военно-морской флаг СССР

Хроника событий августа 1941 года

военно-морской флаг СССР
июль 1941 года  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  сентябрь 1941 года

На начало августа 1941 года в море находятся:

Север:

позиция № 7 (северо-восточнее полуострова Рыбачий) – «М-176» (командир – старший лейтенант Бондаревич И. Л.);

позиция № 16 (восточнее Кольского залива) – «М-171» (командир – Стариков В. Г.);

позиция № 17 (район севернее линии губа Порчниха – Семь островов) – «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант Малышев А. К.).

Балтика:

позиция № 19 (район банки Штольпе) – «Щ-405» (командир – капитан-лейтенант Сидоренко И. А.).

Чёрное море:

на переходе из Севастополя в Поти – «А-5» (командир – старший лейтенант Кукуй Г. А.);

позиция № 1 (юго-западнее мыса Тарханкут) – «С-34» (командир – капитан 3 ранга Хмельницкий Я. М.);

позиция № 2 (юго-западнее мыса Сарыч) – «С-32» (командир – капитан-лейтенант Павленко С. К.);

позиция № 3 (район мыса Олинька) – «Щ-208» (командир – капитан-лейтенант Беланов Н. М.);

позиция № 4 (район мыса Шаблер) – «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.);

позиция № 5 (район восточнее мыса Эмине) – «Щ-209» (командир – капитан-лейтенант Киселёв И. Н.);

позиция № 8 (южнее мыса Меганом) – «С-31» (командир – капитан-лейтенант Фартушный И. Ф.);

позиция № 9 (к югу от Керченского пролива) – «Щ-202» (командир – капитан-лейтенант Козюберда В. Х.);

позиция № 10 (юго-западнее Новороссийска) – «Щ-203» (командир – капитан 3 ранга Немчинов В. И.).

? августа:

Балтика:

Подводная лодка «М-103» (командир – старший лейтенант Жаворонков Г. А.) погибла 24-25.08.1941 в 8 милях севернее острова Вормси, предположительно подорвавшись на мине заграждения «D.2», выставленного германским минным заградителем «Brummer».

На подводную лодку «Д-2» (командир – Линденберг Р. В.), завершающую на заводе № 189 (г. Ленинград) капитальный ремонт и модернизацию, были установлены дизели.

1 августа:

Север:

Подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л.) завершила докование и ремонт киля.

Балтика:

Подводная лодка «Щ-405» (командир – капитан-лейтенант Сидоренко И. А.) оставила позицию № 19 и перешла в район мыса Брюстерорт.

Чёрное море:

Подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.) по приказу командования оставила позицию № 4 и перешла в район северо-восточнее Босфора.

В 20.00 подводная лодка «А-3» (командир – старший лейтенант Малышев Н. И.) вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти в 3-й боевой поход.

2 августа:

Север:

На подводной лодке «М-171» (командир – Стариков В. Г.) на позиции № 16 через неисправный газоотводный клапан при погружении был полностью залит водой дизель, оплавился подшипник Митчеля. В 06.13 лодка начала возвращение в базу и в 18.02 прибыла в Полярный, проведя в 1-м боевом походе 8 суток.

Подводная лодка «Щ-404» (командир – капитан-лейтенант Иванов В. А.) вышла в дозор из Йоканьги в 3-й боевой поход.

Балтика:

Около 18 часов подводная лодка «С-11» (обеспечивающий – капитан 3 ранга Тузов И. Н.) подорвалась на донной мине в проливе Соэла-Вяйн в точке 58°41,3' с.ш. 22°25,4' в.д. Тузов погиб при взрыве, его тело подобрал советский сторожевой катер, сопровождавший лодку.

Чёрное море:

Подводная лодка «А-5» (командир – старший лейтенант Кукуй Г. А.) прибыла из Севастополя в Поти.

В 17.07 подводная лодка "М-33" (командир – старший лейтенант Суров Д. И.) вышла из Балаклавы на позицию № 11 для действий в районе Констанцы в 3-й боевой поход, имея задачу проникнуть на внешний рейд румынского порта.

В 23.00 подводная лодка «С-31» (командир – капитан-лейтенант Фартушный И. Ф.) начала возвращение в базу с позиции № 8.

3 августа:

Север:

Подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.) завершила навигационный ремонт.

Чёрное море:

В 09.12 подводная лодка «С-31» (командир – капитан-лейтенант Фартушный И. Ф.) возвратилась в Севастополь с позиции № 8 (район южнее мыса Меганом), проведя в 1-м боевом походе 19 суток.

Подводная лодка «Щ-215» (командир – капитан-лейтенант Апостолов Г. П.) вступила в строй после текущего ремонта.

Подводная лодка «Щ-208» (командир – капитан-лейтенант Беланов Н. М.) начала возвращение в базу с позиции № 3.

Подводная лодка «Щ-209» (командир – капитан-лейтенант Киселёв И. Н.), патрулирующая на позиции № 5, по приказу командования заняла позицию № 13 у мыса Эмине в территориальных водах Болгарии.

4 августа:

Север:

В 00.30 подводная лодка «М-176» (командир – старший лейтенант Бондаревич И. Л.) начала возвращение в базу с позиции № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий и в 06.30 прибыла в Полярный, проведя в 3-м боевом походе 4 суток.

В 05.55 подводная лодка «М-173» (командир – капитан-лейтенант Кунец И. А.) вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий в 1-й боевой поход. В день выхода вследствие пропуска газоотводных затворов внутрь дизеля попала вода. При всплытии при попытке продуть воздухом низкого давления главный балласт была разбита крышка цилиндра дизеля (вода из дизеля удалена не была), сломалась стойка рычагов рабочих клапанов. Из-за повреждения начала возвращение в базу.

Чёрное море:

Подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.) перешла от Босфора в район мыса Зейтин-Бурну.

В 07.18 подводная лодка «Щ-210» (командир – капитан-лейтенант Михайлов Г. А.) вышла из Феодосии на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра во 2-й боевой поход.

В 12.00 подводная лодка «М-34» (командир – Голованов Н. И.) вышла из Балаклавы в дозор на позицию № 7 в район юго-восточнее Одессы в 3-й боевой поход.

В 20.35 подводная лодка «Щ-212» (командир – капитан-лейтенант Бурнашев И. К.) вышла из Севастополя в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч в 1-й боевой поход.

В 20.35 подводная лодка «Щ-215» (командир – капитан-лейтенант Апостолов Г. П.) вышла из Севастополя в дозор на позицию № 1 в район юго-западнее мыса Тарханкут в 1-й боевой поход.

5 августа:

Север:

Подводная лодка «М-171» (командир – Стариков В. Г.) перешла для ремонта из Полярного в Мурманск.

В 15.20 подводная лодка «М-173» (командир – капитан-лейтенант Кунец И. А.) из-за повреждений досрочно прибыла в Полярный с позиции № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий, проведя в 1-м боевом походе 1,4 суток.

В 21.25 подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.) вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий во 2-й боевой поход.

Чёрное море:

В 10.00 подводная лодка «Щ-203» (командир – капитан 3 ранга Немчинов В. И.) возвратилась в Новороссийск с позиции № 10 (район юго-западнее Новороссийска), проведя в 1-м боевом походе 20 суток.

В 10.53 подводная лодка «С-34» (командир – капитан 3 ранга Хмельницкий Я. М.) возвратилась в Севастополь с позиции № 1 из района юго-западнее мыса Тарханкут, проведя в 1-м боевом походе 21 сутки.

Подводная лодка «С-32» (командир – капитан-лейтенант Павленко С. К.) возвратилась в Севастополь с позиции № 2 из района юго-западнее мыса Сарыч, проведя в 1-м боевом походе 21 сутки.

Подводная лодка «М-33» (командир – старший лейтенант Суров Д. И.) после форсирования минного заграждения противника проникла на внешний рейд Констанцы.

Днем подводная лодка «Щ-208» (командир – капитан-лейтенант Беланов Н. М.) возвратилась в Севастополь с позиции № 3 из района мыса Олинька, проведя во 2-м боевом походе 19 суток. В этот же день лодка вышла в Феодосию.

В 18.13 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) вышла из Севастополя на позицию № 13 в район мыса Эмине во 2-й боевой поход.

6 августа:

Север:

В 03.40 подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.) прибыла на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.

На подводной лодке «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант Малышев А. К.), патрулирующей на позиции № 17 (район севернее линии губа Порчниха – Семь островов), волной был сорван волнорезный щит и повреждена передняя крышка торпедного аппарата № 3. В этот же день по вине личного состава подплавлен подшипник носового компрессора.

Подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И.) завершила докование на Мурманском судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

В Мурманске при сильном отливе и ветре подводную лодку «М-171» (командир – Стариков В. Г.) навалило на угол плавучего дока завода Народного комиссариата рыбной промышленности. От удара была пробита цистерна главного балласта № 2 по левому борту.

Чёрное море:

В 05.48 подводная лодка «А-3» (командир – старший лейтенант Малышев Н. И.) возвратилась в Поти с позиции № 15 в районе юго-западнее Поти, проведя в 3-м боевом походе 5 суток.

Подводная лодка «Щ-208» (командир – капитан-лейтенант Беланов Н. М.) прибыла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «Щ-210» (командир – капитан-лейтенант Михайлов Г. А.) прибыла на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.

Подводная лодка «С-34» (командир – капитан 3 ранга Хмельницкий Я. М.) начала в Севастополе навигационный ремонт и докование.

Днём подводная лодка «Щ-209» (командир – капитан-лейтенант Киселёв И. Н.) на позиции № 13 обнаружила одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла цели. В 22.20 лодка начала возвращение в базу.

7 августа:

Север:

В 07.50 подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.), патрулировавшая на позиции № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий, в надводном положении в точке с глубиной 200 метров ударилась килем о неизвестный металлический предмет (при осмотре в доке в районе IV и V отсеков были обнаружены свежие следы содранной краски). Из анализа германских документов следует, что лодка получила попадание неразорвавшейся торпеды с германской субмарины "U 81", произведшей два 2-торпедных залпа по советской подводной лодке типа «М» в 04.51 и в 05.42 в квадрате AC8585 (время обоих залпов дано среднеевропейское).

В 08.12 подводная лодка «М-174» (командир – капитан-лейтенант Егоров Н. Е.) вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда в 3-й боевой поход. В 18.00 прибыла на позицию.

Подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И.) завершила аварийный ремонт.

Подводная лодка «Щ-402» (командир – старший лейтенант Столбов Н. Г.) вышла на позицию в Варангер-фьорд во 2-й боевой поход.

Чёрное море:

В 02.00 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) прибыла на позицию № 13 в район мыса Эмине.

Подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.) из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу.

8 августа:

Чёрное море:

В 17.47 подводная лодка «Щ-209» (командир – капитан-лейтенант Киселёв И. Н.) возвратилась в Феодосию с позиции № 13 (район мыса Эмине), проведя во 2-м боевом походе 17 суток.

Подводная лодка «М-33» (командир – старший лейтенант Суров Д. И.) покинула внешний рейд Констанцы и начала возвращение в базу.

9 августа:

Север:

В 08.30 подводная лодка "Щ-422" (командир – капитан-лейтенант Малышев А. К.) начала возвращение в базу с позиции № 17 (район севернее линии губа Порчниха – Семь островов).

Подводная лодка «К-1», находясь на позиции, из-за низкой организации службы во время срочного погружения не удержалась на заданной глубине и на самом полном ходу врезалась в грунт на глубине 60 метров с дифферентом 32° на нос. В результате удара оказались повреждены волнорезы носовых торпедных аппаратов, пролит электролит, и разбились 4 элемента аккумуляторной батареи.

Чёрное море:

В 00.35 подводная лодка «Щ-204» (командир – капитан-лейтенант Гриценко И. М.) возвратилась в Севастополь с коммуникаций противника, проведя во 2-м боевом походе 18 суток. В этот же день субмарина начала аварийный и текущий ремонты.

В 08.00 подводная лодка «Щ-202» (командир – капитан-лейтенант Козюберда В. Х.) досрочно возвратилась в Новороссийск с позиции № 9 (к югу от Керченского пролива) из-за необходимости удаления аппендикса у одного из матросов, проведя во 2-м боевом походе 19 суток.

В 13.15 подводная лодка «Щ-212» (командир – капитан-лейтенант Бурнашев И. К.) возвратилась в Севастополь с позиции № 2 (район юго-западнее мыса Сарыч), проведя в 1-м боевом походе 5 суток.

10 августа:

Север:

В 06.30 подводная лодка «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант Малышев А. К.) возвратилась в Полярный с позиции № 17 (район севернее линии губа Порчниха – Семь островов), проведя во 2-м боевом походе 15,5 суток.

В 06.42 за кормой подводной лодки «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.), патрулировавшей на позиции № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий, было зафиксировано 2 взрыва. Затем лодка обнаружила судно неустановленного типа – на лодке слышали бомбардировку советскими ВВС трёх германских эскадренных миноносцев, возвращавшихся в базу после потопления сторожевого корабля «Туман».

Подводная лодка «Щ-402» (командир – старший лейтенант Столбов Н. Г.), находясь в надводном положении, была обнаружена немецкими эскадренными миноносцами, которые возвращались из рейда к советским берегам, потопив в устье Кольского залива сторожевой корабль «Туман». Лодка уклонилась от атаки срочным погружением.

Балтика:

Вечером подводная лодка «Щ-307» (командир – капитан-лейтенант Петров Н. И.) находилась в подводном положении в 20 милях западнее мыса Ристна, возвращаясь в базу с позиции № 20 (район Лиепаи). В 22.18 в точке с координатами 58°58,0' с.ш. 21°24,5' в.д. на дистанции в 5 кабельтовых на курсовом угле 130° левого борта в перископ была обнаружена неизвестная подводная лодка в надводном положении. Капитан-лейтенант Петров по справочнику опознал в ней германскую субмарину типа «U-41» и, несмотря на то что цель находилась на кормовом курсовом угле, довернул в нужном направлении и в 22.20 с дистанции 6 кабельтовых прицельно произвёл торпедную атаку, выпустив 2 торпеды типа 53-27 из кормовых аппаратов. Через 35 секунд был услышан глухой удар. Через одну минуту «Щ-307» всплыла. Германской субмарины на поверхности не было, на воде осталось тёмное пятно (масло, соляр). По зарубежным данным в результате торпедной атаки была потоплена германская подводная лодка «U 144» (все 28 членов экипажа погибли).

Подводная лодка «С-4» потопила транспорт «Кайя».

Чёрное море:

В 09.07 подводная лодка «М-33» (командир – старший лейтенант Суров Д. И.) возвратилась в Балаклаву с позиции № 11 в районе Констанцы, проведя в 3-м боевом походе 8 суток.

Подводная лодка «Щ-213» (командир – старший лейтенант Денежко Д. М.) завершила текущий ремонт и вышла из Николаева в Севастополь.

Подводная лодка «Щ-212» (командир – капитан-лейтенант Бурнашев И. К.) вышла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) обнаружила на позиции № 13 одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла.

В 16.53 подводная лодка «Щ-207» (командир – старший лейтенант Панов Н. А.) вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну в 1-й боевой поход.

11 августа:

Север:

Подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.) подверглась внезапной проверке штаба бригады ПЛ СФ. Проверяющие отметили порядок на лодке и хорошие знания личным составом приборов и механизмов корабля, своих действий в различных условиях боевой обстановки, правильность и своевременность ведения документации.

Подводная лодка «М-176» (командир – старший лейтенант Бондаревич И. Л.) начала средний ремонт.

Балтика:

Подводная лодка «Щ-405» (командир – капитан-лейтенант Сидоренко И. А.) возвращалась с позиции в Таллин. Утром западнее мыса Ристна командир принял решение в целях скрытности перейти из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями. Из-за нарушения экипажем инструкций и неисправности клапанов кормовой цистерны лодка с дифферентом на нос внезапно ушла под воду. Вахтенный офицер с трудом успел закрыть рубочный люк, а командир лодки, помощник командира «Щ-406» Настин (выходил в поход для приобретения боевого опыта) и два краснофлотца остались на мостике. Из-за поступившей через шахты вентиляции и газоотводы внутрь субмарины воды остановить погружение не удавалось. На глубине 60 метров лопнула обшивка цистерн средней группы, и лодка рухнула на каменистое дно на глубине 125 метров. По приказу военкома Горбунова в командование вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин. Спустя 25 минут лодка всплыла на поверхность, но найти оставленных членов экипажа не смогла. «Щ-405» продолжила движение к месту встречи с эскортом, одновременно устраняя последствия аварийного погружения. В 08.45 лодку атаковал одиночный бомбардировщик, и прежде чем она успела погрузиться, был ранен командир БЧ-2-3 лейтенант Шебеко и краснофлотец. При погружении снова образовался дифферент 45-50° на нос, и субмарина легла на грунт на глубине 115 метров. При втором всплытии был израсходован весь остававшийся воздух высокого давления. В полдень появился очередной вражеский самолет, и лодка снова легла на грунт на глубине 68 метров. Шум винтов тральщиков, через некоторое время прибывших в район для встречи «Щ-405», был расценен на субмарине, как деятельность противника. Дождавшись темноты, лодка воспользовалась сжатым воздухом из запасных торпед и всплыла на поверхность. Из-за неисправности передатчика доложить о случившемся не удалось.

Черное море:

Подводная лодка «Щ-213» (командир – старший лейтенант Денежко Д. М.) прибыла из Николаева в Севастополь.

Подводная лодка «Щ-212» (командир – капитан-лейтенант Бурнашев И. К.) прибыла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) обнаружила на позиции № 13 одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла.

12 августа:

Север:

Днём подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.) при воздушном налёте во время стоянки в губе Оленья огнём 45-мм орудия (командир расчета – старшина 2-й статьи Береговой А. П.) сбила четырёхмоторный самолёт противника типа Fw 200. По зарубежным данным в эти сутки 5-й воздушный флот потерял пропавшим без вести в районе Киркенеса один самолёт Bf 110C из штабной эскадрильи эскадры ZG 76.

В 22.10 и 22.20 подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.), при нахождении на перископной глубине на позиции № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий, была дважды атакована самолётами противника, сбросившими 2 и 1 бомбу соответственно.

Балтика:

Подводная лодка «Щ-405» (исполняющий обязанности командира – лейтенант Пенькин) незадолго до рассвета подошла к мысу Ристна, где погрузилась и пролежала на грунте до темноты.

Чёрное море:

Румынская подводная лодка «Delfinul» (командир – capitanului Constantin Costachescu «Bibi») вышла из Констанцы на позицию в район Одессы в 3-й боевой поход.

Ночью подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) произвела высадку разведгруппы (14 или 16 болгарских коммунистов) в районе устья реки Камчия.

Подводная лодка «Щ-207» (командир – старший лейтенант Панов Н. А.) прибыла на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.

13 августа:

Север:

Подводная лодка «Щ-401» (командир – капитан-лейтенант Моисеев А. Е.), проходящая навигационный ремонт на Мурманском судоремонтном заводе, подверглась на стоянке в поселке Роста атаке немецкой авиации. В результате близких разрывов бомб экипаж потерял 1 человека убитым и 3-х ранеными. Ещё 1 человек числится пропавшим без вести.

При налете авиации противника на Мурманск подводная лодка «Щ-421» (командир – Лунин Н. А.), проходившая средний ремонт с заменой аккумуляторных батарей на слипе завода Народного комиссариата рыбной промышленности, повреждена осколками крупнокалиберной бомбы, взорвавшейся в 12-13 метрах за кормой лодки. В двух местах была пробита надстройка и винт, 4 человека получили ранения.

Балтика:

Подводная лодка «М-103» (командир – старший лейтенант Жаворонков Г. А.) вышла в разведывательный поход в Аландское море во 2-й боевой поход. До района мыса Ристна лодку сопровождали «БТЩ-203», «БТЩ-211», «БТЩ-215» и 2 сторожевых катера.

Чёрное море:

В 17.05 подводная лодка «М-34» (командир – Голованов Н. И.) возвратилась в Балаклаву с позиции № 7 в районе юго-восточнее Одессы, проведя в 3-м боевом походе 9 суток.

Подводная лодка «Щ-213» (командир – старший лейтенант Денежко Д. М.) вышла из Севастополя в Феодосию.

14 августа:

Балтика:

Подводная лодка «Щ-405» (исполняющий обязанности командира – лейтенант Пенькин) ночью приблизилась к мысу Тахкуна, где Пенькин отправил вплавь людей с информацией о состоянии корабля. Около 04.00 субмарина села на камни, сняться с которых самостоятельно не смогла. К вечеру тральщики сняли лодку с камней и сопроводили в Таллин. Так завершился 1-й боевой поход «Щ-405», длившийся 25 суток.

Чёрное море:

Подводная лодка «Щ-216» (командир – капитан-лейтенант Карбовский Г. Е.) вышла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «Щ-213» (командир – старший лейтенант Денежко Д. М.) прибыла из Севастополя в Феодосию.

В 20.49 подводная лодка «А-3» (командир – старший лейтенант Малышев Н. И.) вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти в 4-й боевой поход.

15 августа:

Север:

На подводной лодке «Щ-402» (командир – старший лейтенант Столбов Н. Г.), находящейся в Варангер-фьорде, было обнаружено поступление воды через span захлопку газоотвода дизеля. Командир лодки решил возвращаться в базу без разрешения командования.

Чёрное море:

Подводная лодка «Щ-216» (командир – капитан-лейтенант Карбовский Г. Е.) прибыла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «А-2» (командир – капитан-лейтенант Чебышев К. И.) вступила в строй после капитального ремонта на заводе № 201 в Севастополе (с опозданием в 2 недели от запланированного срока).

В 10.14 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.), находясь на позиции № 13 севернее мыса Эмине, на дистанции 55 кабельтовых обнаружила два сухогрузных транспорта, идущих строем уступа на Варну. В 10.54 в точке 42°45,6' с.ш. 27°59,3' в.д. из подводного положения лодка произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по створившимся транспортам с дистанции 3 кабельтовых две торпеды. Секунд через 30 после залпа был слышен глухой взрыв. Через 20 минут «Щ-211» всплыла под перископ. Один транспорт был обнаружен на мели у берега южнее мыса Кочан с дифферентом на корму и креном на левый борт. Второй транспорт не наблюдался. По мнению командира лодки, торпеды попали в оба судна: один транспорт затонул сразу, а второй полным ходом устремился к берегу, пока не сел на мель. По зарубежным данным, в 09.30 (берлинское время) был торпедирован румынский транспорт «Peleş» (5708 брт), шедший в балласте курсом на Варну вместе с транспортом «Suceava» в охранении болгарских миноносцев «Дръзки» и «Строги» (5 человек погибло). Судно село на мель и к 20.00 под действием волнения в 5-6 баллов затонуло.

16 августа:

Север:

В 03.00 подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.) вышла на позицию № 5 в район Вардё в 3-й боевой поход.

Подводная лодка «М-174» (командир – капитан-лейтенант Егоров Н. Е.), патрулирующая на позиции № 6, проникла в залив Петсамонвуоно, но не дошла 5 кабельтовых до Линахамари.

В 21.23 подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.) начала возвращение в базу с позиции № 7 (северо-восточнее полуострова Рыбачий).

Подводная лодка «Щ-402» (командир – старший лейтенант Столбов Н. Г.) возвратилась в базу, проведя во 2-м боевом походе 10 суток. Из-за ошибки штурмана в счислении на 29 миль при возвращении чуть не попала под обстрел собственных дозоров и береговых батарей.

Чёрное море:

В 14.05 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.), находясь на позиции № 13 севернее мыса Эмине, обнаружила на дистанции 26 кабельтовых два сухогрузных транспорта, идущих в балласте курсом на Бургас в охранении болгарского миноносца типа «Строгий» и самолёта. В 14.25 лодка произвела из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив по транспорту с дистанции 6-7 кабельтовых одну торпеду. Преследования не было. По зарубежным данным, атаке подвергся шедший в Бургас конвой в составе болгарского парохода «Цар Фердинанд», румынского транспорта «Ardeal» и болгарского миноносца «Дръзки». Наблюдались 3 следа торпед, прошедших мимо цели.

17 августа:

Север:

В 03.00 подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.) прибыла на позицию № 5 в район Вардё. Утром обнаружила одиночный транспорт (по-видимому, норвежский), шедший в западном направлении, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку: на момент обнаружения лодка находилась практически за кормой цели.

В 11.48 подводная лодка «М-175» (командир – старший лейтенант Мелкадзе М. Л., обеспечивающий – капитан 3 ранга Морозов Н. И.) возвратилась в Полярный с позиции № 7 (северо-восточнее полуострова Рыбачий), проведя во 2-м боевом походе 11,5 суток.

Балтика:

В состав Краснознамённого Балтийского флота включена подводная лодка «Д-2» (командир – Линденберг Р. В.), завершившая в Ленинграде капитальный ремонт и модернизацию.

Чёрное море:

Подписан приёмный акт подводной лодки «Щ-216», которая вошла в состав 4-го дивизиона ПЛ 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота.

18 августа:

Север:

В 11.50 подводная лодка «М-174» (командир – капитан-лейтенант Егоров Н. Е.) возвратилась в Полярный с позиции № 6 (восточная часть Варангер-фьорда), проведя в 3-м боевом походе 11 суток.

В 20.00 подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И., обеспечивающий – капитан 3 ранга Колышкин И. А.) вышла из губы Оленья на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда во 2-й боевой поход.

Чёрное море:

Подводная лодка «А-2» (командир – капитан-лейтенант Чебышев К. И.), завершив капитальный ремонт, вышла из Севастополя к месту постоянного базирования в Поти.

19 августа:

Спущена на воду подводная лодка «М-121».

Север:

В 04.00 подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И., обеспечивающий – капитан 3 ранга Колышкин И. А.) прибыла в район зарядки аккумуляторных батарей позиции № 6 (восточная часть Варангер-фьорда). К 19.17 подошла в подводном положении к входу в залив Петсамонвуоно и прошла на запад до точки 69°47' с.ш. 31°19' в.д., держась от берега на расстоянии 8-10 кабельтовых.

В 22.45 подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.), находясь на позиции № 5 под перископом в районе Перс-фьорда, обнаружила на дистанции 12 кабельтовых конвой (2 транспорта, 3 сторожевых катера), шедший курсом 110°. Лодка пересекла курс конвоя и в 22.50 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (4000-5000 тонн), выпустив прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата № 1 с дистанции 10 кабельтовых. Перед залпом боцман «утопил» перископ, и выстрел был сделан «вслепую». Взрыва не было слышно. Атаке подвергся крупный конвой, шедший в Киркенес из Хаммерфеста. В его состав входили транспорты «Sivas» (3832 брт), «Donau» (2931 брт), «Rotenfels» (7854 брт), «Barmbek» (2446 брт) и «Stamsund» (864 брт). На борту судов находились подразделения и имущество 6-й горнострелковой дивизии, срочно перебрасывавшейся на заполярный фронт для возобновления наступления на Мурманск. Охранение образовывали учебный корабль «Bremse», эскадренные миноносцы «Karl Galster» и «Hermann Schoemann», а также сторожевой корабль «Gote». Атака противником не была зафиксирована, и преследования лодки не последовало.

Чёрное море:

В 21.00 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Успенский Б. А.) начала возвращение в базу с позиции № 13.

20 августа:

Север:

В 00.00 подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И., обеспечивающий – капитан 3 ранга Колышкин И. А.), патрулирующая на позиции № 6, возвратилась к входу в залив Петсамонвуоно, не обнаружив противника. Командир лодки принял решение прорываться в Лиинахамари, предварительно зарядив аккумуляторную батарею. Лодка ушла в район зарядки, где заряжала аккумуляторы до 18.45. В 19.08 из низких облаков показался германский самолет Bf 110, который начал заходить с кормы на лодку на высоте 100 метров. Субмарина уклонилась срочным погружением, при котором пропустил воду верхний газоотводный клапан, в результате чего дизель был залит водой.

Подводная лодка «Щ-404» (командир – капитан-лейтенант Иванов В. А.) возвратилась из дозора в Йоканьгу, проведя в 3-м боевом походе 19 суток.

Балтика:

Подводная лодка «М-103» (командир – старший лейтенант Жаворонков Г. А.), находившаяся в Аландском море, отозвана с позиции.

Чёрное море:

Подводная лодка «А-2» (командир – капитан-лейтенант Чебышев К. И.) прибыла из Севастополя в Поти.

Румынская подводная лодка «Delfinul» (командир – capitanului Constantin Costachescu "Bibi") во время возвращения в базу была обнаружена советской подводной лодкой «М-33» в 4-х милях от Констанцы. «Малютка» безрезультатно атаковала румынскую лодку торпедой. Показавшаяся из-под воды после торпедного выстрела рубка «М-33» подверглась артиллерийскому обстрелу с румынской лодки. В тот же день «Delfinul» возвратилась в Констанцу, проведя в 3-м боевой походе 8 суток.

21 августа:

Север:

К полудню подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И., обеспечивающий – капитан 3 ранга Колышкин И. А.), патрулирующая на позиции № 6, подошла в подводном положении к входу в залив Петсамонвуоно. Уточнив место по береговым ориентирам, лодка погрузилась на глубину 15 метров и в 13.00 проникла в залив, миновав сигнально-наблюдательный пост. Впереди по левому берегу залива был обнаружен идущий в Петсамо большой двухмачтовый военный паровой бот, который периодически стопорил ход. Предположив, что это дозорный катер, осуществлявший поиск подводных лодок с помощью шумопеленгатора, Фисанович тоже решил двигаться толчками: когда шум винтов катера пропадал, он останавливал электромоторы, а когда шум возобновлялся, пускал их снова. В 13.30 лодка разошлась на глубине 15 метров с дозорным ботом правыми бортами, ориентируясь при помощи акустики. В 13.45 субмарина вошла в гавань Линахамари и на дистанции 9-10 кабельтовых обнаружила у северо-западного причала транспорт (4000-5000 тонн), стоящий под разгрузкой. Выйдя на его курсовой угол 60–70°, лодка в 14.00 произвела из подводного положения торпедную атаку, выпустив прицельно (целясь по трубе транспорта) одну торпеду (углубление торпеды – 2 метра, дальность хода – 8000 метров) из носового торпедного аппарата № 1 с дистанции 7-8 кабельтовых. Через 1 минуту в 1-м, 2-м и 6-м отсеках был слышен глухой взрыв. По зарубежным данным торпеда взорвалась о пирс перед германским транспортом "Monsun" (6950 брт), не причинив ему повреждений. После выстрела подводная лодка произвела послезалповое маневрирование и в 14.15 всплыла под перископ. Визуально результаты атаки не были установлены, так как субмарина оказалась за мысом. На выходе из гавани в 14.30 лодка разошлась на глубине 15 метров с дозорным ботом левыми бортами, ориентируясь при помощи акустики и двигаясь толчками. В 14.52 вышла из залива Петсамонвуоно. В 15.13 при подъеме перископа на дистанции 15 кабельтовых был обнаружен паровой катер, идущий на лодку от мыса с сигнально-наблюдательным постом курсом норд. Субмарина ушла на глубину 15 метров и изменила курс. В 15.19 катер сбросил 6 глубинных бомб. В 15.59 обнаружила 2 катера, прошедших из губы Амбарной в Петсамо. Через час они вместе с двухмачтовым паровым ботом, имея его посредине, вышли строем фронта из залива Петсамонвуоно. В 17.21 противник вернулся в залив. Субмарина благополучно достигла района зарядки аккумуляторных батарей.

Балтика:

Утром подводная лодка «М-103» (командир – старший лейтенант Жаворонков Г. А.), возвращавшаяся из 2-го боевого похода, не прибыла в точку рандеву с тральщиками. В ответ на запрос о причине задержки с «М-103» ответили радиограммой, расшифровать которую не удалось.

Чёрное море:

Подводная лодка «А-3» (командир – старший лейтенант Малышев Н. И.) возвратилась в Поти с позиции № 15 в районе юго-западнее Поти, проведя в 4-м боевом походе 7 суток.

В 15.55 подводная лодка «С-31» (командир – капитан-лейтенант Фартушный И. Ф.) вышла из Севастополя на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра во 2-й боевой поход.

В 19.30 подводная лодка «Щ-203» (командир – капитан 3 ранга Немчинов В. И.) вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска во 2-й боевой поход.

22 августа:

Север:

В 10.58 подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И., обеспечивающий – капитан 3 ранга Колышкин И. А.), патрулирующая на позиции № 6, завершив зарядку батареи, погрузилась и пошла и берегам противника. В 16.55 в районе Айновских островов обнаружила 2 самолета, идущих на бреющем полете из Петсамо на север. Лодка уклонилась погружением на 15 метров. В 21.17 субмарина подошла к входу в залив Петсамонвуоно и двинулась на запад на расстоянии 1 мили от берега. В 22.30 обнаружила 2 больших катера с низкими рубками, которые вышли из Петсамо и прошли на запад со скоростью 18 узлов между берегом и лодкой, уклонившейся погружением на 15 метров. В 23.40 под берегом было обнаружено движущееся белое пятно. В 23.52 по акустическому пеленгу, совпавшему с визуальным, был обнаружен шум винтов, который принадлежал низкосидящей белой паровой яхте (1500-2000 тонн), шедшей в охранении сторожевого катера со скоростью 8 узлов по направлению из Киркенеса в Петсамо. В 23.58 лодка произвела из подводного положения торпедную атаку, выпустив по яхте прицельно одну торпеду (углубление торпеды – 2 метра, дальность хода – 8000 метров) из носового торпедного аппарата № 2 с дистанции 4-5 кабельтовых при угле упреждения 10° и угле встречи 120°. Через 40 секунд после выстрела акустик услышал глухой взрыв, и работа винтов прекратилась. Через две минуты после этого в лодке был слышен звонкий с россыпью взрыв. По зарубежным данным в 23.00 по среднеевропейскому времени в точке 69°45' с.ш. 31°30' в.д. было безуспешно атаковано германское госпитальное судно «Alexander von Humboldt» (686 брт). Торпеда взорвалась при ударе о берег.

Подводная лодка «М-171» (командир – Стариков В. Г.) начала докование.

Подводная лодка «Щ-403» (командир – капитан-лейтенант Коваленко С. И.) вышла из Йоканьги во 2-й боевой поход на дозорную позицию у горла Белого моря.

Балтика:

Подводная лодка «К-22» начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

Чёрное море:

В 12.00 подводная лодка «С-31» (командир – капитан-лейтенант Фартушный И. Ф.) прибыла на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.

Подводная лодка «Щ-210» (командир – капитан-лейтенант Михайлов Г. А.) начала возвращение в базу с позиции № 12.

23 августа:

Север:

В 00.07 подводная лодка «М-172» (командир – капитан-лейтенант Фисанович И. И., обеспечивающий – капитан 3 ранга Колышкин И. А.), патрулирующая на позиции № 6, всплыла под перископ и не обнаружила яхту, атакованную накануне. Преследования не было. Лодка прошла до входа в залив Петсамонвуоно и, не обнаружив противника, ушла в район зарядки батарей. На отходе наблюдался быстроходный катер, прошедший от Петсамо на запад, и вошедший в 05.00 в залив Петсамонвуоно с запада транспорт (судя по дыму и мачтам). В 10.00 «М-172» всплыла в районе зарядки, донесла об израсходовании торпед и приступила к зарядке аккумуляторной батареи. В 12.00 был получен приказ о возвращении. В 14.46 покинула район зарядки, доложив об этом в базу. В 23.38 лодка прибыла в Полярный, проведя во 2-м боевом походе 5 суток. За время похода выполнила 2 безрезультатные торпедные атаки (выпущено 2 торпеды).

Балтика:

Подводная лодка «К-3» ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярный.

24 августа:

Север:

В 04.30 подводная лодка «М-173» (командир – капитан-лейтенант Кунец И. А.) вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда во 2-й боевой поход. В 19.35 прибыла на позицию.

Подводная лодка «Щ-402» (командир – Столбов Н. Г.) вышла на позицию к мысу Нордкап в свой 3-й боевой поход.

Балтика:

Утром подводная лодка «М-103» (командир – старший лейтенант Жаворонков Г. А.), возвращавшаяся из 2-го боевого похода, повторно не прибыла в точку рандеву с тральщиками, хотя перед этим правильно отрепетировала время и координаты места встречи. Вечером командир лодки вновь вышел на связь и донёс, что на субмарине осталось всего около двух тонн топлива. Показательно, что Жаворонков даже в последнем сообщении так и не смог указать свои координаты, и, видимо, двухкратная неявка в точку рандеву объяснялась именно закритическим состоянием штурманской подготовки. Поскольку не было никакой уверенности в том, что «М-103» сможет встретиться с эскортом с третьей попытки, Жаворонкову приказали идти в Таллин рекомендованными курсами самостоятельно. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась.

На борту тральщика «БТЩ-214» погиб капитан 3 ранга Волошин К. М., назначенный командиром подводной лодки «Щ-405», но так и не успевший вступить в командование.

Чёрное море:

В 10.22 подводная лодка «Щ-212» (командир – капитан 3 ранга Бурнашев И. К.) вышла из Феодосии в дозор на позицию № 1 в район юго-западнее мыса Тарханкут во 2-й боевой поход.

В 12.45 подводная лодка «Щ-210» (командир – капитан-лейтенант Михайлов Г. А.) возвратилась в Феодосию с позиции № 12 из района мыс Шаблер – мыс Калиакра, проведя во 2-м боевом походе 20 суток.

В 14.24 подводная лодка «Щ-216» (командир – капитан-лейтенант Карбовский Г. Е.) вышла из Феодосии в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч в 1-й боевой поход.

В 21.45 подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д., обеспечивающий – капитан 3 ранга Б.А. Успенский) возвратилась в Севастополь с позиции № 13 из района мыса Эмине, проведя во 2-м боевом походе 19 суток. За время патрулирования проведены 2 торпедные атаки (выпущено 3 торпеды), в результате которых потоплен румынский транспорт «Peles» (5708 брт).

25 августа:

Север:

В 13.35 подводная лодка «Д-3» (командир – капитан-лейтенант Константинов Ф. В.) на позиции № 5 в районе Вардё, находясь на перископной глубине, обнаружила на дистанции 20 кабельтовых транспорт, шедший в сопровождении эскадренного миноносца в восточном направлении. Курсовой угол цели был 70°. Командир лодки попытался лечь на курс сближения, но лодка перестала реагировать на перекладку вертикального руля. Атака сорвалась. Как выяснилось после всплытия, разъединился находившийся в надстройке шарнир гука. По данным противника, через позицию лодки прошел конвой в составе норвежских транспортов «Skramstad» (4300 брт) и «Stamsund» (864 брт), немецких «Bochum» (6121 брт) и «Mendoza» (5193 брт), перевозивших подразделения 6-й горнострелковой дивизии в охранении эскадренных миноносцев «Friedrich Eckold» и «Karl Galster», сторожевого корабля «Nordwind», охотников «Uj 1707» и «Uj 1708».

Подводная лодка «М-171» (командир – Стариков В. Г.) завершила докование.

Подводная лодка «Щ-421» (командир – Лунин Н. А.), ранее проходившая средний ремонт с заменой аккумуляторных батарей в Мурманске на заводе Народного комиссариата рыбной промышленности, продолжила ремонт в Полярном у борта плавучей мастерской «Красный горн».

Чёрное море:

Днём подводная лодка «Щ-215» (командир – капитан-лейтенант Апостолов Г. П.) возвратилась в Севастополь с позиции № 1 (район юго-западнее мыса Тарханкут), проведя в 1-м боевом походе 21 сутки. В этот же день лодка вышла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «Щ-211» (командир – капитан-лейтенант Девятко А. Д.) начала в Севастополе навигационный ремонт и докование.

В 16.25 подводная лодка «С-32» (командир – капитан-лейтенант Павленко С. К.) вышла из Севастополя на позицию № 13 в район мыса Эмине во 2-й боевой поход.

В 19.15 подводная лодка «Щ-202» (командир – капитан-лейтенант Козюберда В. Х.) вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 9 в район к югу от Керченского пролива в 3-й боевой поход.

В 20.30 подводная лодка "А-5" (командир – Кукуй Г. А.) вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти в 1-й боевой поход.

26 августа:

Чёрное море:

Подводная лодка «Щ-215» (командир – капитан-лейтенант Апостолов Г. П.) прибыла из Севастополя в Феодосию.

Подводная лодка «Щ-202» (командир – капитан-лейтенант Козюберда В. Х.) прибыла на позицию № 9 в район к югу от Керченского пролива.

27 августа:

Бывший командир подводной лодки «М-172» старший лейтенант Лысенко Д. Я. за трусость и паникёрство, проявленные в боевой обстановке, судом военного трибунала был приговорён к 7 годам, уволен из ВМФ и направлен на фронт до окончания войны.

Чёрное море:

В 10.12 подводная лодка «М-34» (командир – Голованов Н. И.) вышла из Балаклавы с целью крейсерства между Жебрияны – остров Фидониси – мыс Олинька в 4-й боевой поход.

В 14.27 подводная лодка «С-33» (командир – капитан-лейтенант Алексеев Б. А.) вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну во 2-й боевой поход.

Подводная лодка «С-32» (командир – капитан-лейтенант Павленко С. К.) прибыла на позицию № 13 в район мыса Эмине.

28 августа:

Север:

Подводная лодка «М-171» (командир – Стариков В. Г.) начала замену аккумуляторной батареи.

Подводная лодка «Щ-403» (командир – капитан-лейтенант Коваленко С. И.) возвратилась в Йоканьгу с дозорной позиции у горла Белого моря, проведя во 2-м боевом походе 6 суток.

Балтика:

Перебазирование флота из Таллина в Кронштадт: «Щ-322».

Чёрное море:

Подводная лодка «М-34» (командир – Голованов Н. И.) прибыла в район крейсерства между Жебрияны – остров Фидониси – мыс Олинька.

Подводная лодка «Щ-207» (командир – старший лейтенант Панов Н. А.) начала возвращение в базу с позиции № 14.

29 августа:

Балтика:

Перебазирование флота из Таллина в Кронштадт: «Щ-322».

Чёрное море:

Ночью подводная лодка «С-32» (командир – капитан-лейтенант Павленко С. К.) в районе устья реки Камчия высадила разведывательную группу (9 болгар).

Подводная лодка «С-34» (командир – капитан 3 ранга Хмельницкий Я. М.) завершила в Севастополе навигационный ремонт и докование.

Подводная лодка «С-33» (командир – капитан-лейтенант Алексеев Б. А.) прибыла на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.

30 августа:

Север:

Подводная лодка «М-171» (командир – Стариков В. Г.) завершила замену аккумуляторной батареи.

Подводная лодка «Щ-422» (командир – капитан-лейтенант Малышев А. К.) вышла из базы в 3-й боевой поход.

Чёрное море:

В 22.42 подводная лодка «Щ-207» (командир – старший лейтенант Панов Н. А.) возвратилась в Севастополь с позиции № 14 (район мыса Зейтин-Бурну), проведя в 1-м боевом походе 20 суток.

31 августа:

Чёрное море:

Подводная лодка «С-32» (командир – капитан-лейтенант Павленко С. К.) на позиции № 13 обнаружила конвой противника в составе сухогруза и 2-х сторожевых катеров, но при попытке выйти в атаку была обнаружена болгарским гидросамолетом, который обстрелял лодку из пулеметов и сбросил бомбы.

Подводная лодка «С-33» (командир – капитан-лейтенант Алексеев Б. А.) на позиции № 14 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большой дистанции.

Подводная лодка «Щ-214» (командир – капитан-лейтенант Власов В. Я.) завершила на заводе № 201 в Севастополе испытания механизмов, докование и навигационный ремонт.

Дата последнего изменения: 05.05.2010.