 мили).

В общей сложности в 8 линиях было поставлено 338 мин (в том числе 25 германских типа «EMA»). Все мины ставились с углублением 3 метра, минные интервалы составляли 100-125 метров, но зато заграждение «S-38» было прикрыто со стороны моря 598 минными защитниками, поставленными в один ряд с интервалом 56 метров на углубление 4 метра. Процент обеспеченности минного заграждения защитниками достиг 177 %.


08.01.1942 штабу Черноморского флота из текста официального предупреждения болгарского королевского правительства стало известно о постановке минного заграждения «S-38». До этого времени заграждение в 26 известных случаях было пересечено советскими подводными лодками, причём происходили случаи касания минрепа и взрыва мин.

С высокой степенью уверенности можно утверждать, что минное заграждение «S-38» стало причиной гибели советской подводной лодки «Щ-211», не вернувшейся из боевого похода в район Варны 11.1941{3}. Корпус затонувшей подлодки был найден в точке с координатами 43°06,94` с.ш. 28°07,42` в.д. между линиями «Г», «Д» и «Е». По всей вероятности, субмарина либо подорвалась на мине одной из этих линий, либо наткнулась на плавающую мину, также принадлежащую заграждению «S-38»…

Примечания

{1} По существовашей в советском флоте терминологии минное заграждение «S-38», состоявшее из нескольких линий мин, представляло собой минное поле. С 1943 года данное минное поле обозначалось противником как опасный район «SM5/43M» («SМ» означает, что в районе поставлены морские мины; 5 – порядковый номер опасного района; 43 – год контрольной проверки опасного района, произведенной для определения степени разрежения минного заграждения; значение литеры «M» не установлено).[1]

{2} Координаты линий болгарского минного заграждения указаны с точностью ± 5 кабельтовых.[1]

{3} Версия о гибели подводной лодки «Щ-211» на мине типа «UMA» из заграждения «S-18» представляется ошибочной по следующим причинам:
- заграждение «S-18» находилось примерно в 8 милях к югу от места, где был обнаружен корпус «Щ-211»;
- весьма сомнительно, что германская мина типа «UMA» c весом заряда всего 30 килограмм могла привести к разрушениям, приведшим к отрыву носовой части подлодки;
- найденное на берегу тело помощника командира «Щ-211» с биноклем на шее свидетельствует в пользу того, что лодка погибла в надводном положении, а мины в заграждении «S-18» ставились с углублением 12 метров и представляли опасность только для субмарин, идущих на перископной глубине.

Использованные источники

[1] Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности Военно-Морских Сил СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2. – М.: Военно-морское издательство, 1951.

[2] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909–1945) // Тайны подводной войны – 16. – М., 2003.

Дата последнего изменения: 17.02.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.