Электродвигатели советских подводных лодок | ||
Главная → Лодки → Вооружение и устройства → Энергетические установки советских подводных лодок | ||
Аккумуляторные батареи – Дизели – Электродвигатели |
Производство всех типов электродвигателей для подводных лодок в Советском Союзе обеспечивали два предприятия: завод «Электросила» имени С. М. Кирова (Ленинград) и Харьковский электромеханический завод. Принципиальная конструкция двигателей у больших и средних субмарин была двухъякорной (на I серии – c якорями разной мощности, на последующих – равной), подлодки типов «Щ» и «М» имели одноякорные двигатели. Реверсирование двигателей осуществлялось соответствующим монтажом схемы питания, обеспечивающей перемену полюсов обмоток.
На подводных лодках II серии для экономического подводного хода имелись отдельные малые электродвигатели мощностью по 30 л.с. с текстропной передачей вращения на гребные валы. Первоначально при погружениях натяжение ремней постоянно менялось, что вело к их соскальзыванию, быстрому износу и разрывам. После увеличения числа ремней и усиления крепления валов с этим недостатком удалось справиться.
Двигатели, закупленные за границей в 1920-е годы, показали, что ничем выдающимся от отечественных они не отличаются. В результате производство электромоторов было организовано без иностранной помощи. Их качество оказалось вполне удовлетворительным, если не считать сильно досаждавших личному составу своим быстрым изнашиванием угольных щёток и медных коллекторов, которые приходилось часто чистить, заменять и подтачивать во избежание снижения или пробоев изоляции. Проблем с производством достаточного числа электродвигателей для новых подлодок не возникало.
Характеристики электродвигателей советских подводных лодок
Наименование электродвигателя | Год принятия в эксплуатацию | Мощность номинальная, л.с. | Обороты номинальные, об/мин | Типы подводных лодок, на которых устанавливались электродвигатели |
ПГВ | 1930 | 480 | • | • |
---|---|---|---|---|
ПГ-20 | 1944 | 525 | 340 | • |
ПГ 84/5+84/50 | 1933 | 650 | 340 | XI серии |
ПГВ-8 | 1933 | 400 | 390 | • |
ПГ 60/34 | 1933 | 240 | 390 | • |
ПГ 84/95 | 1933 | 550 | 240 | IV серии{1} |
ПГ-21 | 1942 | 550 | 275 | IV серии{1} |
ПГ 72/35 | 1936 | 550 | 275 | • |
ПГ-12 | 1937 | 400 | 450 | • |
ПГ-9 | 1938 | 650 | 340 | • |
ПГ-11 | 1939 | 1200 | 235 | • |
ПГ-17 | 1943 | 218 | 385 | • |
Примечания
{1} По одним данным[4][1], на подводных лодках IV серии были установлены электромоторы ПГ-21, однако в некоторых источниках[3][5] наряду с упоминанием ПГ-21 на других страницах встречается информация об использовании на «правдах» электродвигателей ПГ 84/95.
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
[2] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
[3] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советские подлодки типов П и К – М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.
[4] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А. В. Платонов – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО "Издательство «Полигон»", 2004.
[5] Царьков А. Ю. Подводные лодки типа «П» // Морская коллекция – 2010. – № 10 (133).
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |