военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «Щ-211» 16.08.1941

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «Щ-211» 16 августа 1941 года
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «Щ-211» 16.08.1941

Днём 16.08.1941 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) из состава 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота находилась в подводном положении на позиции № 13 севернее мыса Эмине. Около 14.00 был обнаружен самолёт противника типа Ju 87B, это заставило командира лодки с осторожностью использовать перископ, не поднимая его высоко из воды. В 14.05 на дистанции 26 кабельтовых были обнаружены два сухогрузных транспорта, идущих в балласте курсом на Бургас в охранении болгарского миноносца типа «Строгий» со скоростью 12 узлов. Подводная лодка оказалась в невыгодных условиях в отношении обнаруженного конвоя, для поворота на боевой курс потребовалось повернуть на 234°.

В 14.25 «Щ-211» произвела из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив по транспорту с дистанции 6-7 кабельтовых одну торпеду при угле упреждения 14,5° и угле встречи 80°. Торпеда в цель не попала. По мнению Девятко, это произошло из-за неверной оценки скорости транспортов или же по причине прохождения торпеды под килем атакованного судна (транспорты шли в балласте). Преследования не было. {1}

По зарубежным данным, 16.08.1941 в 13.30 (берлинское время) в том же районе, где накануне был потоплен транспорт «Peleş», атаке подводной лодки подвергся шедший в Бургас конвой в составе болгарского парохода «Цар Фердинанд» (1994 брт){2}, румынского транспорта «Ardeal» (5695 брт){3} и болгарского миноносца «Дръзки»{4}. Наблюдались следы трёх торпед, прошедших мимо цели. «Ardeal» дал в эфир сигнал бедствия. В возникшей неразберихе германский морской штаб в Болгарии посчитал, что «Ardeal» получил попадание торпеды, и его взял на буксир «Цар Фердинанд». Ошибка выяснилась только после прибытия конвоя в Бургас.

Примечания

{1} По некоторым данным[7][10], 16.08.1941 в 13.45 между устьем реки Камчия и мысом Эмине экипаж болгарского самолёта Letov S-328 (пилот – Иван Зидаров, наблюдатель Марин Пеев), сопровождая болгарский пароход «Цар Фердинанд» и румынский транспорт «Cavarna», шедшие из Варны в Бургас, обнаружил и обстрелял из пулемёта подводную лодку. Вызванный дежурный самолёт сбросил 4 20-кг бомбы, после чего прибыли ещё три машины, с которых сбросили 8 бомб, однако никаких признаков повреждения лодки обнаружено не было (по другим данным, экипаж Зидарова после пулемётного обстрела сам сбросил 2 20-кг бомбы, после чего прибыли ещё два самолёта Letov S-328 и два истребителя Avia B.534, безрезультатно сбросившие ещё 8 20-кг бомб). Предполагается, что атаке болгарской авиации подверглась подводная лодка «Щ-211», однако документальных подтверждений с советской стороны этому нет.

{2} Пароход «Цар Фердинанд» (1994 брт) был построен для Болгарии в 1913 году на верфи «Cantieri Odero Terni-Orlando» (г. Ливорно, Италия). В начале 1941 года судно было мобилизовано германским командованием и использовалось для перевозки немецких войск и снаряжения на Чёрном и Средиземном морях. 02.10.1944 пароход потоплен французской подводной лодкой «Curie» в 19 милях к северо-западу от острова Скиатос (Эгейское море). [3][9]

{3} Грузопассажирский пароход «Ardeal» («Ардял») был построен в 1922 году на верфи «Marinewerft» (г. Вильгельмсхафен, Германия) под названием «Emil Kirdorf» для компании «Stinnes Line» (г. Гамбург, Германия). Эксплуатировался на линии Вальпараисо. C 1926 года судно принадлежало компании «Hamburg-American Line». В 1932 году пароход был продан Румынии и переименован в «Ardeal». В годы Второй мировой войны судно активно использовалось для перевозок грузов в интересах германского командования. 11.06.1942 «Ardeal» в результате торпедной атаки подводной лодки «А-5» получил тяжёлые повреждения и выбросился на отмель в районе Одессы. В 08.1942 поднят и впоследствии введён в строй. С 04.1944 пароход находился в ремонте. После окончания боевых действий «Ardeal» был передан по репарации Советскому Союзу. В 1948 году судно возвратили Румынии. В 1963 (по другим данным – в 1962) году пароход разобрали на металл. [8][9]

Германский транспорт «Emil Kirdorf» Румынский транспорт «Ardeal»
Германский пароход «Emil Kirdorf» [8] Румынский пароход «Ardeal» [11]

{4} Миноносец «Дръзки» строился по заказу ВМС Болгарии на верфи «Chantier Schneider et Cie» (г. Шалон-сюр-Саон, Франция). Корабль по частям был доставлен в Варну, где он был собран и 23.08.1907 спущен на воду. 05.01.1908 миноносец «Дръзки» вступил в строй. Во время Балканской войны в ночь на 21.11.1912 торпедировал турецкий крейсер «Hamidiye», который в результате попадания торпеды получил серьёзные повреждения. Во время Второй мировой войны использовался для охранения судов, перевозящих грузы для германских вооружённых сил. 15.10.1942 «Дръзки» затонул в Варне в результате взрыва боезапаса. В 09.1944 находился в ремонте в Варне (по некоторым данным, перед занятием города советскими войсками был затоплен командой). 16.10.1944 был включён в состав ВМФ СССР. Из-за плохого технического состояния использовался в качестве брандвахты в Одесской ВМБ. 19.07.1945 «Дръзки» возвращён Болгарии. После ремонта был введён в строй, находился в службе до начала 1950-х гг., а затем был разоружён и использовался в качестве плавучей мишени. В 1955 году исключён из состава ВМС НРБ и сдан на слом. К 1957 году, когда было принято решение установить корабль в качестве мемориала, от него остались лишь дымовая труба, орудие и некоторые мелкие детали.

Болгарский миноносец «Дръзки» Болгарские миноносцы «Дръзки» и «Храбри» в Бургасе
Болгарский миноносец «Дръзки» в заливе Балчик
(c буквой «Д» на борту), 21.09.1940 [12]
Болгарские миноносцы «Дръзки» и «Храбри» в Бургасе [12]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 70.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 187, 541.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 104, 223.

[4] Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ» (X и X-бис серии) // Морская коллекция. – 2002. – № 4 (46). – С. 21.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 126.

[6] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[7] Бошнаков С. Болгарская авиация против советских подводных лодок. // Авиация и время. – 2001. – № 1. – С. 26.

[8] Сайт http://www.schiffe-maxim.de/ – Дата обращения: 05.05.2010.

[9] Сайт «Miramar Ship Index» – Дата обращения: 05.05.2010.

[10] Форум сайта «Air group 2000» – Дата обращения: 06.05.2010.

[11] Сайт http://www.photoship.co.uk/ – Дата обращения: 06.05.2010.

[12] Сайт http://www.lostbulgaria.com/ – Дата обращения: 06.05.2010.

Дата последнего изменения: 14.06.2010.