советский военно-морской флаг

Торпедная атака подводной лодки «Щ-214» 05.11.1941
(потоплен итальянский танкер «Torcello»)

советский военно-морской флаг

Вечером 05.11.1941 советская подводная лодка «Щ-214» (командир – капитан-лейтенант В. Я. Власов, обеспечивающий – капитан 3-го ранга Б. А. Успенский) из состава 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ находилась на позиции № 24 в районе мыса Кору-Бурну. Погодные условия: ветер юго-восточный – 4 балла, море – 3 балла, видимость – 18-20 кабельтовых, полная облачность, сильное свечение воды.

В 19.03 подводная лодка всплыла в крейсерское положение.

В 21.19 вахтенный командир старший лейтенант Луканидин В. Г. обнаружил по пеленгу 250° на дистанции 15{1} кабельтовых силуэт транспорта, идущего без огней из Босфора курсом 320° со скоростью 10 узлов (курсовой угол цели – 110° правого борта). Посчитав обнаруженное судно неприятельским, Власов объявил боевую тревогу. Начато маневрирование для выхода в торпедную атаку по транспорту, оказавшимся танкером водоизмещением 8-10 тысяч тонн.

В 21.24 торпедные аппараты №№ 2, 3 и 6 приготовлены к выстрелу. В уравнительную цистерну принято 3 тонны воды. В отсеках подготовили к боевому использованию аварийный инструмент.

В 21.26 отдана команда: “Торпедные аппараты 3 и 6, товсь!“

В 21.28 «Щ-214» застопорила дизели и перешла на электромоторы. Аккумуляторная батарея – параллельно. Дан самый полный ход.

В 21.36 в точке с координатами 41°52,5` с.ш. 28°22,2` в.д. лодка произвела из надводного положения с дистанции 4 кабельтова торпедную атаку{2}, прицельно выпустив одну торпеду из носового аппарата № 3 при угле упреждения 10,5° и угле встречи 100°. Через 45 секунд торпеда поразила кормовую часть танкера в районе машинного отделения и взорвалась.{1}

В 21.38 торпедированное судно начало тонуть кормой.

В 21.43 от тонущего танкера отошли 2 шлюпки.

В 21.57 дан отбой боевой тревоги. «Щ-214» подошла к месту торпедирования танкера. Над кормой вертикально стоит носовая часть судна. Примерная осадка носовой части 6-7 метров.

В 22.16 танкер скрылся под водой. Район потопления судна покрыт слоем соляра, ощущается сильный запах бензина. В некоторых местах в 1-2 метрах от борта подводной лодки происходят вспышки бензина. На поверхности моря плавает множество различных предметов: спасательные круги, плетёные кресла, две шлюпки без людей и пр. По мнению капитан-лейтенанта Власова, потопленный танкер шёл с грузом бензина, выйдя из Босфора в 15 часов.

По иностранным данным, в 21.00{3} в 18 милях от мыса Кору-Бурну был потоплен итальянский танкер «Torcello» (3336 брт), шедший в балласте из Стамбула в Констанцу. 3 члена экипажа погибли, 21 уцелевший моряк был подобран турецкой шхуной и доставлен в Игнеаду. Румынские эскадренные миноносцы «Regina Maria» и «Mărăşeşti» в 17.00{3} должны были встретить «Torcello» в 4-х милях к востоку от Мидии и вступить в охранение судна, однако рандеву не состоялось. Потеряв два{4} из пяти танкеров, совершавших переходы в Румынию, итальянское командование до второй половины 05.1942 отказалось от посылки наливных судов в Чёрное море.

Схема торпедной атаки «Щ-214» 05.11.1941 Схема маневрирования «Щ-214» 05.11.1941
Схема торпедной атаки «Щ-214» 05.11.1941 [3] Схема маневрирования «Щ-214» 05.11.1941 [1][4]

Примечания

{1} Детали торпедной атаки «Щ-214» 05.11.1941 в разных источниках несколько отличаются.
Дистанция обнаружения танкера: по одним данным[2][4] – 15 кабельтовых (встречается также уточнение[2], что силуэт судна был обнаружен в перископ), по другим[3] – около 20 кабельтовых.
Время торпедной атаки: по одной информации[2] – в 21.38; по другой[3][4] – в 21.36.
Дистанция торпедной атаки: в одних источниках[3][2] – 4 кабельтова; по журналу боевых действий подлодки[4] – 3 кабельтова.
Угол упреждения торпедного выстрела: по одним данным[2] – 10,5°; по ЖБД «Щ-214»[4] – 11°.
Угол встречи торпеды с целью: по одной информации[2] – 100°; по ЖБД лодки[4] – 104°.

{2} В советской литературе[6] так описывалась эта торпедная атака:

Через трое суток, находясь в крейсерском положении, «Щ-214» обнаружила ночью вражеский танкер. Первым заметил его вахтенный командир комсомолец старший лейтенант Луконидин [так в источнике, правильно «Луканидин»].

– Вперед полный! – приказал командир и начал атаку.

Приготовленная комсомольцами Протоцким и Хренниковым торпеда точно прошла по заданному направлению и попала в цель. Через полчаса Черное море сомкнулось над танкером. Лодка не уходила из района атаки до тех пор, пока командир и его помощник не убедились, что танкер скрылся в волнах.

{3} Указано берлинское (среднеевропейское) время.

{4} Первый итальянский танкер «Superga» был потоплен советской подводной лодкой «Щ-211» 29.09.1941.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО «Стратегия КМ», 2003.

[2] Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970.

[3] Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.

[4] Сборник материалов по боевой деятельности подводных лодок КБФ, ЧФ и СФ в Великой Отечественной войне. Выпуск первый (1941 год). – М.: Военное издательство МО СССР, 1954.

[5] Kriegstagebuch des Marine Gruppenkommandos Süd für die Zeit vom 1.-15. November 1941. (предоставлено Морозовым М. Э.).

[6] Саватеев П. Н. Удары из морских глубин. – М.: Военное издательство МО СССР, 1961.

Дата последнего изменения: 25.02.2014.

Комментарии

Комментариев пока нет.