военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «Щ-211» 15.08.1941 (потоплен румынский транспорт «Peleş»)

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «Щ-211» 15 августа 1941 года
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «Щ-211» 15.08.1941

Днём 15.08.1941 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) из состава 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота находилась в подводном положении на позиции № 13 севернее мыса Эмине. В 10.14{1} на дистанции 55 кабельтовых по пеленгу 196° были обнаружены два судна, идущие строем уступа на Варну. Это оказались сухогрузные транспорты водоизмещением около 4000 тонн каждый, следовавшие без кормовых национальных флагов в полном грузу со скоростью 8 узлов. Охранение не наблюдалось.

Девятко вышел в атаку на головной транспорт и с приходом его на угол упреждения, когда оба транспорта проектировались с очень небольшим интервалом между ними, в 10.54{2} произвёл из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 3 кабельтовых из носовых аппаратов две торпеды типа 45-36 при угле упреждения 9° и угле встречи 70°. {3}

В перископ командир лодки видел след одной из торпед, идущей точно на головной транспорт. Вторая торпеда не наблюдалась, поскольку после залпа «Щ-211» привсплыла на глубину 5 метров, и Девятко пришлось опустить перископ и увести лодку на глубину 30 метров. Секунд через 30 после залпа был слышен глухой взрыв торпеды. Сразу всплыть под перископ не удалось из-за пропуска кингстона уравнительной цистерны. Преследования не было.

Через 20 минут подводная лодка всплыла под перископ. Один транспорт был обнаружен на мели у берега южнее мыса Кочан с дифферентом на корму и креном на левый борт. Второй транспорт не наблюдался. По мнению командира лодки, торпеды попали в оба судна: один транспорт затонул сразу, а второй полным ходом устремился к берегу, пока не сел на мель. Координаты потопления транспорта – 42°45,6' с.ш. 27°59,3' в.д.

Через 40 минут выбросившийся на отмель транспорт наблюдался частично сползшим и развернувшимся лагом к берегу, а через 2 часа после атаки с дистанции 80 кабельтовых судно обнаружить не удалось. Осмотр побережья, проведённый на следующий день, показал, что транспорт исчез. По мнению капитан-лейтенанта Девятко, под действием волнения в 5-6 баллов судно развернулось и сползло, затонув на глубине 26-27 метров.

По зарубежным данным, в 09.30 (берлинское время) у борта румынского транспорта «Peleş» (5708 брт){4}, шедшего в балласте курсом на Варну вместе с транспортом «Suceava»{5} в охранении болгарских миноносцев «Дръзки»{6} и «Строги»{7}, произошёл взрыв. Команда в панике сразу же покинула на шлюпках судно (5 человек погибло). Один болгарский миноносец остался около гибнущего парохода, а второй вместе с транспортом «Suceava» продолжил движение в Варну. Для оказания помощи из Бургаса и Варны к месту гибели «Peleş» было направлено по одному буксиру.

Оставшийся около торпедированного парохода миноносец вскоре также направился в Варну, чтобы доставить пострадавших в госпиталь. Когда к месту событий прибыл буксир из Бургаса, рядом с «Peleş» уже не было ни одного корабля, на борту гибнущего парохода никого из людей не обнаружили. Обойдя вокруг судна, буксир вернулся в Бургас.

Шедший из Варны буксир встретил «Suceava», который был принят за повреждённое судно. Решив, что его помощь не требуется, капитан буксира вернулся в порт, откуда снова был направлен к месту гибели «Peleş», прибыв в нужный район только в 19.30 (берлинское время). К этому времени пароход погрузился в воду по дымовую трубу и в 20.00 (берлинское время) окончательно затонул в точке с координатами 42°45,06' с.ш. 27°55,38' в.д.

Потопление транспорта «Peleş» стало первой победой черноморских подводников в Великой Отечественной войне.

График торпедной атаки «Щ-211» Схема атаки «Щ-211»
График торпедной атаки
подводной лодки «Щ-211» [6]
Схема атаки «Щ-211» [1]

Примечания

{1} В одних архивных документах (график торпедной атаки) время обнаружения транспортов – 10.13; в других (донесение командира 1-й бригады подводных лодок) – 10.14. [6]

{2} В одних архивных документах (график торпедной атаки) время торпедного залпа – 10.52; в других – 10.54.

{3} В советской литературе так описана эта атака:

Несколько дней экипаж лодки настойчиво, терпеливо искал противника. И вот в 10 часов 13 минут 15 августа вахтенный командир старший лейтенант Г. Е. Рядовой доложил:

– По пеленгу 270 корабли!

Командир прильнул к окуляру перископа и обнаружил два транспорта водоизмещением около 6 тысяч тонн каждый, идущие переменными курсами на север в охранении охотников за подводными лодками. Боясь советских подводных лодок, вражеские суда шли так называемым противолодочным зигзагом.

Вспененное море затрудняло наблюдение, но оно же и скрывало подводную лодку, облегчая выход в атаку.

Сигнал боевой тревоги разорвал тишину в отсеках, поднял на ноги ее личный состав. Задраены двери отсеков, только телефоны да переговорные трубы соединяют сейчас людей.

Уточнив элементы движения противника, капитан-лейтенант Девятко приказал помощнику и штурману произвести необходимые расчеты для выхода в атаку.

«Атака!» – разнеслось по отсекам. Люди застыли на боевых постах. Наступила напряженная тишина. Командир отчетливо видит в перископ низко сидящие, следовательно, до предела груженные вражеские транспорты. Немецко-фашистские войска нуждаются в этих грузах. Но получат ли они их – решит сейчас экипаж «Щ-211».

Умело маневрируя, командир вывел лодку в точку залпа и с дистанции 3 кабельтовых, когда корма первого и нос второго транспорта оказались на одной линии, скомандовал: «Пли!». Торпедист старшина 2-й статьи А. Годло нажал рычаг торпедного аппарата, и два сигарообразных снаряда устремились к врагу.

Освободившись от торпед, вес которых равен почти трем тоннам, лодка начала было всплывать, но старый подводник боцман Дубовенко вовремя переложил горизонтальные рули и удержал «Щ-211» на глубине.

Затаив дыхание подводники ждут взрыва. Проходит десять, двадцать секунд. Неужели промах, неужели противник уйдет? Но нет! На тридцатой секунде доносится глухой звук одного, а затем другого взрыва. Гитлеровцы не получат ожидаемого груза.

«Боцман! Ныряй на 30 метров», – приказал командир. «Ныряй» – на языке подводников значит быстро погружайся на глубину.

– Атака успешная, – летят по отсекам слова политрука Самойленко. – Торпедисты молодцы, их подарочек гитлеровцам не по вкусу!

И старший политрук добавляет, что успех атаки был обеспечен безупречной работой всего экипажа лодки.

Корабли охранения не преследовали лодку. Вероятно, не разобрались, откуда пришла беда. Когда лодка всплыла на перископную глубину, командир осторожно поднял перископ и осмотрел поверхность моря. Торпеды попали в оба транспорта. Один из них затонул сразу, другой поврежденным выбросился на камни. Капитан-лейтенант Девятко решил подойти к нему и добить, чтобы не дать гитлеровцам возможности воспользоваться грузом, однако этого не потребовалось: транспорт начал крениться и вскоре скрылся под водой. [7]

{4} Грузопассажирский пароход «Peleş» («Пелеш») был построен в 1923 году на верфи «Marinewerft» (г. Вильгельмсхафен, Германия) под названием «Adolf von Baeyer» для компании «Stinnes Line» (г. Гамбург, Германия). Эксплуатировался на линии Вальпараисо. C 1926 года судно принадлежало компании «Hamburg-American Line». В 1932 году пароход был продан Румынии и переименован в «Peleş». C началом Второй мировой войны судно использовалось для перевозок грузов в интересах германского командования.
Вместимость судна составляла 5708 брт (по другим данным – 5700 брт).

Румынский транспорт «Peleş»
Румынский транспорт «Peleş» [1]

{5} Грузопассажирский пароход «Suceava» («Сучава») был построен в 1923 году на верфи «Marinewerft» (г. Вильгельмсхафен, Германия) под названием «Albert Vögler» для компании «Stinnes Line» (г. Гамбург, Германия). Эксплуатировался на линии Вальпараисо. C 1926 года судно принадлежало компании «Hamburg-American Line». В 1933 году пароход был продан Румынии и переименован в «Suceava». C началом Второй мировой войны судно использовалось для перевозок грузов в интересах германского командования. Потоплен 20.04.1943 в результате торпедной атаки советской подводной лодки «С-33».
Вместимость судна составляла 5710 брт (по другим данным – 5708 или 6876 брт).

Румынский транспорт «Suceava»
Румынский транспорт «Suceava» (на заднем плане) [1]

{6} Миноносец «Дръзки» строился по заказу ВМС Болгарии на верфи «Chantier Schneider et Cie» (г. Шалон-сюр-Саон, Франция). Корабль по частям был доставлен в Варну, где он был собран и 23.08.1907 спущен на воду. 05.01.1908 миноносец «Дръзки» вступил в строй. Во время Балканской войны в ночь на 21.11.1912 торпедировал турецкий крейсер «Hamidiye», который в результате попадания торпеды получил серьёзные повреждения. Во время Второй мировой войны использовался для охранения судов, перевозящих грузы для германских вооружённых сил. 15.10.1942 «Дръзки» затонул в Варне в результате взрыва боезапаса. В 09.1944 находился в ремонте в Варне (по некоторым данным, перед занятием города советскими войсками был затоплен командой). 16.10.1944 был включён в состав ВМФ СССР. Из-за плохого технического состояния использовался в качестве брандвахты в Одесской ВМБ. 19.07.1945 «Дръзки» возвращён Болгарии. После ремонта был введён в строй, находился в службе до начала 1950-х гг., а затем был разоружён и использовался в качестве плавучей мишени. В 1955 году исключён из состава ВМС НРБ и сдан на слом. К 1957 году, когда было принято решение установить корабль в качестве мемориала, от него остались лишь дымовая труба, орудие и некоторые мелкие детали.

Болгарский миноносец «Дръзки» Болгарские миноносцы «Дръзки» и «Храбри» в Бургасе
Болгарский миноносец «Дръзки» в заливе Балчик
(c буквой «Д» на борту), 21.09.1940 [9]
Болгарские миноносцы «Дръзки» и «Храбри» в Бургасе [9]

{7} Миноносец «Строги» строился по заказу ВМС Болгарии на верфи «Chantier Schneider et Cie» (г. Шалон-сюр-Саон, Франция). Корабль по частям был доставлен в Варну, где его собрали и в 1908 году спустили на воду. Во время Второй мировой войны «Строги» использовался для охранения судов, перевозящих грузы для германских вооружённых сил. В 09.1944 захвачен советскими войсками в Варне. 20.10.1944 был включён в состав ВМФ СССР, как учебный корабль «Вычегда». 19.07.1945 «Строги» возвращён Болгарии. Находился в службе до начала 1950-х гг., а затем был разоружён и использовался в качестве плавучей мишени. В 1955 году исключён из состава ВМС НРБ и сдан на слом. Корпус «Строги» послужил основой для установленного в Варне мемориала миноносцу «Дръзки», торпедировавшему в ночь на 21.11.1912 турецкий крейсер «Hamidiye».

Болгарский миноносец «Строги» Болгарский миноносец «Строги»
Болгарский миноносец «Строги» в Варне, 1923 год [9] Болгарский миноносец «Строги», май 1942 года [10]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 70.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 187, 541.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 104.

[4] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 21.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 126.

[6] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[7] Саватеев П. Н. Удары из морских глубин. – М.: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1961. – С. 14-17.

[8] Сайт «Miramar Ship Index» – Дата обращения: 03.05.2010.

[9] Сайт http://www.lostbulgaria.com/ – Дата обращения: 14.06.2010.

[10] Сайт http://lomsh8146.narod.ru/ – Дата обращения: 14.06.2010.


Дата последнего изменения: 14.06.2010.